ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2019
Просмотров: 2694
Скачиваний: 9
86
проектные работы в области охраны окружающей среды, затраты на
контроль и управление качеством городской окружающей среды.
Анализ народнохозяйственной структуры города и определение
его функций. Прежде всего необходимо установить, к какому классу
относится город по величине и как изменялся класс города в зависи-
мости от этапов развития. Класс города
это важный интегральный
показатель всех сторон его жизни. В зависимости от величины города
планируется его дальнейшее развитие: стимулирование роста для ма-
лых и средних, ограничение
для крупных городов. От величины го-
рода во многом зависит и его хозяйственная структура, выполняемые
функции, и как следствие степень воздействия на окружающую среду.
Главным критерием определения народнохозяйственной структу-
ры города является распределение занятого населения между отрас-
лями хозяйства. Выделяются следующие группы занятости населения:
в сфере индустриального труда (промышленность, строитель-
ство, транспорт и связь);
в сфере распределения и материального обслуживания (тор-
говля, общественное питание, заготовки, материально-техническое
снабжение);
в сфере культурно-бытового обслуживания (жилищно-комму-
нальное хозяйство, бытовые услуги, просвещение, здравоохранение,
искусство, социальное обеспечение, органы управления);
в сфере науки и образования;
в сельском и лесном хозяйстве.
По соотношению этих групп можно определить не только от-
раслевую структуру хозяйства города, но и его функциональный тип.
Например, если установлено, что в данном городе доля занятых в
индустриальной сфере и в промышленности выше 60 и 40 % соот-
ветственно, то его можно отнести к типу индустриальных центров.
Если доля занятых в промышленности не более 30 %, а на транспор-
те
не менее 20 %, то город относится к типу промышленно-
транспортных центров. Как правило, это железнодорожные узлы,
морские или речные порты. Город, в котором доля занятых в про-
мышленности не превышает 40 %, а в строительстве
не менее 30 %,
как правило, входит в число городов-новостроек. Если показатели
занятости в индустриальной сфере, в том числе в промышленности,
ниже, а в остальных видах деятельности выше, значит, в нем функ-
циональная доминанта не выражена. Это может быть местный орга-
низационно-хозяйственный, торгово-распределительный администра-
87
тивный центр и местный организующий центр. В отдельный тип вы-
деляются города
оздоровительные центры, где доля занятых в ме-
дицинском обслуживании выше 10 %, например центры отдыха и ту-
ризма. Многие малые города имеют значительную долю занятых в
сельском хозяйстве, их относят к агропромышленным центрам. Круп-
ные города со сложными градообразующими функциями, с высоким и
разносторонним уровнем развития относят к типу многофункциональ-
ных городов (столичные, областные, межрайонные центры). К ним по
экономической структуре близки города переходного типа, но по ве-
личине они в подавляющем большинстве относятся к средним или по-
лусредним.
Наиболее правильно функциональный профиль городов может
быть охарактеризован при выделении градообразующего контингента,
т. е. той части населения, которая занята в градообразующих отрас-
лях хозяйства, определяющих специализацию города. Для того чтобы
получить полную экономическую характеристику, следует не только
определить функциональный тип города, но и оценить уровень его
экономического развития. Для этого необходимо изучить ряд специ-
альных показателей:
1) стоимость валовой продукции промышленности в расчете на
душу населения;
2) стоимость основных промышленно-производственных фондов
на душу населения;
3) численность промышленно-производственного персонала в
расчете на 1000 занятых.
Затем, сравнивая эти показатели с аналогичными составляющими
в целом по республике, можно определить уровень экономического
развития города (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего,
низкий).
В результате, располагая оценкой демографической ситуации в
городе и степени использования трудовых ресурсов, можно сделать
вывод о том, способствует ли уровень экономического развития и
структура улучшению параметров демографической ситуации, сможет
ли в будущем этот город выполнять функции экономического и куль-
турного центра определенного региона. Для более глубокого анализа
всех отраслей хозяйства города можно воспользоваться методикой
экономико-географического изучения отраслей, которая будет изло-
жена ниже.
88
Изучение территориальной организации городов. Под террито-
риальной организацией города понимается пространственное сочета-
ние элементов городской среды, объединяемых структурами управле-
ния. При изучении данного вопроса главное внимание уделяется осо-
бенностям планировки и застройки города, характеру использования
городских территорий. В процессе исследования необходимо также
выявить, как формировались границы города и расширялась его тер-
ритория, как шло образование и развитие исторического ядра города и
его новых производственных и жилых зон; найти отличительные чер-
ты внутренних микрорайонов; показать характер размещения системы
обслуживания и управления, транспортных и инженерных сетей; оце-
нить дальнейшие возможности роста города; с учетом территориаль-
ной организации
степень воздействия на окружающую среду.
По типу планировочной структуры города могут быть центрич-
ные, линейные, рассредоточенные; по типу территориальной структу-
ры
компактные, расчлененные, разобщенные. Городская территория
по своему функциональному назначению и характеру использования
может подразделяться на следующие зоны: селитебную
жилые об-
разования, общественные центры, зоны зеленых насаждений общего
пользования, улицы и площади, учреждения, обслуживающие жилые
зоны; внеселитебную
территории промышленные и коммунально-
складские, внешнего транспорта, санитарно-защитные полосы; внеш-
нюю
территории зон загородного отдыха, подсобных городских хо-
зяйств, питомников и т. д. В процессе исследования необходимо выяс-
нить, соответствует ли градостроительным требованиям их взаимное
размещение, как учтены природные факторы (направление ветра, те-
чение рек и т. д.); какова транспортная доступность зон, возмож-
ности их перспективного роста.
Анализ развития планировочной и пространственной структу-
ры города следует рассматривать по этапам с учетом влияния эко-
номического развития и экологического воздействия на планировку
и застройку города.
На основании полученных результатов проводится функцио-
нальное зонирование территории с выделением центра города, жи-
лых зон, производственных зон. Рассматриваются главные струк-
турные черты каждой зоны. При характеристике жилых зон необхо-
димо отметить этапы жилищного строительства, его объем, размеры
квартир, формы застройки, этажность, плотность жилого фонда (в
квадратных метрах на гектар), плотность населения (человек на гек-
89
тар или квадратный километр), благоустройство жилого фонда, раз-
мещение нового жилищного строительства. При выделении произ-
водственных зон, промышленных районов оценивается их размеще-
ние, определяются те объекты, которые желательно вынести за пре-
делы города, определяются возможности экономии территории город-
ской площадки.
Характеризуя пространственную организацию городов, необхо-
димо рассмотреть и основные составляющие планировочной структу-
ры города
транспортную, социально-культурную, природно-ландша-
фтную, композиционно-пространственную, инфраструктурную.
Сеть коммуникаций подразделяется на сооружения и устройства
внешнего и внутреннего транспорта. Общим требованием к про-
странственной организации внешнего транспорта является обеспече-
ние экономичности, создание комфортных условий для людей, соблю-
дение необходимых режимных параметров работы транспорта, сте-
пень выбросов в атмосферу, их концентрация в различных районах
города. С этой целью важно произвести дифференциацию уличной
сети по функциональному назначению, по направлению движения, по
ее роли в структуре города, по степени напряженности движения,
дать краткую характеристику видов городского транспорта и их ис-
пользования.
Следует также дать характеристику сети инженерных коммуни-
каций (водопроводная сеть, канализация, тепломагистрали, линии
связей, газопроводов и др.), системы сбора, удаления и переработки
бытовых отходов. Для этого необходимо знать некоторые норматив-
ные показатели по удельным расходам воды, тепла, газа, энергии.
Например, суточная норма водопотребления в крупном городе на хо-
зяйственно-питьевые нужды может составлять 400
500 и более лит-
ров на одного человека. Хозяйственно-питьевое водопотребление
включает расходы на холодное и горячее водоснабжение в жилых
зданиях, во всем комплексе их обслуживания, а также на поливку
территории.
Изучается также территориальная организация сети культурно-
бытового обслуживания: предприятия общегородского, районного и
местного значения; повседневного, периодического и эпизодического
пользования; стандартные и избирательные объекты обслуживания.
Учреждения обслуживания в жилых районах городов размеща-
ются с учетом конкретных радиусов обслуживания. Например, дет-
ские ясли-сады, магазины повседневного спроса, приемные пункты
90
прачечных
до 300 м; школы, универсамы, библиотеки, пункты хим-
чистки
до 500 м. При этом предприятия торговли, общественного пи-
тания, культуры, коммунально-бытового обслуживания, спорта разме-
щаются преимущественно в составе общественных центров, вблизи
магистралей городского и районного значения; дошкольные и школь-
ные учреждения размещаются вблизи зеленых насаждений, с соблю-
дением расстояний от магистралей.
С учетом этих особенностей должна проводится оценка соци-
ально-культурных элементов инфраструктуры.
Заключительным этапом изучения внутригородского расселе-
ния является оценка эффективности и интенсивности использова-
ния территориальных ресурсов города. Для этого составляется ба-
ланс территории города (в гектарах и процентах), отражающий
соотношение застроенных и резервных площадей.
Важно определить, какой путь территориального развития го-
рода преобладает: экстенсивный или интенсивный. Экстенсивный
путь
это рост города вширь, за счет новых территорий, часто уда-
ленных, с недостаточным благоустройством, отсюда нерациональ-
ность и усложнение связей, увеличение затрат времени, сокраще-
ние площади ценных пригородных земель, нарушение экологического
равновесия в ландшафтах и рекреационных зонах. Интенсивный путь
развитие за счет более рационального использования земель, уплот-
нение застройки за счет этажности. Эти пути можно сравнить при по-
мощи следующих показателей: площадь застроенной территории (в
гектарах), в том числе на 1000 жителей; темпы роста населения и
площади города; плотность застройки (человек на 1 га застроенной
территории); плотность жилого фонда (квадратных метров общей
площади на 1 га селитебной территории); плотность населения (чело-
век на 1 га или 1 км
2
); этажность, коэффициент использования терри-
тории. На основании такого комплексного и всестороннего изучения
внутригородского расселения необходимо сделать выводы по каждо-
му разделу и предложить меры и возможные варианты более эффек-
тивного и экономного использования городских земель.
Важную роль в экономико-геоэкологическом изучении города
имеет изучение не только города, но и пригородной зоны, так как го-
рода не могут рассматриваться как изолированная материально-
пространственная форма. Они являются составной частью общей сис-
темы расселения, вокруг них формируются особые сельско-городские
зоны, часто перерастающие в городскую агломерацию.