Файл: Марцинкеич Г.И. Ландшафтоведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2019

Просмотров: 4669

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

ческие  (по  археологическим  находкам  и  письменным  документам).  Ис-
торический подход создает основу для прогнозирования тенденций раз-
вития естественных и антропогенных ландшафтов. 

Сравнительно  новым  подходом  является  экологический,  базирую-

щийся на экосистемной концепции. Экосистема (экологическая система) 
представляет  собой  биоцентрическое  образование,  состоящее  из  ядра  и 
среды.  В  качестве  ядра  выступают  отдельные живые организмы  или  их 
сообщества  (биоценозы),  в  качестве  среды  –  совокупность  факторов  их 
обитания. На первый взгляд понятие «экосистема» родственно понятиям 
«ландшафт»  и  «геосистема».  На  самом  деле  между  ними  существуют 
принципиальные различия: 1) экосистема не ограничена пространствен-
ными  рамками,  в  то  время  как  географические  объекты  всегда  имеют 
объективно  существующие  в  природе  границы;  2)  при  изучении  экоси-
стемы  выясняется  влияние  всех  компонентов  на  биоту,  как  «хозяина» 
экосистемы. При исследовании ландшафтов и геосистем их элементы и 
связи  между  ними  рассматриваются  и  подлежат  изучению  как  равно-
значные. Таким образом, ландшафт охватывает значительно больше свя-
зей  и  отношений,  чем  экосистема,  в  силу  чего  последнюю  можно  рас-
сматривать как частную по отношению к ландшафту (рис. 1). В целом же 
экологический  подход  подталкивает  исследователя  к  изучению  взаимо-
связей между организмами и средой и часто используется при рассмот-
рении проблем взаимодействия природы и общества. 

Большим успехом ландшафтоведения является то, что эта наука вы-

работала  собственный  ландшафтный  подход,  который  заключается  в 
использовании ряда положений учения о ландшафте как одного из мето-
дологических средств вне собственного исследовательского поля. Имен-
но ландшафтный подход, заставляющий изучать климат, рельеф, почвы и 
другие  компоненты  природы  как  структурные  части  природного  ком-
плекса, объединяет частные географические науки в единую систему. 

Помимо  собственно  географических  дисциплин  к  ландшафтоведе-

нию близки  некоторые другие  науки  о  Земле,  в  частности,  геофизика и 
геохимия.  Использование  ландшафтного  подхода  в  этих  научных  на-
правлениях привело  к  формированию  новых научных  дисциплин  –  гео-
химии ландшафта и геофизики ландшафта
. Первая изучает миграцию 
химических  элементов  в  ландшафте  и  имеет  большое  научное  и  при-
кладное значение. Вторая, хотя и находится в стадии становления, опре-
делила собственный предмет исследования, а именно – физические свой-
ства ландшафта, его тепловой, ветровой, водный, энергетический балан-
сы-Ландшафтные  идеи  широко  используются  также  в  биоценологии  – 
биологической науке, исследующей биологический метаболизм и биоло-


background image

 

гическую продуктивность экосистем, и в экологии ландшафта – научном 
на 

 

Рис. 1. Простейшие модели экосистемы и геосистемы: 
1 — экосистема, 2 — геосистема; А

1

А

2

А

3

 

— абиотические 

компоненты, Б — биота. Линии обозначают межкомпонент-
ные связи. 

 

гическую продуктивность экосистем, и в экологии ландшафта – научном 
направлении,  стоящем  на  стыке  экологии  и  ландшафтоведения  и  изу-
чающем природные процессы в ландшафте. 

Теоретические  принципы  и  методы  исследования  нашли  широкое 

практическое использование. Сформировалась новая научно-прикладная 
дисциплина – прикладное ландшафтоведение, методологической осно-
вой  которой  является  ландшафтный  подход.  Прикладные  ландшафтные 
исследования  проводятся  для  целей  сельского  хозяйства,  мелиорации, 
градостроительства,  рациональной  организации  территории,  охраны  ок-
ружающей  среды  и  др.  Их  главные  задачи  –  выявление  потенциала 
ландшафтов,  степени  их  устойчивости  к  различным  видам  антропоген-
ных  нагрузок  и  благоприятности  для  различных  видов  хозяйственного 
использования,  прогнозирование  их  состояния  в  зависимости  от  плани-
руемого воздействия. 

Социальная  значимость  ландшафтоведения  особенно  возрастает  в 

современную эпоху. Ландшафты в совокупности составляют жизненную 
среду  человечества,  они  обладают  экологическим  и  ресурсным  потен-
циалом.  Это  значит,  что  именно  они  обеспечивают  все  биологические 
потребности людей и содержат необходимые энергетические и сырьевые 
ресурсы  для  развития  производства.  Реальная  угроза  истощения  и  со-
кращения  воспроизводства  естественных ресурсов  и  вместе  с  тем  ухуд-
шение экологических качеств среды из-за ее загрязнения промышленны-
ми  отходами,  со  всей  остротой  поставили  проблему  рационального  ис-
пользования и охраны окружающей среды, ее оптимизации. 


background image

 

I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ 

 

1.1.  Научные и социально-экономические предпосылки  

возникновения учения о ландшафте 

Ни  одно  научное  направление  не  возникает  спонтанно,  на  пустом 

месте, его появление подготавливается ходом развития науки. Ввиду то-
го,  что  ландшафтоведение  относится  к  циклу  физико-географических 
дисциплин,  научные  предпосылки  его формирования  зародились  в  про-
цессе развития физической географии. К XIX в. эта наука достигла круп-
ных успехов в описании территорий и изучении природных компонентов 
–  рельефа,  растительности,  животного  мира,  поверхностных  вод,  что 
привело к распаду единой географии и формированию на основе накоп-
ленных ею знаний новых научных направлений. Уже в первой половине 
XIX в. в качестве самостоятельных наук заявили о себе геология, клима-
тология, океанография, фито – и зоогеография, во второй половине этого 
же столетия сформировались почвоведение и геоморфология. Узкая спе-
циализация  ученых  в  естествознании  с  одной  стороны  способствовала 
достижению значительных успехов в развитии конкретной отрасли зна-
ний, а с другой – препятствовала широким теоретическим обобщениям и 
переходу от анализа разрозненных географических явлений к их терри-
ториальному синтезу. Несмотря на это отдельными исследователями вы-
двигались и обосновывались такие идеи, которые в конечном счете соз-
дали научную базу для формирования новой синтетической географиче-
ской науки – ландшафтоведения. Научными предпосылками зарождения 
этой дисциплины стали: утверждение идеи о всеобщей взаимосвязи ком-
понентов, о территориальной неоднородности природной среды и суще-
ствовании  природных  комплексов,  а  также  открытие  в  конце  столетия 
основных географических законов. 

Среди ученых, работы которых подготовили появление ландшафто-

ведения, в первую очередь следует назвать выдающегося немецкого гео-
графа  Александра  Гумбольдта  (1769  –  1859),  который  на  многочислен-
ных примерах доказывал наличие взаимосвязей в природе, подчеркивая , 
в частности, зависимость органических объектов от неживой, косной ма-
терии.  В  1840 г.  профессор  Э.А.  Эверсман  (Россия)  опубликовал  моно-
графию «Естественная история Оренбургского края», в которой раскры-
вались взаимосвязи между различными элементами природы. Кроме то-
го, в пределах исследованной территории автор выделил три полосы, со-
ответствующие горно-лесной, степной и полупустынной зонам, прибли-
зившись,  таким  образом,  к  понятию  природного  комплекса.  Исследова-


background image

 

ния П.П. Семенова-Тянь-Шанского (1856 – 1857) положили начало изу-
чению высотных поясов в горных странах. Наряду с этими и другими ис-
следованиями расширялись и разработки по районированию суши, т.е. ее 
разделению  на  более  дробные  участки,  что  соответствовало  практиче-
ским  запросам общества.  В  России еще  в  XVIII  в.  было принято разде-
лять территорию государства на три полосы – северную, среднюю, юж-
ную.  В  1834 г.  в  «Земледельческой  газете»  была  опубликована  статья 
Е.Ф. Канкрина «О климатических различиях России в связи с местными 
обстоятельствами», в которой в пределах европейской части страны бы-
ло выделено 8 полос (ледовитая, тундровая, лесов и скотоводства, начало 
хлебопашества  и  ячменя,  постоянного  хлебопашества  или  ржи  и  льна, 
пшеницы и фруктов, кукурузы и винограда, масленичных деревьев, шел-
ка  и  сахарного  тростника).  Как  видно,  это  было  сельскохозяйственное 
районирование, но оно достаточно подробно отражало природную неод-
нородность территории. Во второй половине XIX в. появилось несколько 
новых отраслевых схем природного районирования европейской России. 
Это  ботанико-географическое  районирование  Р.Э. Траутфеттера  (1851), 
зоогеографическое 

М.Н. Богданова 

(1871), 

геоморфологическое  

С.Н. Никитина (1886), климатическое районирование Кавказа А.И. Воей-
кова (1871). Благодаря работам по природному районированию в естест-
вознании утверждалось представление о неоднородном строении суши.  

Важной научной предпосылкой появления ландшафтоведения стало 

формирование  экологического  направления  в  естествознании,  заложен-
ное  трудами  К.  Линнея,  Ж.Б.  Ламарка,  Ю.  Либиха,  а  в  России  – 
К.Ф. Рулье и Н.А. Северцова. В 1841 г. профессор Московского универ-
ситета К.Ф. Рулье (1814 – 1858) опубликовал статью «Сомнения в зооло-
гии  как  науке»,  в  которой  привел  неопровержимые  доказательства  о 
влиянии  внешних  условий  среды  на  развитие  животных  организмов.  В 
последующем посвятил рассмотрению этой проблемы более 100 работ и 
обосновал метод экологического изучения животных В 1855 г. вышла из 
печати монография ученика и последователя К.Ф. Рулье Н.А. Северцова 
(1827 – 1885) «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воро-
нежской  губернии»,  в  которой  рассматривалась  зависимость  этих  явле-
ний от изменений окружающей среды, особенно климата. 

Огромную  роль  в  развитии  географических  и  экологических  идей 

сыграла  эволюционная  теория  Ч.  Дарвина  (1809  –  1892),  изложенная  в 
известном труде «Происхождение видов путем естественного отбора или 
Сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь» (1859). Кроме ши-
роко известных эволюционных идей, в работе представлен большой ма-
териал  по  экологическим  закономерностям  жизни  растительных  и  жи-


background image

 

10 

вотных  сообществ.  Эта  книга  стала  основополагающей  для  Э. Геккеля 
(1832 – 1919) в его работе над монографией «Всеобщая морфология ор-
ганизмов.  Общие  основы  науки  об  органических  формах,  механически 
основанной  на  теории  эволюции,  реформированной  Ч. Дарвиным» 
(1866),  в  которой  были  заложены  основы  новой  биологической  науки  – 
экологии.  Сам  Э.  Геккель  определил  ее  как  науку  об  образе  жизни,  о 
внешних жизненных отношениях организмов друг с другом. 

Таким  образом,  к  середине  XIX в.  сложились благоприятные  соци-

альные  и  научные  предпосылки  для  формирования  идей  о  природном 
комплексе, как особом природном образовании. Было обнаружено и опи-
сано множество фактов, подтверждающих наличие взаимосвязей между 
отдельными природными компонентами, особенно в мире живой приро-
ды. После работ Э.А. Эверсмана, Н.А. Северцова, Р.Э. Траутфеттера ста-
ла  привычной  мысль  о  возможности  разделения  территории  на  более 
дробные  участки,  которые  рассматривались  как  местные  особенности 
природы,  зависящие  от  частных  факторов.  Эти  научные  достижения  и 
явились той самой почвой, на которой во второй половине XIX столетия 
сформировалось представление о природном комплексе. 

1.2. Формирование представлений о ландшафте и его строении 

Неоценимый  вклад  в  становление  ландшафтоведения  внес  профес-

сор Петербургского университета В.В. Докучаев (1846 – 1903), которого 
Л.С. Берг  считал  его  родоначальником.  Создатель  научного  почвоведе-
ния, многие годы посвятивший полевым исследованиям, он воочию убе-
дился в неразрывной, закономерной взаимосвязи почвообразующих ком-
понентов. Он писал: «Изучались главным образом отдельные тела – ми-
нералы,  горные  породы,  растения  и  животные,  и  явления,  отдельные 
стихии – огонь (вулканизм), вода, земля, воздух, в чем наука и достигла 
удивительных  результатов,  но  не  их  соотношения,  не  та  генетическая, 
вековечная, закономерная связь, какая существует между силами, телами 
и явлениями, между растительными, животными и минеральными царст-
вами с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром – с 
другой». (К учению о зонах природы. Соч. т. VI. – М., 1951. – С. 97, 146). 

В 1883 г. была опубликована известная работа В.В. Докучаева «Рус-

ский чернозем», в которой изложено учение о почве, как особом природ-
ном образовании. Почва, считал Докучаев, это сложный природный ком-
плекс, возникший в результате взаимодействия местного климата, расти-
тельных  и  животных  организмов,  состава  и  строения  материнских  гор-
ных пород, рельефа местности и имеющий определенные границы в про-
странстве. Считая почву «продуктом» и в то же время «зеркалом» взаи-