Файл: Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно (СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно относятся к общеправовым принципам, т. е. характерным для всех отраслей права[31]. Их закрепление в Законе об ОРД[32] обусловлено, во-первых, специфичностью правовых основ ОРД, до недавнего времени регламентировавшейся только ведомственными нормативными актами, а во-вторых, тем, что сущность ОРД предполагает некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, попавших в ее сферу.

Таким образом, принцип законности пронизывает всю правовую и политическую системы, является «сердцевиной» их формирования. Реализация принципа законности зависит от обеспечения единства правового пространства[33]. Кроме того, на реализацию данного принципа в комплексе оказывают влияние также совершенствование федеративных отношений, демократизация и совершенствование политической и избирательной систем, формирование органов исполнительной власти. Все эти процессы оказывают влияние на состояние конституционной законности в государстве.  Принцип законности, провозглашенный в комментируемой статье, получил закрепление и в ряде других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ.

2.3.Уважение прав и свобод гражданина

Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД согласно ст. 1 Закона об ОРД есть защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина[34].

Принцип законности заключается, прежде всего, в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих[35].

Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (ст. ст. 8 и 9), а с другой — регламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5). Таким образом, указанный принцип материализуется в ряде статей Закона об ОРД[36]. Принцип законности заключается, прежде всего, в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих.


Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ. Права человека - это комплекс возможностей и требований, присущих природе человека в личной, социальной, экономической, политической и культурной сферах. Они характеризуют его правовой статус относительно государства, являются признанными и законодательно принятыми в праве внешнем (международном) и внутреннем (государственном) или только в международном праве, гарантируются всем международным сообществом, без них человек не может существовать как полноценная личность[37].

Указанный принцип взаимосвязан с принципом законности и приоритетен по отношению к другим социальным ценностям. Соблюдение этого принципа означает, что при осуществлении ОРД ограничение отдельных прав и свобод человека и гражданина носит исключительный и временный характер. Оно может применяться только по решению суда в отношении лица, в действиях которого имеются признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, и случаях обеспечения безопасности общества и государства[38].

Кроме того, данный принцип предусматривает запрет на проведение ОРМ, которые наносят физический и материальный ущерб, подвергают угрозе жизнь и здоровье людей, а также причиняют ущерб окружающей среде. Вместе с тем следует помнить, что ряд прав и свобод гражданина и человека имеют неотъемлемый характер и не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относятся право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ), право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ).

Нормы ст. 24 Конституции РФ реализуются в ОРД в виде запрета на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Сбор данных сведений без согласия лица, к которому они относятся, возможен лишь при их необходимости для решения оперативно-розыскных задач.

В соответствии с этим принципом отдельные физические и юридические лица имеют право получать от органов, осуществляющих ОРД, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или суд[39]. Однако оперативно-розыскным органам запрещается передавать и разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если их разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскным органам, интересам человека и безопасности государства[40].


В случаях нарушения прав и свобод человека в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности, а также если его виновность в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вышестоящий орган, прокурор или суд обязаны восстановить нарушенные права и обеспечить возмещение материального или морального вреда в соответствии с законодательством.

2.4.Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных форм и

методов работы

Практика расследования преступлений, где оперативно-тактические комбинации выступают в качестве средства решения сложных следственных тактических задач свидетельствует, что достижение этих задач возможно исключительно на основе планирования, организации и проведения оперативно-тактических комбинаций в соответствии с принципами оперативно-розыскной деятельности и в первую очередь, важнейшим отраслевым принципом ОРД - принципом конспирации[41].

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств не применяются в других отраслях права и отличают ОРД от других государственно-правовых средств борьбы с преступностью, поэтому их традиционно относят к отраслевым (специальным) принципам[42].

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам оперативно-розыскной деятельности.

Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, поэтому в теории ОРД он традиционно относится к группе специальных принципов. Конспирация — основной специальный принцип ОРД, отличающий ее от других государственно-правовых форм борьбы с преступностью[43].

Принцип конспирации означает необходимость и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан[44].

Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия.


Говоря о принципах (основополагающих идеях), их влиянии на правовую систему и общество в целом, следует согласиться с суждением, что «Значение принципов в правовой системе государства велико, поскольку они выполняют функцию ориентира в поиске оптимального приемлемого варианта упорядочивания общественных отношений[45].

Проведение оперативно-тактической комбинации (соответствующие ее задаче оперативно-розыскные мероприятия, действия участников комбинации и пр. частные элементы структуры) невозможно сделать абсолютно скрытным от посторонних лиц, так как все они реализуются в условиях реального времени, места, осуществляются конкретными участниками. Однако стремится к скрытности в своей деятельности оперативный сотрудник обязан и методологией достижения этой цели является принцип конспирации. 

Принцип конспирации является отраслевым принципом оперативно-розыскной деятельности из чего следует, что он имеет соответствующее теоретическое определение и обоснование, но теория оперативно-розыскной деятельности имеет свою систематику и из этого закономерным является вывод о том, что отраслевой принцип конспирации как одна из методологических основ всех рекомендаций оперативно-розыскной деятельности должен отражаться в системе соответствующей теории в качестве частных принципов связанных с особенностями реализации оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскных средств. Иными словами, можно выдвинуть гипотезу о том, что оперативно-тактическая комбинация в процессе планирования, организации и проведения должна соответствовать рекомендациям отраслевого принципа конспирации и отвечать частным положениям данного принципа, объясненным для средств оперативно-розыскной тактики[46]

Правовое закрепление принцип конспирации впервые получил в Законе об ОРД. Вместе с тем все нормативно-правовые акты не дают определения понятия конспирации, вероятно это связано с тем, что законодатель не видит надобности комментировать определением термин, который является общепризнанным, а, следовательно, общепонятным[47]

Принцип конспирации имеет двоякое значение[48]. Во-первых, он обеспечивает негласный характер сотрудничества отдельных граждан и должностных лиц с органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, и таким образом защищает их от физической и иной расправы со стороны преступных элементов. Во-вторых, названный принцип имеет и тактическое значение, создавая условия для упреждающего характера оперативно-розыскных мероприятий, и затрудняет противодействие проверяемых и разрабатываемых деятельности оперативных аппаратов по их разоблачению и привлечению к уголовной ответственности. Содержание принципа конспирации включает в себя также нормативные ограничения пределов доступа к оперативно-розыскной информации отдельных лиц в зависимости от их должностного и иного (например, отдельные граждане) статуса. При этом во всех случаях, в соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются только с их письменного согласия (за исключением случаев привлечения перечисленных лиц к уголовной ответственности).


Сочетание гласных и негласных методов и средств также занимает важное место в системе принципов оперативно-розыскной деятельности. Содержание этого принципа основывается на вышеприведенном фрагменте ст. 1 Закона об ОРД о гласном и негласном характере оперативно-розыскной деятельности.

Гласность оперативно-розыскной деятельности определяется законодательной регламентацией этого вида правоохранительной деятельности какЗакон об ОРД, так и федеральными законами, касающимися деятельности министерств и ведомств, наделенных оперативно-розыскными полномочиями (Закон «О полиции»[49], Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»[50], Федеральный закон «О службе внешней разведки»[51] и др.). Значительная часть оперативных структур и их должностных лиц носит открытый характер. Так, не составляют тайны цели, задачи и принципы оперативно- розыскной деятельности, ее субъекты, их права и обязанности, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью и т. д. Всем известно, например, что в органах внутренних дел аппараты уголовного розыска, аппараты экономической безопасности и противодействия коррупции постоянно работают с населением, участвуют в рассмотрении жалоб и заявлений, изучают оперативную обстановку, решая тем самым ответственные задачи по борьбе с общеуголовной и экономической преступностью. Одновременно оперативно-служебная деятельность должностных лиц эти аппаратов в большей части носит конспиративный характер и связана с постоянным использованием негласных сил, средств и методов в решении стоящих перед ними задач. Гласность оперативно-розыскной деятельности определяется и ее направленностью преимущественно на борьбу с преступностью. Такая направленность вызывает необходимость постоянного взаимодействия должностных лиц оперативных аппаратов со следователями, реализации оперативно-розыскной информации с ее преобразованием в процессуальную[52].

Содержание ст. 140, 143 УПК РФ[53] и ч. 2 ст. 11 Закона об ОРД» позволяет использовать оперативно-розыскную информацию в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства. Подобное преобразование оперативно-розыскной информации в процессуальную чаще всего и определяет содержание рассматриваемого принципа оперативно-розыскной деятельности.