Файл: Ландшафтоведение (Счастная).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2019

Просмотров: 2597

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ



Ландшафтоведение – направление физической географии, начавшее формироваться в конце XIX в. Основная идея физической географии XIX в. – идея взаимосвязи и взаимообусловленности природных географических компонентов, составляющих наружные сферы нашей планеты. Исторически она конкретизировалась в двух направлениях и привела к представлениям о географической оболочке с одной стороны и о природном территориальном комплексе (ПТК) – с другой.

В понятии о географической оболочке получили свое законченное выражение мысли о целостном географическом комплексе в глобальных масштабах, что определило предмет изучения общей физической географии. Понятие о природном территориальном комплексе как конкретном региональном или локальном сочетании компонентов легло в основу ландшафтоведения.

Выделяя ПТК как качественно особый уровень организации земной природы, следует сразу же сказать, что в его рамках существуют своя внутренняя иерархия, свои структурные уровни. Необходимо различать три главных уровня их организации (или три размерности): планетарный, региональный и локальный, или топический (местный).

Планетарный уровень представлен на Земле в единственном экземпляре – географической оболочкой. К ПТК регионального уровня относятся крупные и достаточно сложные по строению структурные подразделения – от ландшафтных зон до видов ландшафтов.

Под системами локального уровня подразумеваются относительно простые ПТК, из которых построены региональные системы – урочища, фации и другие. По мнению многих ландшафтоведов, эти уровни объединяет основная или узловая ступень: ландшафт.

Региональные и локальные системы, или природные территориальные комплексы, представляют собой объекты ландшафтного исследования. Таким образом, мы можем определить ландшафтоведение как направление физической географии, которое изучает ПТК регионального и локального уровней. Это определение подчеркивает неразрывную связь ландшафтоведения и общей физической географии.

географическая оболочка является единой, целостной материальной системой, но в ней отчетливо выделяются разнородные структурные части. Географическая оболочка пространственно дифференцирована как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали она имеет ярусный характер и выражается в расположении основных частных геосфер в соответствии с плотностью слагающего их вещества. На контактах атмосферы, гидросферы и литосферы происходит их наиболее активное взаимодействие, именно здесь наблюдается концентрация жизни, формируется производный компонент – почвы. Узкую контактную и наиболее активную пленку географической оболочки иногда называют ландшафтной сферой. Понятие о ландшафтной сфере было предложено Ю.К. Ефремовым (1950).


Ф.Н. Мильков в своих трудах 1970–1980-х гг. развил представление о ландшафтной сфере, являющейся зоной прямого соприкосновения и активного взаимодействия литосферы, атмосферы и гидросферы, совпадающей с биологическим фокусом географической оболочки Земли.

Ф.Н. Мильков дал определение ландшафтной сферы как совокупности ландшафтных комплексов, выстилающих сушу, океаны и ледниковые покровы. В нее входят современная кора выветривания, почвы, растительность, животные организмы и приземные слои воздуха. В результате прямого соприкосновения и активного взаимодействия литосферы, атмосферы и гидросферы здесь образуются специфические природные комплексы – земные ландшафты.

Вопрос о границах ландшафтной сферы вызывает споры. По разным авторам ее мощность различна. Д.А. Арманд считает, что верхняя граница этой сферы проходит на высоте 8–16 км, нижняя – на глубине 12–70 км (1975). По мнению Ф.Н. Милькова, она ограничена по вертикали от нескольких десятков до 500 м (1986).

Именно ландшафтная сфера и составляет предмет изучения ландшафтоведения. Для нее характерны также основные закономерности развития географической оболочки: зональность, провинциальность, азональность.

Задачи ландшафтоведения ограничиваются расмотрением наземных геосистем, т. е. природных территориальных комплексов. Они состоят во всестороннем познании ПТК – в изучении закономерностей их дифференциации и интеграции, развития и размещения, их различных свойств, структуры, функционирования, динамики и эволюции.

Ландшафтоведение как часть физической географии входит в систему физико-географических наук и составляет ядро этой системы. Естественно, что между ландшафтоведением и частными физико-географическими науками существуют тесные связи. Они имеют двухсторонний характер. идеи природного территориального комплекса приобрели методологическое значение для всей системы физико-географических наук и легли в основу ландшафтного подхода к изучению отдельных компонентов. именно ландшафтный подход, требующий изучать климат, почвы и другие компоненты как структурные части природного географического комплекса, объединяет все частные географические науки в единую систему.

Помимо собственно географических дисциплин к ландшафтоведению близки другие науки о Земле, в особенности геология, а также геофизика и геохимия. На стыке ландшафтоведения с геохимией и гео-физикой возникли новые отрасли науки – геохимия и геофизика ландшафтов. Специфика объекта ландшафтоведения требует прочной опоры на фундаментальные природные законы, установленные физикой, химией, биологией.

Вопрос о соотношениях географии и экологии в последние годы привлек особое внимание географов. Со словами «экология» часто ассоциируются надежды на обуздание стихийного процесса деградации жизненной среды человечества. Географический взгляд на природу шире, чем экологический, и это обстоятельство выдвигает ландшафтоведение как ее наиболее синтетический раздел на ведущую роль в разработке научных основ рационального использования, охраны и улучшения природной среды. Но это не должно служить основанием для противопоставления ландшафтоведения экологии. Существуют большие возможности для взаимного обогащения обеих дисциплин научными достижениями, подходами и методами.


Для познания ПТК методологическое значение имеет представление о движении как форме существования материи. Проблема развития ландшафтов не может быть решена без опоры на закон единства и борьбы противоположностей, без понимания соотношений внутреннего и внешнего в процессе развития, без изучения процесса накопления количественных изменений и перехода количества в качество.

Ландшафтоведение на протяжении всей своей истории было связано с практическими потребностями общества. Социальная значимость ландшафтоведения особенно возрастает в современную эпоху научно-технической революции. ПТК в совокупности составляют жизненную среду человечества, они обеспечивают как все биологические потребности людей, так и необходимые энергетические и сырьевые источники для развития производства. От благополучия ландшафтов зависит бесперебойное воспроизводство жизненных ресурсов человечества. Реальная угроза истощения и сокращения воспроизводства естественных ресурсов и вместе с тем ухудшение экологических качеств среды со всей остротой поставили проблему рационального использования и охраны природной среды.


1 . ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ЛАНДШАФТЕ


1.1. Предпосылки развития учения о ландшафте


Появление новых теорий подготавливается всем предшествующим ходом науки. Всякая научная теория закономерно возникает лишь при наличии определенных исторических предпосылок. Учение о ландшафте не могло возникнуть без предварительной стадии в развитии географии, т. е. углубленной разработки отраслевых географических дисциплин, изучающих отдельные компоненты природы Земли. Вместе с тем, перейти от анализа к синтезу, т. е. к представлению о природном географическом комплексе, невозможно без опоры на фундаментальные законы естественных наук. Но условия для этого появились лишь к концу прошлого столетия. В частности, важными импульсами для ландшафтоведения явились эволюционное учение в биоло-гии – дарвинизм (1859) и становление биогеографии и почвоведения.

Изучая историю науки, нельзя забывать и о важности социально-экономических предпосылок. Всякая наука выполняет социальный заказ, т. е. обеспечивает определенные общественные потребности. Вся история ландшафтоведения непосредственно связана с общественной практикой, с нуждами производства; ландшафтоведение с самого начала стало одновременно теоретической и прикладной дисциплиной. В последние десятилетия XIX в. наиболее дальновидные русские ученые и общественные деятели осознали, что решение острейших проблем сельского, а также лесного хозяйства того времени требует понимания взаимосвязей между компонентами природной среды и синтетического охвата природы конкретных территорий.

Таким образом, в конце прошлого столетия сложились как естественнонаучные, так и социально-экономические предпосылки для зарождения учения о ландшафте. Это, однако, не значит, что ландшафтоведение возникло внезапно и «на пустом месте». Корни его более глубоки, они уходят в глубины народного опыта и истории естествознания и географии.



1.2. Начало ландшафтоведения: школа В.В. Докучаева

и развитие науки до 1917 года


В конце XIX в. география вступила в сложнейший, можно сказать, критический период своей истории. Специализация в исследовании природных ресурсов – минеральных, водных, лесных, земельных – все углублялась, что содействовало формированию частных географических дисциплин. Традиционная «единая» география распалась, изжила себя. География оказалась без собственного предмета исследования, стало неясным, чем должен заниматься собственно географ, если существуют климатология, биогеография, геоморфология и т. д. Вопрос о судьбе географии породил оживленную дискуссию.

На этом сложном фоне в России формируется мощная географическая школа. Основателем ее стал профессор Петербургского университета В. В. Докучаев (1846–1903), величайшей научной заслугой которого было создание науки о почве. По В.В. Докучаеву, почва есть результат взаимодействия всех географических компонентов. Именно она оказалась последним звеном в системе географических связей. Поэтому от изучения почвы оставался как бы один шаг до географического синтеза, и его сделал В. В. Докучаев: опираясь на учение о почве, он сделал широкие географические обобщения.

В.В. Докучаев хорошо понимал отрицательные стороны далеко зашедшей дифференциации естествознания. В 1898 г. он перешел к мысли о необходимости разработки новой науки о соотношениях и взаимоотношениях между всеми компонентами живой и мертвой природы и о законах их совместного развития. В 1898–1900 гг. он разрабатывал эту идею. Именно в эти годы вышла в свет серия статей, в которых В.В. Докучаев излагал свое учение о зонах природы, или естественноисторических зонах. Это учение послужило как бы введением к новой науке. Впервые у В.В. Докучаева зональность трактовалась как мировой закон, действия которого распространяются на все природные процессы, происходящие на земной поверхности. зона в его трактов- ке – это природный комплекс высшего ранга, в границах которого все компоненты образуют взаимообусловленное единство. Докучаев, таким образом, сформулировал первый географический закон.

Также он впервые осуществил на практике принцип комплексного полевого исследования конкретных территорий путем организации знаменитых экспедиций (1882–1898). В.В. Докучаев сочетал высокий теоретический уровень исследований с практической целенаправленностью. Главной его целью была научная разработка методов борьбы с засухой и другими неблагоприятными природными условиями степной зоны. Он воспитал плеяду географов-исследователей нового типа, которые развивали его идеи. В их числе А.Н. Краснов (1862–1914), Г.Ф. Морозов (1867–1920), Г.Н. Высоцкий (1865–1940), Г.И. Танфильев (1857–1928), Н.Н. Сибирцев (1860–1900), В.И. Вернадский (1863–1945), К.Д. Глинка (1867–1927). Его последователями стали Л.С. Берг (1876–1950), Б.Б. Полынов (1877–1952) и др. Докучаевская географическая школа – явление уникальное в истории нашей науки по прогрессивности идей и влиянию, которое она оказала на дальнейшее развитие географии.


В начале XX в. в теорию и практику географии прочно вошла докучаевская концепция природной зональности. Г.Н. Высоцкий еще в 1899 г. внес в нее существенные дополнения, а в 1905 г. предложил первый количественный критерий для разграничения зон – показатель атмосферного увлажнения в виде отношения годового количества осадков к испаряемости. Благодаря работам последователей В.В. Докучаева была конкретизирована система природных зон, их границы уточнялись по карте. Тем самым создавалась основа для синтеза в природном районировании. С этого времени в научный обиход входит термин физико-географическое районирование. Первый опыт такого районирования, положивший начало переходу от отраслевых схем к комплексным, принадлежит Г.И. Танфильеву и относится к 1897 г. Танфильев разделил европейскую Россию на физико-географические области, полосы (зоны) и округа. Докучаевская традиция выразилась в том, что многие работы по районированию имели прикладную направленность. Так, Г.Ф. Морозова проблема прикладного районирования интересовала с позиции лесоводства, Г.Н. Высоцкий разрабатывал систему зон с целью научного обоснования дифференцированных приемов степного лесоразведения.

Накопленный в регионах опыт комплексных исследований с различными практическими задачами и на разных территориальных уровнях детальности приводил отечественных исследователей к все более твердому убеждению в объективном существовании закономерных взаимообусловленных территориальных сочетаний природных компонентов. В начале нынешнего столетия эта идея воплотилась в понятии о ландшафте. В течение десятилетия 1904–1914 гг. научное представление о ландшафте в разных формах было выдвинуто независимо друг от друга многими учеными, ибо идея ландшафта после работ В.В. Докучаева уже носилась в воздухе.

Г.Ф. Морозов в работе «Исследование лесов Воронежской губернии» (1913 г) сформулировал свой взгляд на ландшафт. Ландшафты – это естественные единицы, на которые распадается природа любой территории, они представляют собой «как бы фокусы, или узлы, в которых скрещиваются взаимные влияния общего и местного климата, с одной стороны, рельефа, геологических условий – с другой, растительности и животного мира – с третьей и т. д.» Автор подчеркивал необходимость генетического подхода к изучению ландшафтов.

Г.Н. Высоцкий самостоятельно развивал представление о ландшафте, который предпочитал называть русским термином «естественная округа, или местность». В статье «О карте типов местопроизрастаний»(1904) Высоцкий отметил, что различные местности должны отличаться однообразием условий местопроизрастания соответствующих растительных сообществ. В этой мысли заключено представление о морфологии ландшафта, получившее развитие значительно позднее. С другой стороны, «естественные округи» Г.Н. Высоцкий рассматривал как начальные единицы всей системы районирования: они объединяются в естественные области, а последние – в страны. Высоцкому также принадлежит идея создания ландшафтных карт. Интересные соображения о ландшафтах мы находим в работах А.А. Борзова, И.М. Крашенинникова, Р.И. Аболина. Однако научное понятие «ланд-шафт» в географическую науку ввел Л.С. Берг, ибо он впервые в статье «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области» (1913) высказал мысль, что именно ландшафты представляют собой предмет исследования географии.