ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2019
Просмотров: 4669
Скачиваний: 2
6
ческие (по археологическим находкам и письменным документам). Ис-
торический подход создает основу для прогнозирования тенденций раз-
вития естественных и антропогенных ландшафтов.
Сравнительно новым подходом является экологический, базирую-
щийся на экосистемной концепции. Экосистема (экологическая система)
представляет собой биоцентрическое образование, состоящее из ядра и
среды. В качестве ядра выступают отдельные живые организмы или их
сообщества (биоценозы), в качестве среды – совокупность факторов их
обитания. На первый взгляд понятие «экосистема» родственно понятиям
«ландшафт» и «геосистема». На самом деле между ними существуют
принципиальные различия: 1) экосистема не ограничена пространствен-
ными рамками, в то время как географические объекты всегда имеют
объективно существующие в природе границы; 2) при изучении экоси-
стемы выясняется влияние всех компонентов на биоту, как «хозяина»
экосистемы. При исследовании ландшафтов и геосистем их элементы и
связи между ними рассматриваются и подлежат изучению как равно-
значные. Таким образом, ландшафт охватывает значительно больше свя-
зей и отношений, чем экосистема, в силу чего последнюю можно рас-
сматривать как частную по отношению к ландшафту (рис. 1). В целом же
экологический подход подталкивает исследователя к изучению взаимо-
связей между организмами и средой и часто используется при рассмот-
рении проблем взаимодействия природы и общества.
Большим успехом ландшафтоведения является то, что эта наука вы-
работала собственный ландшафтный подход, который заключается в
использовании ряда положений учения о ландшафте как одного из мето-
дологических средств вне собственного исследовательского поля. Имен-
но ландшафтный подход, заставляющий изучать климат, рельеф, почвы и
другие компоненты природы как структурные части природного ком-
плекса, объединяет частные географические науки в единую систему.
Помимо собственно географических дисциплин к ландшафтоведе-
нию близки некоторые другие науки о Земле, в частности, геофизика и
геохимия. Использование ландшафтного подхода в этих научных на-
правлениях привело к формированию новых научных дисциплин – гео-
химии ландшафта и геофизики ландшафта. Первая изучает миграцию
химических элементов в ландшафте и имеет большое научное и при-
кладное значение. Вторая, хотя и находится в стадии становления, опре-
делила собственный предмет исследования, а именно – физические свой-
ства ландшафта, его тепловой, ветровой, водный, энергетический балан-
сы-Ландшафтные идеи широко используются также в биоценологии –
биологической науке, исследующей биологический метаболизм и биоло-
7
гическую продуктивность экосистем, и в экологии ландшафта – научном
на
Рис. 1. Простейшие модели экосистемы и геосистемы:
1 — экосистема, 2 — геосистема; А
1
, А
2
, А
3
— абиотические
компоненты, Б — биота. Линии обозначают межкомпонент-
ные связи.
гическую продуктивность экосистем, и в экологии ландшафта – научном
направлении, стоящем на стыке экологии и ландшафтоведения и изу-
чающем природные процессы в ландшафте.
Теоретические принципы и методы исследования нашли широкое
практическое использование. Сформировалась новая научно-прикладная
дисциплина – прикладное ландшафтоведение, методологической осно-
вой которой является ландшафтный подход. Прикладные ландшафтные
исследования проводятся для целей сельского хозяйства, мелиорации,
градостроительства, рациональной организации территории, охраны ок-
ружающей среды и др. Их главные задачи – выявление потенциала
ландшафтов, степени их устойчивости к различным видам антропоген-
ных нагрузок и благоприятности для различных видов хозяйственного
использования, прогнозирование их состояния в зависимости от плани-
руемого воздействия.
Социальная значимость ландшафтоведения особенно возрастает в
современную эпоху. Ландшафты в совокупности составляют жизненную
среду человечества, они обладают экологическим и ресурсным потен-
циалом. Это значит, что именно они обеспечивают все биологические
потребности людей и содержат необходимые энергетические и сырьевые
ресурсы для развития производства. Реальная угроза истощения и со-
кращения воспроизводства естественных ресурсов и вместе с тем ухуд-
шение экологических качеств среды из-за ее загрязнения промышленны-
ми отходами, со всей остротой поставили проблему рационального ис-
пользования и охраны окружающей среды, ее оптимизации.
8
I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ
1.1. Научные и социально-экономические предпосылки
возникновения учения о ландшафте
Ни одно научное направление не возникает спонтанно, на пустом
месте, его появление подготавливается ходом развития науки. Ввиду то-
го, что ландшафтоведение относится к циклу физико-географических
дисциплин, научные предпосылки его формирования зародились в про-
цессе развития физической географии. К XIX в. эта наука достигла круп-
ных успехов в описании территорий и изучении природных компонентов
– рельефа, растительности, животного мира, поверхностных вод, что
привело к распаду единой географии и формированию на основе накоп-
ленных ею знаний новых научных направлений. Уже в первой половине
XIX в. в качестве самостоятельных наук заявили о себе геология, клима-
тология, океанография, фито – и зоогеография, во второй половине этого
же столетия сформировались почвоведение и геоморфология. Узкая спе-
циализация ученых в естествознании с одной стороны способствовала
достижению значительных успехов в развитии конкретной отрасли зна-
ний, а с другой – препятствовала широким теоретическим обобщениям и
переходу от анализа разрозненных географических явлений к их терри-
ториальному синтезу. Несмотря на это отдельными исследователями вы-
двигались и обосновывались такие идеи, которые в конечном счете соз-
дали научную базу для формирования новой синтетической географиче-
ской науки – ландшафтоведения. Научными предпосылками зарождения
этой дисциплины стали: утверждение идеи о всеобщей взаимосвязи ком-
понентов, о территориальной неоднородности природной среды и суще-
ствовании природных комплексов, а также открытие в конце столетия
основных географических законов.
Среди ученых, работы которых подготовили появление ландшафто-
ведения, в первую очередь следует назвать выдающегося немецкого гео-
графа Александра Гумбольдта (1769 – 1859), который на многочислен-
ных примерах доказывал наличие взаимосвязей в природе, подчеркивая ,
в частности, зависимость органических объектов от неживой, косной ма-
терии. В 1840 г. профессор Э.А. Эверсман (Россия) опубликовал моно-
графию «Естественная история Оренбургского края», в которой раскры-
вались взаимосвязи между различными элементами природы. Кроме то-
го, в пределах исследованной территории автор выделил три полосы, со-
ответствующие горно-лесной, степной и полупустынной зонам, прибли-
зившись, таким образом, к понятию природного комплекса. Исследова-
9
ния П.П. Семенова-Тянь-Шанского (1856 – 1857) положили начало изу-
чению высотных поясов в горных странах. Наряду с этими и другими ис-
следованиями расширялись и разработки по районированию суши, т.е. ее
разделению на более дробные участки, что соответствовало практиче-
ским запросам общества. В России еще в XVIII в. было принято разде-
лять территорию государства на три полосы – северную, среднюю, юж-
ную. В 1834 г. в «Земледельческой газете» была опубликована статья
Е.Ф. Канкрина «О климатических различиях России в связи с местными
обстоятельствами», в которой в пределах европейской части страны бы-
ло выделено 8 полос (ледовитая, тундровая, лесов и скотоводства, начало
хлебопашества и ячменя, постоянного хлебопашества или ржи и льна,
пшеницы и фруктов, кукурузы и винограда, масленичных деревьев, шел-
ка и сахарного тростника). Как видно, это было сельскохозяйственное
районирование, но оно достаточно подробно отражало природную неод-
нородность территории. Во второй половине XIX в. появилось несколько
новых отраслевых схем природного районирования европейской России.
Это ботанико-географическое районирование Р.Э. Траутфеттера (1851),
зоогеографическое
М.Н. Богданова
(1871),
геоморфологическое
С.Н. Никитина (1886), климатическое районирование Кавказа А.И. Воей-
кова (1871). Благодаря работам по природному районированию в естест-
вознании утверждалось представление о неоднородном строении суши.
Важной научной предпосылкой появления ландшафтоведения стало
формирование экологического направления в естествознании, заложен-
ное трудами К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ю. Либиха, а в России –
К.Ф. Рулье и Н.А. Северцова. В 1841 г. профессор Московского универ-
ситета К.Ф. Рулье (1814 – 1858) опубликовал статью «Сомнения в зооло-
гии как науке», в которой привел неопровержимые доказательства о
влиянии внешних условий среды на развитие животных организмов. В
последующем посвятил рассмотрению этой проблемы более 100 работ и
обосновал метод экологического изучения животных В 1855 г. вышла из
печати монография ученика и последователя К.Ф. Рулье Н.А. Северцова
(1827 – 1885) «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воро-
нежской губернии», в которой рассматривалась зависимость этих явле-
ний от изменений окружающей среды, особенно климата.
Огромную роль в развитии географических и экологических идей
сыграла эволюционная теория Ч. Дарвина (1809 – 1892), изложенная в
известном труде «Происхождение видов путем естественного отбора или
Сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь» (1859). Кроме ши-
роко известных эволюционных идей, в работе представлен большой ма-
териал по экологическим закономерностям жизни растительных и жи-
10
вотных сообществ. Эта книга стала основополагающей для Э. Геккеля
(1832 – 1919) в его работе над монографией «Всеобщая морфология ор-
ганизмов. Общие основы науки об органических формах, механически
основанной на теории эволюции, реформированной Ч. Дарвиным»
(1866), в которой были заложены основы новой биологической науки –
экологии. Сам Э. Геккель определил ее как науку об образе жизни, о
внешних жизненных отношениях организмов друг с другом.
Таким образом, к середине XIX в. сложились благоприятные соци-
альные и научные предпосылки для формирования идей о природном
комплексе, как особом природном образовании. Было обнаружено и опи-
сано множество фактов, подтверждающих наличие взаимосвязей между
отдельными природными компонентами, особенно в мире живой приро-
ды. После работ Э.А. Эверсмана, Н.А. Северцова, Р.Э. Траутфеттера ста-
ла привычной мысль о возможности разделения территории на более
дробные участки, которые рассматривались как местные особенности
природы, зависящие от частных факторов. Эти научные достижения и
явились той самой почвой, на которой во второй половине XIX столетия
сформировалось представление о природном комплексе.
1.2. Формирование представлений о ландшафте и его строении
Неоценимый вклад в становление ландшафтоведения внес профес-
сор Петербургского университета В.В. Докучаев (1846 – 1903), которого
Л.С. Берг считал его родоначальником. Создатель научного почвоведе-
ния, многие годы посвятивший полевым исследованиям, он воочию убе-
дился в неразрывной, закономерной взаимосвязи почвообразующих ком-
понентов. Он писал: «Изучались главным образом отдельные тела – ми-
нералы, горные породы, растения и животные, и явления, отдельные
стихии – огонь (вулканизм), вода, земля, воздух, в чем наука и достигла
удивительных результатов, но не их соотношения, не та генетическая,
вековечная, закономерная связь, какая существует между силами, телами
и явлениями, между растительными, животными и минеральными царст-
вами с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром – с
другой». (К учению о зонах природы. Соч. т. VI. – М., 1951. – С. 97, 146).
В 1883 г. была опубликована известная работа В.В. Докучаева «Рус-
ский чернозем», в которой изложено учение о почве, как особом природ-
ном образовании. Почва, считал Докучаев, это сложный природный ком-
плекс, возникший в результате взаимодействия местного климата, расти-
тельных и животных организмов, состава и строения материнских гор-
ных пород, рельефа местности и имеющий определенные границы в про-
странстве. Считая почву «продуктом» и в то же время «зеркалом» взаи-