Файл: Курс лекций _Методы геоэкологических исследований_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2019

Просмотров: 2694

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

86

проектные работы в области охраны окружающей среды, затраты на 
контроль  и управление качеством городской окружающей среды. 

Анализ народнохозяйственной структуры города и определение 

его функций. Прежде всего необходимо установить, к какому классу 
относится город по величине и как изменялся класс города в зависи-
мости от этапов развития.  Класс города 

 это важный интегральный 

показатель всех сторон его жизни. В зависимости от величины города 
планируется его дальнейшее развитие: стимулирование роста  для ма-
лых и средних, ограничение 

 для крупных городов. От величины го-

рода во многом зависит и его хозяйственная структура, выполняемые 
функции, и как следствие степень воздействия на окружающую среду. 

Главным  критерием  определения  народнохозяйственной  структу-

ры  города  является  распределение  занятого  населения  между  отрас-
лями хозяйства. Выделяются следующие группы занятости населения: 

  в  сфере  индустриального  труда  (промышленность,  строитель-

ство, транспорт и связь); 

  в  сфере  распределения  и  материального  обслуживания  (тор-

говля,  общественное  питание,  заготовки,  материально-техническое 
снабжение); 

  в  сфере  культурно-бытового  обслуживания  (жилищно-комму-

нальное  хозяйство,  бытовые  услуги,  просвещение,  здравоохранение, 
искусство, социальное обеспечение, органы управления); 

  в сфере науки и образования; 

  в сельском и лесном хозяйстве. 
По  соотношению  этих  групп  можно  определить  не  только  от-

раслевую структуру хозяйства города, но и его функциональный тип. 

Например, если установлено, что в данном городе доля занятых в 

индустриальной  сфере  и  в  промышленности  выше 60 и 40 % соот-
ветственно, то его можно отнести к типу индустриальных центров. 
Если доля занятых в промышленности не более 30 %, а на транспор-
те 

  не  менее 20 %, то  город  относится  к  типу  промышленно-

транспортных  центров.  Как  правило,  это  железнодорожные  узлы, 
морские  или  речные  порты.  Город,  в  котором  доля  занятых  в  про-
мышленности не превышает 40 %, а в строительстве 

 не менее 30 %, 

как  правило,  входит  в  число  городов-новостроек.  Если  показатели 
занятости в индустриальной сфере, в том числе в промышленности, 
ниже, а в остальных видах деятельности выше, значит, в нем функ-
циональная доминанта не выражена. Это может быть местный орга-
низационно-хозяйственный,  торгово-распределительный  администра-


background image

 

87

тивный  центр  и  местный  организующий  центр.  В  отдельный  тип  вы-
деляются  города 

 оздоровительные центры, где доля занятых в ме-

дицинском обслуживании выше 10 %, например центры отдыха и ту-
ризма.  Многие  малые  города  имеют  значительную  долю  занятых  в 
сельском хозяйстве, их относят к агропромышленным центрам. Круп-
ные города со сложными градообразующими функциями, с высоким и 
разносторонним уровнем развития относят к типу многофункциональ-
ных городов (столичные, областные, межрайонные центры). К ним по 
экономической  структуре близки города переходного типа, но по ве-
личине они в подавляющем большинстве относятся к средним или по-
лусредним. 

Наиболее  правильно  функциональный  профиль  городов  может 

быть охарактеризован при выделении градообразующего контингента,  
т. е. той части населения, которая занята в градообразующих отрас-
лях хозяйства, определяющих специализацию города. Для того чтобы 
получить  полную  экономическую  характеристику,  следует  не  только 
определить  функциональный  тип  города,  но  и  оценить  уровень  его 
экономического  развития.  Для  этого  необходимо  изучить  ряд  специ-
альных показателей: 

1)  стоимость  валовой  продукции  промышленности  в  расчете  на 

душу населения; 

2)  стоимость основных промышленно-производственных фондов 

на душу населения; 

3)  численность  промышленно-производственного  персонала  в 

расчете на 1000 занятых. 

Затем, сравнивая эти показатели с аналогичными составляющими 

в  целом  по  республике,  можно  определить  уровень  экономического 
развития  города  (высокий,  выше  среднего,  средний,  ниже  среднего, 
низкий). 

В  результате,  располагая  оценкой  демографической  ситуации  в 

городе  и  степени  использования  трудовых  ресурсов,  можно  сделать 
вывод  о  том,  способствует  ли  уровень  экономического  развития  и 
структура улучшению параметров демографической ситуации, сможет 
ли в будущем этот город выполнять функции экономического и куль-
турного центра определенного региона. Для более глубокого анализа 
всех  отраслей  хозяйства  города  можно  воспользоваться  методикой 
экономико-географического  изучения  отраслей,  которая  будет  изло-
жена ниже. 


background image

 

88

Изучение  территориальной  организации  городов.  Под  террито-

риальной  организацией  города  понимается  пространственное  сочета-
ние элементов городской среды, объединяемых структурами управле-
ния. При изучении данного вопроса главное внимание уделяется осо-
бенностям  планировки  и  застройки  города,  характеру  использования 
городских  территорий.  В  процессе  исследования  необходимо  также 
выявить,  как  формировались  границы  города  и  расширялась  его  тер-
ритория, как шло образование и развитие исторического ядра города и 
его новых производственных и жилых зон; найти отличительные чер-
ты внутренних микрорайонов; показать характер размещения системы 
обслуживания и управления, транспортных и инженерных сетей; оце-
нить  дальнейшие  возможности  роста  города;  с  учетом  территориаль-
ной организации 

 степень воздействия на окружающую среду. 

По  типу  планировочной  структуры  города  могут  быть  центрич-

ные, линейные, рассредоточенные; по типу территориальной структу-
ры 

 компактные, расчлененные, разобщенные. Городская территория 

по своему функциональному назначению и характеру использования 
может подразделяться на следующие зоны: селитебную 

 жилые об-

разования, общественные центры, зоны зеленых насаждений общего 
пользования, улицы и площади, учреждения, обслуживающие жилые 
зоны;  внеселитебную 

  территории  промышленные  и  коммунально-

складские,  внешнего  транспорта,  санитарно-защитные  полосы;  внеш-
нюю 

 территории зон загородного  отдыха, подсобных городских хо-

зяйств, питомников и т. д. В процессе исследования необходимо выяс-
нить, соответствует ли градостроительным требованиям их взаимное 
размещение, как учтены природные факторы (направление ветра, те-
чение  рек  и  т. д.);  какова  транспортная  доступность  зон,  возмож-
ности их перспективного роста. 

Анализ  развития  планировочной  и  пространственной  структу-

ры  города  следует  рассматривать  по  этапам  с  учетом  влияния  эко-
номического развития и экологического воздействия на планировку 
и застройку города. 

На  основании  полученных  результатов  проводится  функцио-

нальное  зонирование  территории  с  выделением  центра  города,  жи-
лых  зон,  производственных  зон.  Рассматриваются  главные  струк-
турные  черты  каждой зоны. При  характеристике жилых зон необхо-
димо отметить этапы жилищного строительства, его объем, размеры 
квартир,  формы  застройки,  этажность,  плотность  жилого  фонда  (в 
квадратных метрах на гектар), плотность населения (человек на гек-


background image

 

89

тар или квадратный километр), благоустройство жилого фонда, раз-
мещение  нового  жилищного  строительства.  При  выделении  произ-
водственных  зон,  промышленных  районов  оценивается  их  размеще-
ние, определяются те объекты, которые желательно вынести за пре-
делы города, определяются возможности экономии территории город-
ской площадки. 

Характеризуя  пространственную  организацию  городов,  необхо-

димо рассмотреть и основные составляющие планировочной структу-
ры  города 

 транспортную, социально-культурную, природно-ландша-

фтную, композиционно-пространственную, инфраструктурную. 

Сеть коммуникаций подразделяется на сооружения и устройства 

внешнего  и  внутреннего  транспорта.  Общим  требованием  к  про-
странственной  организации  внешнего  транспорта  является  обеспече-
ние экономичности, создание комфортных условий для людей, соблю-
дение  необходимых  режимных  параметров  работы  транспорта,  сте-
пень  выбросов  в  атмосферу,  их  концентрация  в  различных  районах 
города.  С  этой  целью  важно  произвести  дифференциацию  уличной 
сети по функциональному назначению, по направлению движения, по 
ее  роли  в  структуре  города,  по  степени  напряженности  движения, 
дать  краткую  характеристику  видов  городского  транспорта  и  их  ис-
пользования. 

Следует  также  дать  характеристику  сети  инженерных  коммуни-

каций  (водопроводная  сеть,  канализация,  тепломагистрали,  линии 
связей, газопроводов и др.), системы сбора, удаления и переработки 
бытовых отходов. Для этого необходимо знать некоторые норматив-
ные  показатели  по  удельным  расходам  воды,  тепла,  газа,  энергии. 
Например,  суточная норма  водопотребления  в  крупном  городе  на  хо-
зяйственно-питьевые нужды может составлять 400 

 500 и более лит-

ров  на  одного  человека.  Хозяйственно-питьевое  водопотребление 
включает  расходы  на  холодное  и  горячее  водоснабжение  в  жилых 
зданиях,  во  всем  комплексе  их  обслуживания,  а  также  на  поливку 
территории.  

Изучается  также  территориальная  организация  сети  культурно-

бытового  обслуживания:  предприятия  общегородского,  районного  и 
местного значения; повседневного, периодического и эпизодического 
пользования; стандартные и избирательные объекты обслуживания. 

Учреждения  обслуживания  в  жилых  районах  городов  размеща-

ются  с  учетом  конкретных  радиусов  обслуживания.  Например,  дет-
ские  ясли-сады,  магазины  повседневного  спроса,  приемные  пункты 


background image

 

90

прачечных 

 до 300 м; школы, универсамы, библиотеки, пункты хим-

чистки 

 до 500 м. При этом предприятия торговли, общественного пи-

тания,  культуры,  коммунально-бытового  обслуживания,  спорта  разме-
щаются  преимущественно  в  составе  общественных  центров,  вблизи 
магистралей городского и районного значения; дошкольные и школь-
ные учреждения размещаются вблизи зеленых насаждений, с соблю-
дением расстояний от магистралей. 

С  учетом  этих  особенностей  должна  проводится  оценка  соци-

ально-культурных элементов инфраструктуры. 

Заключительным  этапом  изучения  внутригородского  расселе-

ния  является  оценка эффективности и интенсивности  использова-
ния  территориальных  ресурсов  города.  Для  этого  составляется  ба-
ланс  территории  города  (в  гектарах  и  процентах),  отражающий 
соотношение застроенных и резервных площадей. 

Важно  определить,  какой  путь  территориального  развития  го-

рода  преобладает:  экстенсивный  или  интенсивный.  Экстенсивный 
путь 

 это рост города вширь, за счет новых территорий, часто  уда-

ленных,  с  недостаточным  благоустройством,  отсюда  нерациональ-
ность и усложнение связей,  увеличение затрат времени, сокраще-
ние площади ценных пригородных земель, нарушение экологического 
равновесия в ландшафтах и рекреационных зонах. Интенсивный путь 
 развитие за счет более рационального использования земель, уплот-
нение застройки за счет этажности. Эти пути можно сравнить при по-
мощи  следующих  показателей:  площадь  застроенной  территории  (в 
гектарах),  в  том  числе  на 1000 жителей;  темпы  роста  населения  и 
площади  города;  плотность  застройки  (человек  на 1 га  застроенной 
территории);  плотность  жилого  фонда  (квадратных  метров  общей 
площади на 1 га селитебной территории); плотность населения (чело-
век на 1 га или 1 км

2

);  этажность, коэффициент использования терри-

тории.  На  основании  такого  комплексного  и  всестороннего  изучения 
внутригородского расселения  необходимо  сделать  выводы  по  каждо-
му  разделу  и  предложить  меры  и  возможные  варианты  более  эффек-
тивного и экономного использования городских земель. 

Важную  роль  в  экономико-геоэкологическом  изучении  города 

имеет изучение не только города, но и пригородной зоны, так как го-
рода  не  могут  рассматриваться  как  изолированная  материально-
пространственная форма. Они являются составной частью общей сис-
темы расселения, вокруг них формируются особые сельско-городские 
зоны, часто перерастающие в городскую агломерацию.