Файл: Курс лекций _Методы геоэкологических исследований_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2019

Просмотров: 2696

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

6

ской и исторической диалектикой связан исторический подход, выте-
кающий из всеобщей связи и развития природы и общества. 

Научное исследование включает два уровня знания и, соответст-

венно этому, эмпирические и теоретические методы.  

Эмпирические  методы  представляют  собой  приемы  получения 

информации,  ее  обработки  в  результате  целенаправленной  познава-
тельной деятельности. В сложившуюся систему научных наблюдений 
входят: 1) методы непосредственных наблюдений, когда наблюдатель 
находится в прямом контакте с объектом наблюдения; 2) методы опо-
средованные, при которых контакт с объектом наблюдения осуществ-
ляют  специальные  устройства 

 датчики, преобразующие температу-

ру,  давление,  состав,  свойства  вещества  и  иные  контролируемые  ве-
личины  в  сигналы,  удобные  для  передачи  и  регистрации; 3) методы 
дистанционные  (бесконтактные),  с  помощью  которых  информация  о 
состоянии объекта наблюдения регистрируется на расстоянии от него.  

Теоретические  методы  включают  приемы  выявления  закономер-

ностей по результатам накопленных наблюдений, выводы из них. Они 
основаны на приемах абстрагирования, анализа и синтеза. 

Абстрагирование 

  выделение  существенных  свойств  и  связей 

предмета и отвлечение от других частных его свойств и связей. Аб-
страгирование необходимо для того, чтобы во множестве конкретных 
наблюдений и фактов выделить нечто общее, типичное. 

Анализ – расчленение  объекта  (мысленное  или  реальное)  на  эле-

менты. Анализ состоит, как правило, в исследовании результата абст-
рагирования, часто изолированно от других явлений. 

Синтез – соединение элементов в единое целое. Синтез сводится 

к  поиску  рациональной  картины  мира,  которая  объединяет  в  целост-
ную систему множество данных и частных абстракций. 

При  абстрагировании,  анализе  и  синтезе  пользуются  правилами 

абстрактной  логики,  различными  общенаучными  и  конкретно-
научными  принципами.  Основными  методами  логического  действия 
являются дедукция 

 исследования от «общего» к «частному»  и ин-

дукция 

 от «частного» к «общему». Посылками дедукции (аксиома-

тического  метода)  являются  аксиомы,  постулаты  или  гипотезы, 
имеющие  характер  общих  утверждений («общее»),  а  завершением 

 

следствия  из  посылок,  теоремы («частное»).  Дедукция  является  ос-
новным  средством  научного  доказательства.  Индукция  представляет 
собой  умозаключение  от  фактов («частного»)  к  некоторой  гипотезе 
(общему утверждению). 


background image

 

7

Разграничение знаний на теоретические и эмпирические не имеет 

жесткого характера, так как и при наблюдениях, и тем более при экс-
периментах, используют определенные теоретические представления. 

К основным общенаучным методам исследования относятся так-

же моделирование и эксперимент. 

Моделирование 

 исследование каких-либо явлений, процессов или 

систем объектов путем построения и изучения их моделей; использо-
вание  моделей  для  определения  или  уточнения  характеристик  и  ра-
ционализации способов построения конструируемых объектов

Модель  рассматривается  как  любой  образ,  аналог,  мысленный 

или  условный,  какого-либо  объекта,  процесса  или  явления 

 «ориги-

нала»  данной  модели.  На  идее  моделирования  базируется  любой  ме-
тод научного исследования 

 как теоретический, при котором исполь-

зуются различного рода идеальные модели, так и экспериментальный, 
использующий  предметные  модели.  Идеальные  модели  подразделя-
ются  на: 1) образные  (фотографии,  зарисовки  с  натуры); 2) образно-
знаковые,  включающие  вербальные  (дефиниции,  законы),  графиче-
ские (диаграммы, схемы), картографические; 3) знаковые или матема-
тические  (математическая  обработка  данных,  математическое  моде-
лирование и прогноз). Предметные модели включают пространствен-
но и физически подобные. 

Экспериментом  называют  чувственно-предметную  деятель-

ность  в  науке,  опыт,  построение  предметных  моделей,  воспроизво-
дящих объект, проверку гипотез. 

В географических исследованиях к числу экспериментальных ме-

тодов относятся: 1) натурные эксперименты, связанные с организаци-
ей направленных воздействий на природные системы и изучением ре-
акции  (откликов)  систем; 2) модельные  эксперименты,  которые  осу-
ществляются на аналогах определенных природных систем. 

Современный этап  развития  всех наук характеризуется усилени-

ем внимания к методике исследований. 

Методика 

  совокупность,  система  общих  и  частных  приемов 

получения нового знания

Методика исследований включает выбор объекта и предмета ис-

следования, отбор свойств и признаков, вовлекаемых в исследование, 
их ранжирование по значимости для изучаемого явления, методы по-
лучения  и  обработки  информации  об  объекте,  приемы  нахождения  
эмпирических зависимостей. 

 


background image

 

8

 1.2. 

Методологические  основы  

       геоэкологических  исследований  

Наиболее  общим  объектом  географии  является  географическая 

оболочка 

 целостная и непрерывная оболочка Земли, охватывающая 

нижние  слои  атмосферы,  верхние  толщи  литосферы,  почти  всю  гид-
росферу и всю биосферу. Географическая среда 

 это часть географи-

ческой оболочки в наибольшей степени измененная человеком в про-
цессе  развития  цивилизации  и  тождественная  его  современной  окру-
жающей среде. Окружающая среда рассматривается как среда обита-
ния и производственной деятельности человечества, окружающий че-
ловека природный (природная среда) и материальный (искусственная, 
техногенная среда) мир.  

Геоэкологические исследования направлены на разработку теоре-

тических  основ,  принципов  и  нормативов  рационального  природо-
пользования,  устойчивого  развития  общества  и  оптимизации  его 
взаимодействия  с  окружающей  средой.  Современный  этап  становле-
ния геоэкологии как научного направления обусловливает различные, 
а подчас и противоречивые взгляды ученых на объект и предмет изу-
чения.  В  научной  литературе  термин  «геоэкология»  является  терми-
ном  свободного  пользования,  указывая  на  авторскую  трактовку  объ-
екта и предмета исследований (табл. 1). 

Таблица 1 

Трактовка объекта и предмета геоэкологических исследований 

Автор 

Объект исследования 

Предмет исследования 

Преображенский В. С.  Геосистемы 

их равнозначные связи 

Трофимов В. Т., 
Реймерс Н. Ф. 

природные и преобразован 
ные экосистемы высокого 
уровня организации 

закономерности функцио-
нирования и эволюции 

Петров К. М. 

географические, биологиче-
ские и социально-
производственные системы 

их взаимодействие 

Швебс Г. И. 

природно-общественные 
системы и окружающая сре-
да 

их взаимодействие 

Исаченко А. Г. 

географическая среда  

ее состояние с экологиче-
ской точки зрения 

Витченко А. Н. 

географическая среда 

природные и природно-
антропогенные геосисте-
мы 

 


background image

 

9

Объектом геоэкологических исследований нами рассматривается 

географическая среда, предметом 

 изучение природных и природно-

антропогенных геосистем различного иерархического уровня на осно-
ве гуманитарно-экологического подхода. 

В  геоэкологических  исследованиях  базовым  является  понятие 

геосистемы. 

Геосистема 

  это  географическое  образование,  состоящее  из 

целостного  множества  взаимосвязанных,  взаимодействующих  ком-
понентов географической оболочки. 

Корневые  слова  термина  не  накладывают  ограничений  в  сфере 

его  применения  в  географических  науках,  и  к  настоящему  времени 
сложились  четыре  группы  его  использования: 1) для  природных  гео-
графических образований; 2) для социально-экономических образова-
ний; 3) для  сложных  образований,  включающих  одновременно  эле-
менты природы, населения и общества, целостность которых поддер-
живается  прямыми,  обратными  и  преобразованными  связями; 4) для 
обозначения всех объектов отрасли знания наук о Земле. 

Следует  помнить,  что  в  экологии  ключевым  является  понятие 

экосистемы, представляющей собой единство биотических компонен-
тов с абиотической средой, организованное потоками энергии и абио-
тическим круговоротом веществ.  

При одинаковом составе элементов природной геосистемы и эко-

системы учитывается их разная организация (рис. 1). 

 

  

 

А 

 

 

 

 

 

Б 

 

  
  
  
  
  

 

 

      1      

2 

         3   

 

Рис. 1. Сходство и различие содержания понятий А) «геосистема» и 

Б) «экосистема» (по Преображенскому В. С., 1986) 

1

  элементы  системы;  2    связи  между  элементами  системы;  

3 

 элемент системы, которому придается особое значение. 

 

 


background image

 

10

Трактовка  объекта  и  предмета  геоэкологических  исследований 

позволяет  устанавливать  границы  исследований  геосистем  в  зависи-
мости от решаемой задачи, объединить физико-географические и эко-
номико-географические направления для решения практических задач 
рационального природопользования. 

Специфика  геоэкологических  исследований  заключается  в  чрез-

вычайном  разнообразии,  разнокачественности  и  разномасштабности 
элементов геосистем. Геоэкология ориентируется на комплексные ис-
следования в триаде «природа 

 хозяйство  общество», связанные с 

геоэкологической  оценкой  последствий  хозяйственной  деятельности, 
качества среды жизнедеятельности населения и выработкой рекомен-
даций рационального природопользования. 

Методологическую  установку  геоэкологических  исследований 

можно сформулировать как набор следующих подходов: 

  гуманитарно-экологический подход  совокупность взглядов и 

действий,  выражающихся  в  уважении  достоинства  и  прав  человека, 
его  ценности  как  личности,  заботе  о  благе  людей,  их  всестороннем 
развитии,  создании  благоприятных  для  человека  условий  среды  жиз-
недеятельности с учетом экологических ограничений; 

  системный  подход,  ядром  которого  является  рассмотрение 

объекта  как  системы,  ориентирующее  исследователя  на  раскрытие 
целостности  объекта,  выявления  многообразия  типов  связей  и 
сведение разнородных элементов в единую теоретическую картину;  

  экологический подход  представления о сложных системах, в 

которых  одновременно  с  множеством  разнородных  элементов  разли-
чают две подсистемы: «хозяина» и окружающую его среду;  

  функциональный  (факторный)  подход,  в  основе  которого  ле-

жит представление о том, что состояние одного из компонентов рас-
сматривается как функция масштаба активности других компонентов, 
анализируемых в качестве факторов. Функциональный подход опира-
ется  на  развитый  аппарат  статистики  и  прежде  всего  на  факторный 
анализ,  позволяет  понять  и  описать  с  помощью  математического  ап-
парата многие связи в природе, хотя он имеет и ряд существенных ог-
раничений в применении;  

  ландшафтный  подход  выражает  идею  взаимной  связи  и  вза-

имной  обусловленности  природных  географических  компонентов  и 
элементов в природно-территориальных комплексах; 

  информационный  анализ  строится  на  основе  представлений  о 

передаче информации в географической среде;