ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2019
Просмотров: 2696
Скачиваний: 9
6
ской и исторической диалектикой связан исторический подход, выте-
кающий из всеобщей связи и развития природы и общества.
Научное исследование включает два уровня знания и, соответст-
венно этому, эмпирические и теоретические методы.
Эмпирические методы представляют собой приемы получения
информации, ее обработки в результате целенаправленной познава-
тельной деятельности. В сложившуюся систему научных наблюдений
входят: 1) методы непосредственных наблюдений, когда наблюдатель
находится в прямом контакте с объектом наблюдения; 2) методы опо-
средованные, при которых контакт с объектом наблюдения осуществ-
ляют специальные устройства
датчики, преобразующие температу-
ру, давление, состав, свойства вещества и иные контролируемые ве-
личины в сигналы, удобные для передачи и регистрации; 3) методы
дистанционные (бесконтактные), с помощью которых информация о
состоянии объекта наблюдения регистрируется на расстоянии от него.
Теоретические методы включают приемы выявления закономер-
ностей по результатам накопленных наблюдений, выводы из них. Они
основаны на приемах абстрагирования, анализа и синтеза.
Абстрагирование
выделение существенных свойств и связей
предмета и отвлечение от других частных его свойств и связей. Аб-
страгирование необходимо для того, чтобы во множестве конкретных
наблюдений и фактов выделить нечто общее, типичное.
Анализ – расчленение объекта (мысленное или реальное) на эле-
менты. Анализ состоит, как правило, в исследовании результата абст-
рагирования, часто изолированно от других явлений.
Синтез – соединение элементов в единое целое. Синтез сводится
к поиску рациональной картины мира, которая объединяет в целост-
ную систему множество данных и частных абстракций.
При абстрагировании, анализе и синтезе пользуются правилами
абстрактной логики, различными общенаучными и конкретно-
научными принципами. Основными методами логического действия
являются дедукция
исследования от «общего» к «частному» и ин-
дукция
от «частного» к «общему». Посылками дедукции (аксиома-
тического метода) являются аксиомы, постулаты или гипотезы,
имеющие характер общих утверждений («общее»), а завершением
следствия из посылок, теоремы («частное»). Дедукция является ос-
новным средством научного доказательства. Индукция представляет
собой умозаключение от фактов («частного») к некоторой гипотезе
(общему утверждению).
7
Разграничение знаний на теоретические и эмпирические не имеет
жесткого характера, так как и при наблюдениях, и тем более при экс-
периментах, используют определенные теоретические представления.
К основным общенаучным методам исследования относятся так-
же моделирование и эксперимент.
Моделирование
исследование каких-либо явлений, процессов или
систем объектов путем построения и изучения их моделей; использо-
вание моделей для определения или уточнения характеристик и ра-
ционализации способов построения конструируемых объектов.
Модель рассматривается как любой образ, аналог, мысленный
или условный, какого-либо объекта, процесса или явления
«ориги-
нала» данной модели. На идее моделирования базируется любой ме-
тод научного исследования
как теоретический, при котором исполь-
зуются различного рода идеальные модели, так и экспериментальный,
использующий предметные модели. Идеальные модели подразделя-
ются на: 1) образные (фотографии, зарисовки с натуры); 2) образно-
знаковые, включающие вербальные (дефиниции, законы), графиче-
ские (диаграммы, схемы), картографические; 3) знаковые или матема-
тические (математическая обработка данных, математическое моде-
лирование и прогноз). Предметные модели включают пространствен-
но и физически подобные.
Экспериментом называют чувственно-предметную деятель-
ность в науке, опыт, построение предметных моделей, воспроизво-
дящих объект, проверку гипотез.
В географических исследованиях к числу экспериментальных ме-
тодов относятся: 1) натурные эксперименты, связанные с организаци-
ей направленных воздействий на природные системы и изучением ре-
акции (откликов) систем; 2) модельные эксперименты, которые осу-
ществляются на аналогах определенных природных систем.
Современный этап развития всех наук характеризуется усилени-
ем внимания к методике исследований.
Методика
совокупность, система общих и частных приемов
получения нового знания.
Методика исследований включает выбор объекта и предмета ис-
следования, отбор свойств и признаков, вовлекаемых в исследование,
их ранжирование по значимости для изучаемого явления, методы по-
лучения и обработки информации об объекте, приемы нахождения
эмпирических зависимостей.
8
1.2.
Методологические основы
геоэкологических исследований
Наиболее общим объектом географии является географическая
оболочка
целостная и непрерывная оболочка Земли, охватывающая
нижние слои атмосферы, верхние толщи литосферы, почти всю гид-
росферу и всю биосферу. Географическая среда
это часть географи-
ческой оболочки в наибольшей степени измененная человеком в про-
цессе развития цивилизации и тождественная его современной окру-
жающей среде. Окружающая среда рассматривается как среда обита-
ния и производственной деятельности человечества, окружающий че-
ловека природный (природная среда) и материальный (искусственная,
техногенная среда) мир.
Геоэкологические исследования направлены на разработку теоре-
тических основ, принципов и нормативов рационального природо-
пользования, устойчивого развития общества и оптимизации его
взаимодействия с окружающей средой. Современный этап становле-
ния геоэкологии как научного направления обусловливает различные,
а подчас и противоречивые взгляды ученых на объект и предмет изу-
чения. В научной литературе термин «геоэкология» является терми-
ном свободного пользования, указывая на авторскую трактовку объ-
екта и предмета исследований (табл. 1).
Таблица 1
Трактовка объекта и предмета геоэкологических исследований
Автор
Объект исследования
Предмет исследования
Преображенский В. С. Геосистемы
их равнозначные связи
Трофимов В. Т.,
Реймерс Н. Ф.
природные и преобразован
ные экосистемы высокого
уровня организации
закономерности функцио-
нирования и эволюции
Петров К. М.
географические, биологиче-
ские и социально-
производственные системы
их взаимодействие
Швебс Г. И.
природно-общественные
системы и окружающая сре-
да
их взаимодействие
Исаченко А. Г.
географическая среда
ее состояние с экологиче-
ской точки зрения
Витченко А. Н.
географическая среда
природные и природно-
антропогенные геосисте-
мы
9
Объектом геоэкологических исследований нами рассматривается
географическая среда, предметом
изучение природных и природно-
антропогенных геосистем различного иерархического уровня на осно-
ве гуманитарно-экологического подхода.
В геоэкологических исследованиях базовым является понятие
геосистемы.
Геосистема
это географическое образование, состоящее из
целостного множества взаимосвязанных, взаимодействующих ком-
понентов географической оболочки.
Корневые слова термина не накладывают ограничений в сфере
его применения в географических науках, и к настоящему времени
сложились четыре группы его использования: 1) для природных гео-
графических образований; 2) для социально-экономических образова-
ний; 3) для сложных образований, включающих одновременно эле-
менты природы, населения и общества, целостность которых поддер-
живается прямыми, обратными и преобразованными связями; 4) для
обозначения всех объектов отрасли знания наук о Земле.
Следует помнить, что в экологии ключевым является понятие
экосистемы, представляющей собой единство биотических компонен-
тов с абиотической средой, организованное потоками энергии и абио-
тическим круговоротом веществ.
При одинаковом составе элементов природной геосистемы и эко-
системы учитывается их разная организация (рис. 1).
А
Б
1
2
3
Рис. 1. Сходство и различие содержания понятий А) «геосистема» и
Б) «экосистема» (по Преображенскому В. С., 1986)
1
элементы системы; 2 связи между элементами системы;
3
элемент системы, которому придается особое значение.
10
Трактовка объекта и предмета геоэкологических исследований
позволяет устанавливать границы исследований геосистем в зависи-
мости от решаемой задачи, объединить физико-географические и эко-
номико-географические направления для решения практических задач
рационального природопользования.
Специфика геоэкологических исследований заключается в чрез-
вычайном разнообразии, разнокачественности и разномасштабности
элементов геосистем. Геоэкология ориентируется на комплексные ис-
следования в триаде «природа
хозяйство общество», связанные с
геоэкологической оценкой последствий хозяйственной деятельности,
качества среды жизнедеятельности населения и выработкой рекомен-
даций рационального природопользования.
Методологическую установку геоэкологических исследований
можно сформулировать как набор следующих подходов:
гуманитарно-экологический подход совокупность взглядов и
действий, выражающихся в уважении достоинства и прав человека,
его ценности как личности, заботе о благе людей, их всестороннем
развитии, создании благоприятных для человека условий среды жиз-
недеятельности с учетом экологических ограничений;
системный подход, ядром которого является рассмотрение
объекта как системы, ориентирующее исследователя на раскрытие
целостности объекта, выявления многообразия типов связей и
сведение разнородных элементов в единую теоретическую картину;
экологический подход представления о сложных системах, в
которых одновременно с множеством разнородных элементов разли-
чают две подсистемы: «хозяина» и окружающую его среду;
функциональный (факторный) подход, в основе которого ле-
жит представление о том, что состояние одного из компонентов рас-
сматривается как функция масштаба активности других компонентов,
анализируемых в качестве факторов. Функциональный подход опира-
ется на развитый аппарат статистики и прежде всего на факторный
анализ, позволяет понять и описать с помощью математического ап-
парата многие связи в природе, хотя он имеет и ряд существенных ог-
раничений в применении;
ландшафтный подход выражает идею взаимной связи и вза-
имной обусловленности природных географических компонентов и
элементов в природно-территориальных комплексах;
информационный анализ строится на основе представлений о
передаче информации в географической среде;