Файл: Ландшафтоведение (Счастная).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2019

Просмотров: 2598

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе районирования природных ландшафтов ранжировано три единицы: подзона – провинция – район. Всего в Беларуси выделено 2 подзоны, 5 провинций, 55 ландшафтных районов. Районы индивидуальны, имеют собственные названия. В составе каждого из них насчитывается в среднем от 5 до 10 видов ландшафтов. Доминирующие виды ландшафтов, составляющие половины площади района, определяют его название. Например, Ошмянский район среднехолмистых и мелкохолмисто-грядовых ландшафтов, Верхнеясельдский район волнистых ландшафтов.

Границы районов обусловлены сочетанием сходных по генезису ландшафтов, образовавшихся в однотипных условиях.

Группа районов, близких по набору родов ландшафтов, объеденена в провинцию. В границах каждой из 5 провинций доминируют от одного до трех неповторяющихся родов ландшафтов, вынесенных в ее название. Например, Восточно-Белорусская провинция вторичноморенных и лессовых ландшафтов. Границы этих таксономических единиц обусловлены орографическими рубежами, разделяющими высотно-ландшафтными ступенями. Исключение составляет Поозерская провинция, очерченная с юга границей валдайского оледенения. Провинции в свою очередь объединены в две подзоны подтаежных (смешанно-широколиственных) и полесских (широколиственно-лесных) ландшафтов. Граница между ними совпадает с границей подтипов ландшафтов.

При районировании природно-антропогенных ландшафтов также выделено три ступени: зона – провинция – район. Зона обособляется по доминирующим классам ПАЛ. Вся территория Беларуси попадает в одну зону – сельскохозяйственных и сельскохозяйственно-лесных ландшафтов, составляющих в совокупности около 70 % ее территории. На региональном уровне четко выделяются две таксономические единицы – провинции и районы. Провинции характеризуются различной структурой классов. Название провинции определяют доминирующие классы ПАЛ. Например, Восточно-Белорусская провинция сельскохозяйственных ландшафтов. название района определяют преобладающие подклассы и роды ПАЛ. Например, Лидский район пахотных вторичноморенных ландшафтов, Нарочанский район пахотных и лесо-лугово-рекреационных холмисто-моренно-озерных ландшафтов.

Всего в Беларуси выделяется 5 провинций и 32 района ПАЛ.

Границы провинций природных и природно-антропогенных ПАЛ совпадают, что свидетельствует о тесной связи между этими комплексами. Районы же сильно различаются как размерами, так и структурой.


9.2. Характеристика провинций


Наиболее типичными региональными комплексами выступают провинции и районы. Они компактны, имеют конкретное географическое положение, характеризуются ландшафтной индивидуальностью, набором природных ресурсов и одинаковой направленностью их использования. Рассмотрим эти положения на примере ландшафтных провинций.


Поозерская провинция сельскохозяйственных озерно-ледниковых, моренно-озерных и холмисто-моренно-озерных ландшафтов расположена на севере республики и занимает 18,7 % ее площади.

В регионе распространены подтаежные ландшафты, наложившие отпечаток на природу провинции. Наиболее типичны для Поозерья средневысотные и низменные. Однако доминируют всего несколько родов природных ландшафтов, они вынесены в название провинции и занимают около 70 % ее площади. Для типичных ПТК внутри провинции характерна своя специфика. К центральной части приурочены озерно-ледниковые ПТК, обусловившие самые низкие (130–140 м) абсолютные отметки. На этой территории расположены Полоцкая, Суражская, Лучосская низины с плосковолнистым, местами дюнно-бугристым рельефом. К полосе озерно-ледниковых ландшафтов севера и юга примыкают холмисто-моренно-озерные и камово-моренно-озерные ПТК, образующие ограненную возвышенную часть провинции с высотами 170–180 м над уровнем моря. Здесь протягивается ряд возвышенностей и гряд – Нещердовская, Городокская, Лукомльская, Витебская, Браславская, Освейская, Свенцянская. Моренно-озерные ПТК приурочены к абсолютным отметкам 140–160 м и представлены на западе и востоке Поозерья. Наиболее компактно эти ландшафты выражены на Чашникской равнине. Для провинции характерно разнообразие подродов и видов природных ландшафтов. Наиболее типичные виды – волнистые, плосковолнистые, холмисто-волнистые, мелко- и среднехолмистые. Всего в Поозерье различаются ландшафты 31 вида, сочетание которых образует 14 ландшафтных районов. Для провинции характерна хорошая дренированность территории и преобладание дерново-подзолистых почв преимущественно глинистых и суглинистых. Сочетание почвенного покрова с выровненным рельефом обусловили высокую сельскохозяйственную освоенность территории. В результате среди ПАЛ господствуют сельскохозяйственные (58 %), а в их составе пахотные (80 %). Господство пахотных ПАЛ влечет за собой активизацию процессов почвенной эрозии, в результате которых происходит обеднение почв гумусом, который аккумулируется в многочисленных озерах. Для пахотных угодий характерна мелкоконтурность, завалуненность, закустаренность, заболоченность. 19,5 % площади занимают лесные ландшафты, 5 % – рекреационные. Разнообразие подклассов ПАЛ позволило выделить 7 ландшафтных районов.

Белорусская возвышенная провинция сельскохозяйственно-лесных и сельскохозяйственных холмисто-моренно-эрозионных и вторично-моренных ландшафтов простирается от западной границы Беларуси на северо-восток, занимая 20,4 % территории республики.

Провинция выделяется очень сложной ландшафтной структурой. Для нее характерны подтаежные ландшафты, представленные в основном сочетанием возвышенных и средневысотных ПТК. Наиболее распространены в провинции холмисто-моренно-эрозионные, камово-мо-ренно-эрозионные и соседствующие с ними вторично-моренные ланд-шафты. Первые два ПТК, приуроченные к наиболее высокому гипсометрическому уровню, сосредоточены в северо-восточной части региона. Здесь расположены Ошмянская (до 320 м) и Минская (до 346 м) возвышенности со средней и крупной холмисто-грядовой поверх- ностью. На юге провинции, приуроченной к Волковысской (242 м) и Новогрудской (323 м) возвышенностям, преобладают холмисто-морен-но-эрозионные ПТК с холмисто-увалистым, изредка крупнохолмистым рельефом. К юго-востоку, северо-западу и крайнему северу тяготеют вторично-моренные ландшафты в основном с волнистой поверх-ностью. Наиболее крупные массивы этих ПТК приурочены к Лидской и Столбцовской равнинам (150–2000 м). На уровне подродов доминируют ПТК с прерывистым покровом водно-ледниковых супесей и покровом водно-ледниковых супесей (46 %). Набор видов в провинции многообразен – от плоских до крупнохолмистых и платообразных. Господствующее положение занимают ПТК с холмистым характером рельефа (45 %). В целом в провинции представлено 32 вида ландшафтов, сгруппированных в 13 ландшафтных районов.


В почвенном покрове преобладают дерново-подзолистые супесчаные (48 %), иногда встречаются дерново-палево-подзолистые суглинистые. Удельный вес сельхозугодий достигает 60 %, часто встречаются небольшие участки леса, занимающие около 30 %. В структуре ПАЛ доминируют сельскохозяйственно-лесные ландшафты, занимающие около половины площади провинции, в их составе преобладают лесополевые (62 %). Сельскохозяйственные ландшафты представлены на 37,5 % площади провинции, 88 % из них составляют пахотные ПАЛ. Для сельскохозяйственных ПАЛ характерна почвенная эрозия, особенно в сильной степени проявляющаяся на Новогрудской возвышенности. Лесных ландшафтов очень мало (4,8 %), около 6 % площади занимают охраняемые ландшафты.

Достаточно однородный набор подклассов ПАЛ позволяет обособить 7 ландшафтных районов.

Предполесская провинция сельскохозяйственно-лесных вторичных водно-ледниковых и моренно-зандровых ландшафтов. Занимает 22 % территории республики. Она протягивается узкой неровной полосой с запада на восток и представляет собой как бы переходную ступень от возвышенностей центральной Беларуси к низинам Полесья. Типичны подтаежные, преимущественно средневысотные ландшафты (76 % территории региона). Внутреннюю структуру на уровне родов определяют вторичные водно-ледниковые ландшафты, распространенные на 43 % территории и приуроченные к западной и центральной частям провинции. Моренно-зандровые ПТК, занимающие лишь 21,5 % площади провинции, характерны для центральной и восточной ее частей. В структуре подродов преобладают ПТК с прерывистым покровом водно-ледниковых супесей, распространенные почти на половине территории и в ландшафтах доминирующих родов представленных повсеместно. Набор видов определяется комбинациями форм мезорель- ефа. Господствуют ПТК с волнистым и плосковолнистым рельефом (до 70 % площади). Другие виды ландшафтов распространены незначительно. Сочетание видов ПТК сгруппировано в 9 ландшафтных районов.

В почвенном покрове преобладают дерново-подзолистые супесчаные почвы (около 50 %), однако на 21,5 % площади распространены дерново-подзолистые заболоченные почвы. Легкий механический состав почв сдерживает сельскохозяйственное освоение территории (доля сельхозугодий 50 %), возрастает до 35 % лесистость территории. Все это обусловило формирование в пределах провинции преимущественно сельскохозяйственно-лесных ПАЛ (около 55 %), в составе ко-торых в равных долях представлены лесо-полевые и пахотно-лесные ландшафты. Удельный вес сельскохозяйственных ПАЛ –27 %, охраняемых около 3 %.

По сочетанию подклассов ПАЛ в пределах провинции выделяется 9 районов.

Восточно-Белорусская провинция сельскохозяйственных и сельскохозяйственно-лесных вторичноморенных и лессовых ландшафтов приурочена к востоку Беларуси, занимая 11 % ее площади. Характерная особенность ландшафтного строения провинции – преобладание подтаежных средневысотных и возвышенных ландшафтов. Доля низменных ПТК незначительна. Доминируют и определяют облик региона ландшафты всего двух родов – вторично-моренные и лессовые, занимающие около 70 % его территории. Значительны участки вторичных водно-ледниковых и моренно-зандровых ландшафтов. При этом лессовые ландшафты занимают северную часть провинции, имеющую самые высокие абсолютные отметки (190–250 м). Центральную часть провинции занимают вторично-моренные ландшафты с небольшими вкраплениями вторичных водно-ледниковых, реже холмисто-моренно-эрозионных ПТК. На крайнем юге сосредоточены моренно-зандровые ландшафты. Пойменные и аллювиально-террасированные ПТК узкими полосами вытянуты вдоль рек. Индивидуальные черты ландшафтной структуры провинции на уровне видов ландшафтов проявляются в преобладании волнисто-увалистых (30 %), сочетающихся с волнистыми (23 %) ПТК. Всего в провинции представлено 27 видов ПТК, сгруппированных в 5 ландшафтных районов.


В провинции доминируют дерново-подзолистые, в том числе дерново-палево-подзолистые глинисто-суглинистые почвы, что создает хорошие предпосылки для сельскохозяйственного освоения территории. Доля сельскохозяйственных угодий очень высока (66 %), лесов – низкая (25 %). В структуре ПАЛ господство принадлежит сельскохозяйственным (51 %), среди которых выделяется два подкласса пахотных (53,5 %) и лугово-пахотных (36,5 %) ландшафтов. Сельскохозяйственно-лесные ПАЛ занимают около 40 % территории, лесные – около 4 %.

По сочетанию подклассов ПАЛ в пределах провинции выделяется 4 района.

Полесская провинция сельскохозяйственно-лесных и лесных аллювиально-террасированных, болотных и вторичных водно-ледниковых ландшафтов расположена на юге республики и занимает 28 % ее площади.

Провинция выделяется распространением полесских (широколиственно-лесных) ландшафтов. Для Полесья типичны низменные ПТК, в меньшей мере распространены средневысотные. Своеобразие ландшафтной структуры определяют аллювиально-террасированные (50 %) и вторичные водно-ледниковые ландшафты, которые в сочетании с нерасчлененными комплексами с преобладанием болот занимают 75 % территории провинции. Также существенную роль в этом регионе играют пойменные и моренно-зандровые ПТК. Центральную часть региона с самыми незначительными абсолютными отметками (105–104 м) занимают аллювиально-террасированные, пойменные и нерасчлененные комплексы с преобладанием болот. С запада и востока к ним примыкают вторично-моренные, вторичные водно-ледниковые, моренно-зандровые ПТК.

На уровне подродов доминируют ПТК с поверхностным залеганием аллювиальных песков, прерывистым покровом водно-ледниковых супесей, поверхностным залеганием водно-ледниковых песков и с поверхностным залеганием торфа. На их долю приходится 81,5 % площади провинции. Своебразие ландшафтной структуры четко выражено и на уровне видов ландшафтов. Доминируют ландшафты трех видов, занимающие 33,0–23,0 % территории, – плоско-волнистые, волнистые и плоские. На территории провинции присутствуют 27 видов ландшафтов, образующих 14 ландшафтных районов.

Особенностью почвенного покрова является господство дерново-подзолистых песчаных (34 %) и дерново-подзолистых заболоченных (28 %) песчано-супесчаных почв, что в сочетании с пониженным рельефом, близким уровнем грунтовых вод и песчаными грунтами обусловили самую высокую лесистость (40 %) среди провинций Беларуси. Своеобразная структура ПАЛ: наряду с господствующими сельскохозяйственно-лесными (51 %) широко распространены лесные ландшафты (22 %). Сельскохозяйственные ПАЛ занимают около 20 % площади региона. На уровне подродов ПАЛ доминируют лесо-полевые, пахотно-лесные и лесохозяйственные ландшафты.

По разнообразному сочетанию подродов ПАЛ в провинции обособляется 5 ландшафтных районов.


Заключение



Современный этап развития географической науки характеризуется ростом интереса к представлению о ландшафте как географическом выражении системных идей. Понятие «ландшафт» прошло несколько стадий развития – от нечетко очерченного представления до развитой сети научных направлений. Сформировалась система понятий, адаптирован набор методов, накоплена огромная информация о типологическом разнообразии ландшафтов (как природных, так и антропогенных) и их распространении, собраны данные о многих сторонах их состояния и функционирования. Круг вопросов и проблем ландшафтоведения непрерывно расширяется.

В 90-х гг. ХХ в. в связи с глобальной антропогенизацией окружающей среды возникла проблема сохранения имеющегося многообразия природных и природно-антропогенных комплексов. Появляется понятие «ландшафтное разнообразие (ЛР)», которое следует рассматривать в качестве сложного интегрального показателя, отражающего характер системной организации ландшафта, особенности выполнения им природных и социально-экономических функций. Работы по изучению ландшафтного разнообразия разворачиваются во многих странах Европы. Появляются документы на общеевропейском и национальном уровнях. В середине 90-х гг. была предложена и сформулирована Общеевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Она послужила основой для разработки и принятия на государственном уровне Национальной стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия республики Беларусь (1997). В 2000 г. была открыта для подписания Европейская ландшафтная конвенция.

В Беларуси проведена оценка ландшафтного разнообразия природных ландшафтов, которая выражается в виде индекса ЛР. Выделены ландшафты максимального, оптимального, достаточного, минимального ЛР. Оценка ЛР природно-антропогенных ланд-шафтов находится в стадии разработки. Эта и многие другие проблемы ландшафтоведения вносят свой вклад в накопленную систему теоретических представлений и фактических материалов, что значительно обогащает и изменяет наши представления о Земле.




Литература



Основная


  1. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высш. школа., 1991. 366 с.

  2. Ландшафтная карта БССР. Масштаб 1: 600 000. М., 1984.

  3. Ландшафтная карта СССР. Масштаб 1: 4 000 000. М., 1988.

  4. Ландшафты Белоруссии. / Под ред. Г.И. Марцинкевич, Н.К. Клицуновой. Мн.: Университетское, 1989. 238 с.

  5. Мамай И.И. Динамика ландшафтов. М.: МГУ, 1992. 166 с.

  6. Марцинкевич Г.И., Клицунова Н.К., Мотузко А.Н. Основы ландшафтоведения. Мн.: Выш. школа, 1986. 206 с.

  7. Мильков Ф.Н. Физическая география. Учение о ландшафте и географическая зональность. Воронеж, 1986. 27 с.


Дополнительная


1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. М., 1975. 288 с.

2. Берлянт А.М. Геоизображение и геойконика. М.: Знания, 1990. 48 с.