Файл: Ландшафтоведение (Счастная).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2019

Просмотров: 2591

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

V. По длительности существования и степени саморегулирования антропогенные ландшафты делятся на:

1) долговечные саморегулируемые;

2) многолетние, частично регулируемые;

3) кратковременные регулируемые.

VI. По хозяйственной ценности, бонитету следует различать ландшафты:

1) культурные, или целесообразные, – постоянно регулируемые и поддерживаемые человеком в состоянии, оптимальном для выполнения возложенных на них определенных хозяйственных, эстетических, защитных и других функций;

2) акультурные, или нежелательные, – возникают, как правило, в итоге нерационального ведения хозяйства, допускающие большие экологические просчеты.

В типологическом плане антропогенные ландшафты классифицируются так же, как и природные – на основе учета ведущих факторов. В практике ландшафтного картографирования применяются следующие таксономические системы основных типологических единиц антропогенных ландшафтов: класс, подкласс, тип. Наиболее жизнеспособной оказалась классификация Ф.Н. Милькова по содержанию. На ее основе разработана классификация природно-антропогенных ландшафтов Беларуси.


8 . ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ БЕЛАРУСИ


    1. Исторические и социально-экономические предпосылки

формирования природно-антропогенных ландшафтов (ПАЛ)


Процесс возникновения и формирования ПАЛ неотделим от истории развития человеческого общества и отражает рост его технической и научной оснащенности. Заселение территории Беларуси произошло в позднем палеолите (26–24 тыс. лет назад). Люди этой эпохи занимались собирательством, охотой, рыболовством. Их влияние на природные ландшафты было ничтожным и ограничивалось небольшим пространством вблизи стоянок. Ввиду того, что все палеолетические стоянки расположены у рек, первыми ландшафтами, подвергшимися некоторой антропогенизации, были пойменные, аллювиальные террасированные, нерасчлененных речных долин. В мезолите (9–5 тыс. лет до н. э.) продолжалось заселение и освоение этих же ландшафтов. В неолите (5–2 тыс. лет до н. э.) наряду с собирательством и охотой появилось примитивное земледелие и скотоводство, по-прежнему тяготевшее к поймам рек. По мере появления предметов труда из бронзы, а затем железа земледелие становится главным занятием населения. Продолжалось освоение аллювиальных террасированных и пойменных ландшафтов. В железном веке (1 тыс. до н. э. – 1 тыс. лет н. э.) стало развиваться подсечное земледелие в пределах лессовых, моренно-озер-ных и вторичноморенных ландшафтов. В это время основным типом поселений на территории республики были укрепленные поселки-городища. Для их сооружения выбирались возвышенные места на берегах рек и озер. Это обстоятельство способствовало более плотному заселению и освоению холмисто-моренно-эрозионных и холмисто-моренно-озерных ландшафтов.


В VIIX вв. н. э. у племен, обитавших на территории республики, произошел переход от первобытно-общинного к феодальному строю. Начала развиваться паровая система земледелия, продолжает набирать силу скотоводство. В пределах упомянутых природных ландшафтов расширяются участки пашни на наиболее плодородных землях. К XVIII в. на большей части Беларуси сформировались сельскохозяйственно-лесные ландшафты.

Начиная со второй половины XVIII в. в Беларуси расширялись и укреплялись крупные землевладения (фольварки), в которых стали применяться сельскохозяйственные машины, удобрения. Быстро увеличивались площади пашни за счет сокращения лесов, особенно в западных и центральных районах республики. Начали формироваться сельскохозяйственные ландшафты, площадь которых увеличилась. В это время была сделана попытка освоения болотных ландшафтов Полесья. Началась вырубка лесов этого региона и освоение бедных земель вторичных водно-ледниковых, моренно-зандровых, аллювиальных террасированных ландшафтов, куда оттеснялись мелкие крестьянские хозяйства. Конец XIX – начало XX в. также характеризуется и формированием городских ландшафтов.

В соответствии с мировой тенденцией в XX в. процесс формирования антропогенных комплексов приобрел особенно стремительные темпы. Коллективное землепользование и мелиорация заболоченных зе-мель способствовали расширению сельскохозяйственных ландшафтов. Организация лесного хозяйства, имевшего своей целью не только рубку, но и искусственное возобновление лесов, привела к формированию современных лесных ландшафтов. Строительство многочисленных водохранилищ обусловило появление водохозяйственных ландшафтов. Расширение площадей антропогенных комплексов и быстрое сокращение ПТК выдвинули новую задачу – необходимость создания сети особо охраняемых природных территорий и формирование охраняемых ландшафтов. Этот процесс начался примерно с 60-х гг. и по времени совпал с периодом формирования рекреационных ландшафтов, предназначенных для отдыха населения, проживающего в городах.


8.2. Классификация и характеристика ПАЛ


Классификация ПАЛ Беларуси построена на основе использования общепринятых подходов, но имеет и некоторые отличия, отражающие региональные особенности территории. Система классификационных единиц характеризуется трехступенчатым ранжированием: класс – подкласс – род. Классы ландшафтов обособляются по направленности хозяйственной деятельности человека в определенной отрасли народного хозяйства. По этому признаку различаются сельскохозяйственные, лесные, охраняемые, рекреационные, городские а также специфические для территории республики сельскохозяйственно-лесные ландшафты. С учетом видов хозяйственной деятельности внутри классов вычленяются подклассы. Так, подклассами сельскохозяйственных ландшафтов являются пахотные, пахотно-культурно-сенокосные, лугово-пахотные, пастбищно-лугово-болотные, сенокосно-пастбищные комплексы, лесных лесохозяйственные, лесоболотные и т. д.


Обособление классов и подклассов ПАЛ основано на использовании количественных показателей структуры земельных угодий, что является одной из особенностей классификации. К сельскохозяйственным ПАЛ отнесены такие участки, где доля сельскохозяйственных угодий составляет не менее 80 %, а лесов до 20 %. Лесные ландшафты включают крупные участки лесных массивов, где доля лесов более 70 %. Сельскохозяйственно-лесные ландшафты представляют территории смешанного типа использования: сельхозугодья составляют 30–50 %, леса – 20–40 %. Четкие критерии параметров структуры земельных угодий определены и для выделения подклассов. Так, к пахотным ПАЛ отнесены такие участки ландшафтов, где доля пашни более 70 %, сенокосно-пастбищным – пашни 10 %, лугов – 70–90 % и т. д.

Род ПАЛ выделяется по характеру природного ландшафта, т. е. характеризуется однотипным рельефом и геологическим строением, закономерным сочетанием почвенных комбинаций и растительных формаций. Благодаря этому каждый род ландшафтов обладает определенными природными ресурсами, использование которых приводит к формированию на его территории того или иного природно-антропогенного комплекса. Различаются, например, пахотные лессовые, лесо-полевые моренно-зандровые, лесохозяйственные водно-ледниковые, лесо-лугово-рекреационные пойменные ПАЛ и др. Таким образом, в классификации были учтены два важнейших фактора формирования ПАЛ – антропогенный и природный.

Разработанная классификация ПАЛ позволила перейти к следующему этапу их изучения – картографированию. Картографическое моделирование ПАЛ осуществлялось камеральным методом. Первичными материалами для этого послужили ландшафтная карта Беларуси и карта растительности Беларуси масштаба 1:600 000. Путем сопряженного анализа этих карт для каждого контура рода ландшафтов в границах встречающихся здесь видов определялась структура земельных угодий, информация о которой бралась с карты растительности. Картометрическим методом с помощью палетки выявлялись количественные параметры доли пашни, лугов, лесов и болот. Это позволило в пределах каждого контура рода ландшафтов выявить участки с разным характером хозяйственного использования и соответственно отнести их к той или иной классификационной единице. Составленная на основе этих данных рабочая карта легла в основу карты ПАЛ масштаба 1:1 000 000, позволившей с большой степенью достоверности отразить особенности хозяйственного использования ПТК республики.

Картометрический анализ карты позволил выявить следующие особенности структуры и закономерности размещения ПАЛ.

Наиболее распространенный класс ПАЛ на территории республики – сельскохозяйственный, занимающий 34,5 % ее площади. Территориально он тяготеет к северу и западу республики.

В cоответствии с классификацией в пределах этого класса ПАЛ выделено 5 подклассов. Доминирующим среди них (более 77 % площади класса) выступает подкласс пахотных ландшафтов.


Пахотные ландшафты типичны для северной и западной части Беларуси. ПАЛ тяготеют к вторично-моренным, холмисто-моренно-эрозионным, моренно-озерным, лессовым ландшафтам. В целом здесь удобный для освоения рельеф с небольшими колебаниями высот и уклонами поверхности. Почвы во всех ландшафтах плодородные с баллом бонитета от 40–60 до 60–70.

Лугово-пахотные ПАЛ (12 % площади класса) наиболее типичны для севера и востока республики. Встречаются в пределах вторичных, вторично-моренных, холмисто-моренно-эрозионных и других ландшафтов, в которых небольшими участками (1–3 га) сохранились низинные и суходольные луга. Пахотные угодья в таких ландшафтах приурочены к наиболее благоприятным участкам с бонитетом почв более 50 баллов, слабой завалуненностью (510 %), слабой и средней степенью проявления эрозии.

Пахотно-культурно-сенокосные ПАЛ (4,5 %) возникли на месте осушенных болот, использованных теперь в виде пашни, культурных сенокосов и пастбищ. Распространены преимущественно на юге Беларуси и приурочены к нерасчлененным комплексам с преобладанием болот, где доминируют торфяно-болотные почвы. После осушения их бонитет достигает 70–80 баллов, что привело к использованию их в качестве пашни и постепенно к процессу сработки торфа и развитию ветровой эрозии.

Сельскохозяйственно-лесные ландшафты представляют территорию смешанного типа использования. Они занимают около 35 % площади Беларуси и доминируют в центре, на востоке и юге республики. Среди подклассов наиболее распространены лесо-полевые ПАЛ, на долю которых приходится до 57 % площади класса. Они типичны для Полесья, Предполесья, востока Беларуси и тяготеют к вторично-моренным, аллювиальным, террасированным, вторичным водно-леднико-вым и моренно-зандровым ПТК. Распределение угодий четко диффе-ренцировано в зависимости от условий рельефа и характера почвен-ного покрова. Наиболее плодородные дерново-подзолистые почвы с бонитетом 30–48 баллов занимают участки пашни. На вершинах хол-мов, заболоченных водоразделах с песчаными почвами произрастают небольшие массивы лесов. Это в основном сосновые, широколиственно-сосновые, широколиственно-еловые фитоценозы.

Пахотно-лесные ПАЛ (около 26 % площади класса) типичны для возвышенностей запада, центра, Предполесья. Встречаются в пределах вторичных водно-ледниковых, в меньшей степени – аллювиальных территориальных и вторичноморенных ПТК. Характерно уменьшение контурности пашни до 10–12 га при относительно низком качестве почв (34–48 баллов) и увеличении площади лесных площадей до 36–100, иногда 250км2.

Сенокосно-лесо-полевые ПАЛ (около 13 %) характерны для востока и юга республики и приурочены к аллювиальным – террасированным, моренно-зандровым и вторичным водно-ледниковым ПТК. В структуре угодий наряду с пашней довольно значителен удельный вес лугов и лесов.


Лесные ландшафты включают крупные участки лесных массивов, составляют 14 % территории Беларуси и распространены в По-лесье, на севере республики. Они представлены тремя подклассами. Доминируют лесохозяйственные ПАЛ (75 %). Они объединяют леса второй группы, в пределах которых производится заготовка древесины. Это преимущественно коренные насаждения – широколиственно-еловые и еловые на севере; грабово-дубово-еловые в центре и широколиственно-сосновые и широколиственные на юге. Также повсеместно распространены сосновые леса. Лесохозяйственные ПАЛ приурочены к вторичным водно-ледниковым, аллювиальным террасированным, водно-ледниковым с озерами, камово-моренно-эрозионным, озерно-ледни-ковым ПТК.

Лесо-болотные ландшафты (5 % площади класса) представлены сосновыми лесами на верховых болотах, коренными черноольховыми и пушистоберезовыми лесами. Типичны для севера Беларуси, Полесья и Предполесья, где приурочены к нерасчлененным комплексам с преобладанием болот, реже к озерно-ледниковым ПТК. Леса на болотах малопродуктивные, низкорослые.

Лесокультурные ландшафты распространены повсеместно, занимая около 15 % лесопокрытой площади. Это посадки лесных культур, высаживаемых на местах лесосек. В составе лесных культур преобладает сосна, ель, дуб.

В процессе природоохранной деятельности сформировался класс охраняемых ПАЛ (6,8 %). К ним относятся заповедники, национальные парки и заказники в их официальных границах. Это территории с наиболее характерными и малоизмененными деятельностью человека ПТК. В структуре классификационных единиц этого класса преобладают рекреационно-заповедные и заповедные вторичные водно-ледни-ковые, аллювиальные террасированные, холмисто-моренно-озерные, а также с преобладанием болот ПАЛ.

Рекреационные ландшафты (6,5 %) – природно-антропогенные комплексы, целенаправленно сформированные для отдыха на базе использования рекреационных ресурсов, представленных природными и культурно-историческими элементами. Доминируют лесо-пахотно-рекреационные вторичные водно-ледниковые и моренно-зандровые ПАЛ, а также лесо-водно-рекреационные комплексы, приуроченные к водно-ледниковым с озерами, нерасчлененным речным долинам и озерно-ледниковым ПТК.

9. РАЙОНИРОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ И ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ БЕЛАРУСИ


9.1. Особенности районирования


При комплексном, в том числе и ландшафтном районировании всегда используются принципы объективности, относительной однородности, комплексности. Однако при районировании разных комплексов – как природных, так и антропогенных – они обретают несколько иное содержание, обусловленное учетом особенностей ландшафтного строения территории. Районирование всегда строится на обобщении и упорядочении признаков. Максимальная степень обобщения присуща таксономическим единицам высоких рангов (страна, зона), минимальная – единицам низких рангов (провинция и район). В результате высшие единицы разных видов ландшафтного районирования могут территориально совпадать, тогда как самые мелкие (район) не совпадают никогда.