ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2019
Просмотров: 4673
Скачиваний: 2
16
Несмотря на методологические противоречия и неточности, рас-
плывчатые, нечеткие определения неоспоримой, признаваемой всеми за-
слугой Л.С. Берга в этот период времени является создание основ учения
о ландшафте. Теоретические воззрения ученого долгое время оставались
той вехой, от которой отправлялись в научный поиск другие исследова-
тели. Так, ландшафтные идеи Л.С. Берга получили развитие в известной
работе Л.Г. Раменского (1884 – 1953) «Введение в комплексное почвен-
но-ботаническое исследование земель» (1938). По мнению этого иссле-
дователя, ландшафт представляет собой территориальную систему, со-
стоящую из разнородных, но сопряженных и взаимосвязанных элемен-
тарных образований, получивших название эпифаций. Они формируют-
ся на однородных элементах рельефа и характеризуются общностью эко-
логических условий, т. е. поступлением тепла и влаги, что предопределя-
ет сходство почвенно-растительного покрова. Эпифация Раменского, на-
ряду с элементарным ландшафтом Полынова, микроландшафтом Лари-
на, эпиморфой Аболина – еще одно название для самого мелкого при-
родного комплекса внутри ландшафта. Группа эпифаций, приуроченных
к одной форме рельефа, образует более крупный природный комплекс –
урочище. Выделив внутри ландшафта два иерархически соподчиненных
комплекса, Раменский тем самым положил начало новому разделу ланд-
шафтоведения – морфологии ландшафта.
Будучи полевым исследователем, Раменский видел, что деятель-
ность человека существенно влияет на характер природных ландшафтов
и эпифаций. В связи с этим он указывал, что при изучении территории
нельзя ограничиваться характеристикой только природных ландшафтов,
т. к. они повсеместно более или менее глубоко изменены хозяйственной
деятельностью человека и превращены в культурные ландшафты. Изме-
ненные же эпифации следует рассматривать как культурные модифика-
ции природных комплексов.
В этот период времени перед исследователями, работавшими в по-
левых условиях, встал вопрос о размерах и границах ландшафта. Отвечая
на него, Раменский писал, что нецелесообразно выделять в качестве
ландшафта каждое болотце, каждую полоску песков, т. к. «полное раз-
вертывание ландшафта требует территории, достаточной для размеще-
ния на ней всего свойственного этому ландшафту комплекса местополо-
жений» (с. 162). И, наконец, автор справедливо указывал, что отличи-
тельной чертой ландшафта является его генезис. Взгляд на ландшафт как
на целостную, достаточно обширную и генетически единую территорию,
которая должна изучаться непосредственно в полевых условиях, разви-
вал также С.В. Калесник (1901 – 1977) в работе «Задачи географии и по-
17
левые географические исследования» (1940). Позднее в своем классиче-
ском труде «Основы общего землеведения» (1947) он дал определение
ландшафта подчеркнув, что последний обладает определенной структу-
рой, которая неразрывно связана со структурой географической оболоч-
ки и ею обусловлена. Раздел географии, который занимается исследова-
нием географической оболочки и общих закономерностей ее развития,
следует называть общим землеведением. Ландшафты же являются объ-
ектом изучения другой географической науки – ландшафтоведения.
На 20 – 30 гг. приходится пик активных исследований З. Пассарге,
который стал наиболее ярким представителем ландшафтного направле-
ния этого времени в Германии. В период, когда в географии многих
стран мира (Германия, США, Франция) господствовала идея «культур-
ного ландшафта» (О. Шлютер, К. Зауэр, Я. Брук), который рассматри-
вался как результат активной деятельности человека при пассивном уча-
стии природы, З. Пассарге отстаивал мысль о том, что ландшафты разде-
ляются на культурные и естественные. Последние имеют сложное внут-
реннее строение, в них могут выделяться «части ландшафтов» и «час-
тичные ландшафты». Кроме того, З. Пассарге развивал идею типологии
ландшафтов и впервые предложил их классификацию, основанную на
учете природных факторов. Высшие классификационные единицы (ти-
пы, классы) устанавливались по зонально-климатическим особенностям,
отряды ландшафтов – по рельефу, семейства и роды – по рельефу и гор-
ным породам. Следует подчеркнуть, что это был первый опыт классифи-
кации ландшафтов с использованием системы классификационных еди-
ниц.
Разработка идей о географической оболочке Земли, как предмете
физической географии, принадлежит А.А. Григорьеву (1883 – 1968), ко-
торый в 30-х гг. опубликовал ряд работ по этой проблеме. Однако для
развития ландшафтоведения значительно более важную роль сыграли
представления Григорьева о едином географическом процессе, как слож-
ной совокупности частных процессов, происходящих в природе, и необ-
ходимости их изучения с помощью количественных методов. Спустя не-
сколько десятилетий разработка этой идеи привела к появлению новых
направлений в ландшафтной науке – геохимии ландшафта, геофизики
ландшафта, экологии ландшафта, предметом исследования которых ста-
ло изучение природных процессов, обуславливающих ход развития при-
родных комплексов.
Важную роль в развитии ландшафтоведения в послевоенные годы
сыграла группа географов Московского университета во главе с Н.А.
Солнцевым (1902 – 1991). Начиная с 1945 г. этот коллектив приступил к
18
крупномасштабным полевым исследованиям природных комплексов и
их картографированию. В процессе этих работ была полностью изучена
внутренняя (морфологическая) структура ландшафта, выделены и назва-
ны основные (урочище, фация) и промежуточные (местность, сложное
урочище, подурочище) ПТК, даны их определения, обозначено соподчи-
нение. Именно Н.А. Солнцеву принадлежит одно из наиболее четких и
конкретных определений ландшафта, в котором содержится указание на
границы ландшафта (генезис территории), его вертикальное (природные
компоненты) и горизонтальное (морфологические единицы) строение.
Благодаря таким особенностям это определение не потеряло своей акту-
альности и в начале XXI в.
В 40 – 50 гг. XX в. произошло становление нового научного направ-
ления – геохимии ландшафта, основы которого были разработаны Б.Б.
Полыновым на базе ландшафтной методологии. Цель этого направления
– изучение миграции химических элементов в пределах ландшафта, что
позволяет получать экспериментальные данные при изучении горизон-
тальных и вертикальных связей. Еще одно направление – биогеоценоло-
гическое – связано с именем В.Н. Сукачева (1880 – 1967). Введенное им
понятие «биогеоценоз» практически тождественно фации, но главное
внимание при его изучении обращается на биокомпоненты и их вещест-
венно-энергетический обмен со средой.
Описываемое время характеризуется все возрастающим интересом
географов к ландшафтной идее. Не последнюю роль в этом сыграли
ландшафтоведы МГУ во главе с Н.А. Солнцевым. В 50-х годах по ини-
циативе последнего на базе крупных университетов страны было прове-
дено несколько Всесоюзных ландшафтных конференций (Ленинград,
1955; Львов, 1956; Тбилиси, 1958; Рига, 1959; Москва, 1961; Алма-Ата,
1963; Пермь, 1974), в результате чего ландшафтные исследования при-
обрели широкое распространение. Центрами таких исследований стали
ведущие университеты, позднее – институты географии Академии Наук
СССР и союзных республик. Именно в это время закончился важный
этап развития учения о ландшафте, которое обособилось в новое научное
направление региональной географии и приобрело название ландшафто-
ведения. Определились его предмет, задачи, методы, место среди других
географических наук. Работы Л.С. Берга и Н.А. Солнцева позволили
конкретизировать понятие «ландшафт», установить его объем и границы.
Л.Г. Раменский и Н.А. Солнцев разработали морфологическое строение
ландшафта, Б.Б. Полынов, В.Н. Сукачев и А.А. Григорьев указали на не-
обходимость изучения природных процессов. Однако для дальнейшего
развития науки требовались крупные теоретические обобщения и разра-
19
ботка возможностей использования накопленных материалов для прак-
тических целей.
Многочисленные работы по картографированию ландшафтов раз-
личных территорий поставили перед ландшафтоведами крупную теоре-
тическую проблему – необходимость разработки их классификации.
Теоретические основы и правила классификации предложил Д.Л. Ар-
манд (Наука о ландшафте. М., 1975), однако в процессе картографирова-
ния перед исследователями возникали все новые и новые проблемы. Од-
на из наиболее существенных – система классификационных единиц и
факторы их выделения. Имеющиеся разработки в области классифика-
ции ландшафтов (А.Г. Исаченко, 1964; В.А. Николаев, 1978; Г.И. Юрен-
ков, 1982) предлагали систему единиц применительно к картам опреде-
ленного масштаба. Опубликованные к тому времени ландшафтные карты
(Азербайджанской, Казахской, Белорусской, Украинской, Литовской
ССР, Кавказа, Воронежской области, Северо-Востока Сибири и др.) име-
ли разный масштаб и требовали учета специфики природы конкретной
территории, что влекло разработку для каждой из них своей классифика-
ции. Наиболее крупная работа в области классификации принадлежит
А.Г. Исаченко в связи с составлением ландшафтной карты СССР мас-
штаба 1:4.000.000. (М., 1988 г.). Классификация представляет сложную
многоступенную систему единиц (группа, ряд, тип, класс, вид ландшаф-
тов), выделяемых с учетом зональных и азональных факторов.
А.Г. Исаченко (род. В 1922 г.) – один из наиболее крупных ученых-
ландшафтоведов, внесших большой вклад в развитие методологии, мето-
дики исследования, истории формирования этой науки; основоположник
прикладного ландшафтоведения. Опубликовал более 30 монографий,
учебников и учебных пособий. Его учебник «Ландшафтоведение и физи-
ко-географическое районирование» (М., 1991) хорошо известен студен-
там географических факультетов на всем постсоветском пространстве. В
работе «Прикладное ландшафтоведение» (Л., 1976) показал принципы и
методы инженерной, мелиоративной оценки ландшафтов и создания со-
ответствующих оценочных карт. В монографии «Оптимизация природ-
ной среды» (М. 1980) проанализировал проблемы рациональной органи-
зации территории и управления природными процессами. Монография
«Экологическая география России» (Спб., 2001) посвящена анализу и
оценке эколого-географических проблем России.
В описываемый период была выдвинута, обоснована и получила
широкое признание геосистемная концепция (В.Б. Сочава, 1963, 1978),
опирающаяся на системный подход, как современную общенаучную ме-
тодологическую базу, и предусматривающая три уровня организации
20
геосистем: планетарный, региональный и локальный (топический). Для
изучения связей между ними понадобились исследования структуры,
функционирования и динамики ландшафтов, в чем преуспел коллектив
института географии Сибири (Иркутск). В 60-х годах под руководством
В.Б. Сочавы (1905 – 1978) в различных ландшафтах Сибири были орга-
низованы первые в стране ландшафтно-географические стационары, где
проводились исследования динамики геосистем локального уровня с ис-
пользованием геохимических и геофизических методов. (В.А. Снытко,
А.А. Крауклис). Эти работы способствовали усилению интереса ланд-
шафтоведов к овладению количественными методами, к изучению веще-
ственно-энергетического обмена в ландшафте, его биологической про-
дуктивности, экологического потенциала. В 70-х годах благодаря разра-
боткам Ф.Н. Милькова (1973, 1978) возникло еще одно новое научное
направление – антропогенное ландшафтоведение. Ф.Н. Мильков (1918–
1996) показал место человека и результатов его деятельности в совре-
менных ландшафтах, предложил несколько вариантов их классификации,
обозначил принципы и методы исследований. Завершилась целая эпоха
бесплодных рассуждений о роли и месте человека в ландшафте. На про-
тяжении XX в. произошло оформление экологии как фундаментальной
дисциплины со сложившимися методологическими подходами (систем-
ным, синэкологическим) и сформулированными законами (толерантно-
сти В. Шелфорда, совокупного действия факторов Э. Митчерлиха –
Б. Бауле, пирамиды энергий В.В. Станчинского, необходимого разнооб-
разия Р. Уиттекера, максимизации энергии Ю. Одума и др.). Появился
специальный понятийно-терминологический аппарат, был определен
объект (биосфера) и предмет (экосистема) исследования, предложены
методы их изучения, в том числе математические, аналитические, ими-
тационного моделирования. Важнейшим научным направлением в эко-
логии стали синэкологические исследования, нацеленные на изучение
взаимоотношений популяций в экосистемах. К концу XX в. наметились
процессы интеграции наиболее плодотворных экологических идей и на-
правлений, что свидетельствует о начале становления системной эколо-
гии.
Известно, что прогресс науки невозможен без прогрессивных мето-
дов исследования. Конец XX столетия ознаменовался широким исполь-
зованием компьютерных технологий и новых программных продуктов,
способствующих быстрой и качественной обработке, анализу и синтезу
любой информации, в том числе картографической и дистанционного
зондирования и созданию многочисленных, преимущественно локаль-
ных, геоинформационных систем (ГИС). Все это создает предпосылки