Файл: Marketing_v_industrii_gostepriimstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2019

Просмотров: 503

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- убеждение клиентов;

- поддержка, улучшение впечатления (имиджа);

- укрепление общественных отношений;

- продвижение человеческого фактора.

Внешняя среда, т.е. управление атмосферой коммуникаций (отвечающей ожиданиям клиентов):

- потенциальные клиенты;

- партнеры по СМИ (пресса, радио,TV);

- поставщики;

- инвесторы;

- конкуренты;

- Союзы и ассоциации.

Основная цель PR в ресторанном бизнесе, как, в принципе, и в любой другой сфере — способствовать повышению интереса клиента к заведению, установлению положительного отношения и доверия клиента, т.е, иными словами, формирование в глазах общественности положительного имиджа, хорошей репутации и уважения к ресторану.

Сейчас рассмотрим поподробнее вышеописанную теоретическую модель.

Распространение информации о ресторане

Профессиональная работа в направлении Рublic Relations начинается с надежной информации. В основу здесь заложены подробные проработки таких проблем организации ресторана, как, например:

перечень ответственных сотрудников (кто за что отвечает);

количество и тип столиков;

перечень иных особенностей;

время работы ресторана;

наименование, вместимость и технические характеристики залов;

  • средняя стоимость обеда (ужина);

возможности для проведения досуга клиентов;

описание местоположения ресторана с указанием маршрута от ближайшей станции метро и телефон для заказа столиков;

стоянки для автомобилей;

специализация ресторана (кто является шеф-поваром);

фотографии, живо иллюстрирующие внутреннее убранство ресторана и т.д.

Эта информация постоянно дополняется, исправляется и наполняется новым содержанием, говорящим о событиях, происходящих в ресторане.

Работа с прессой и СМИ

При работе с прессой следует придерживаться следующих правил:

исходите из того, что СМИ интересуют новости, а не рекламные тексты о Вашем предприятии;

познакомьтесь с редакторами, журналистами и репортерами тех изданий, читатели которых входят в Вашу целевую группу;

познакомьтесь с редакторами и ответственными лицами местных радио- и телестанций (интервью, интересные истории, персоналии);

пресс-конференция должна созываться только по действительно важным вопросам; планируйте заранее ее ход, готовьте информацию, иллюстративный материал и письменные обоснования;

старайтесь строить и развивать Ваши контакты с прессой терпеливо, корректно, в дружеской и уважительной форме.

В наши дни почти каждый вид деятельности рождает своих критиков. Не составляет исключения и ресторанный бизнес. Существует множество журналистов, превративших критику ресторанов и их деятельность в хорошо оплачиваемое занятие. И следует честно признать, что некоторые из них очень хорошо владеют материалом. Они никогда не напишут ни одной статьи о ресторане, в котором они не побывали менее трех раз. Хорошая и положительно ориентированная статья, написанная известным журналистом, может сделать ресторану имя.


Существует достаточное число людей со свободными деньгами, которые захотят посетить такой ресторан хотя бы из чистого любопытства. Обычно наивысшую популярность ресторан приобретает в течение 4-6 месяцев после опубликования подобной статьи, а затем эта популярность начинает ослабевать. Рестораторов решительно возмущает, когда журналисты отзываются о них отрицательно. Умело написанная статья может совершенно разорить начинающий ресторан или, наоборот, поднять его на гребень волны.

Основное внимание следует уделять качеству блюд, т.к. если журналистам что-нибудь понравится, то они не жалеют слов: «Ломтики сырого бифштекса напоминали брюссельские кружева, а золотистый отблеск оливкового масла придавал блюду своеобразную прелесть» — так описал один из журналистов совершенно обычное и ничем не примечательное блюдо итальянской кухни.

Реклама и Интернет

Реклама в средствах массовой информации может быть эффективна при соблюдении определенных условий. Основное из них — четкое представление о том, чем Ваш ресторан отличается от многих других. Что именно может заставить Ваших клиентов приехать именно к Вам, например, с другого конца города. После чего эти преимущества необходимо соответствующим образом отразить в рекламном объявлении.

Интернет — является мощным средством создания положительного имиджа ресторана и при грамотном управлении способен существенно повысить его посещаемость. Особенно если создать возможность заказа некоторых услуг – например, резервирование столиков.

По данным Бюро ресторанной Информации, уже сегодня в наиболее продвинутых ресторанах он приносит 10-20% посетителей. Однако интернет требует постоянного участия. Являясь самостоятельной отраслью бизнеса, он подчиняется своим законам, не соблюдение их ведёт к потере средств.

Интернет ресурсы ресторанов создаются, как правило, людьми далёкими от ресторанного бизнеса, что приводит к тому, что web-сайты зачастую не отвечают целям ресторана, существуют независимо от них. Персонал ресторана не владеет информацией о функционировании сайта, а цели сайта не согласованы с целями ресторана.

Внутренний PR (cредства PR, используемые для улучшения работы ресторана): Когда речь идет о работе РR внутри ресторана, то, в первую очередь, это касается установления РR отношений между его сотрудниками, т.е. тех, кто вступает в непосредственный контакт с клиентами (официанты, бармены, хостес, сомелье, метрдотель)

Внутренний PR ресторана может осуществляется следующими способами:

опрос сотрудников, исследование и оценка их мнения о работе;

персональные характеристики;

информация «с черного хода»;

ориентиры для новых сотрудников;

день открытых дверей для членов семьи;

программа проведения свободного времени;


семинары по повышению квалификации и справочная литература;

приобщение сотрудников к планированию и проведению PR-мероприятий;

сообщения в прессе с упоминанием лучших работников предприятия;

участие в кулинарных соревнованиях.

PR мероприятия внутри ресторана преследуют две цели:

Создание позитивных РR отношений среди сотрудников

Установление доверительных отношений между менеджерами ресторана и его работниками.

Внешний PR

Общественная работа в ресторанах подразумевает установление отношений с потенциальными клиентами, СМИ, партнерами, поставщиками, государственными структурами, инвесторами, конкурентами, союзами и ассоциациями. Это означает формирование на долгосрочную перспективу положительного имиджа предприятия, включающего положительную оценку клиентами и общественностью его значимости, престижа, репутации и известности.

Работа с клиентами:

-наличие специальных сотрудников, работающих с гостями и не только VIР-клиентов — артистов, политиков, спортсменов;

-сбор, обработка и публикация инфо в соответсвующих изданиях о ресторанных программах, важнейших событиях;

-разработка системы скидок для постоянных клиентов (система скидок для почетных гостей).

PR акции в ресторанном бизнесе

РR-кампании в ресторанном деле, как правило, компетенция менеджера по РR или менеджера по маркетингу.

Наиболее используемыми в практике ресторанного дела являются следующие РR-кампании:

благотворительные мероприятия;

проведение детских карнавалов, праздников и т.д.;

недели кухонь различных регионов;

джазовые пивные вечера и «happy hours»

дегустация вин для знатоков;

совместное приготовление блюд под руководством шеф-повара;

«курсы домохозяек» по приготовлению десерта.


Особенности белорусского ресторанного бизнеса по сравнению с Европой или Россией

Особенность в том, что он в Беларуси находится в зачаточном виде. Как правило, у нас не разрабатывают свою бизнес-идею. Большинство ресторанных проектов в лучшем случае — калька зарубежных аналогов ресторанов: интерьер, меню, обслуживание адаптированы под наш менталитет. В целом для развития отечественного ресторанного бизнеса это не плохо.

За рубежом рестораторы приходят серьезно заниматься этим бизнесом и, главное, зарабатывать. Свое развитие они видят:

- в создании сетей;

- активном расширении в регионы;

- узнаваемости своего бренда.

Рестораторами также становятся, не только разработав свою концепцию, но и приобретя франшизу известной марки и продвигая ее в своем регионе. Вот в таком виде рестораторов у нас нет.

Откуда появляются рестораторы, или владельцы ресторанов? Если обобщить, то это люди, создавшие свой капитал в другом бизнесе: в строительстве, нефтепереработке, банках, Все знают, что это очень сложное дело, включающее и производство, и торговлю, и сферу услуг. Это бизнес с очень длительным периодом окупаемости. Начать зарабатывать деньги именно с ресторанного бизнеса в Беларуси невозможно — это обусловлено экономическими аспектами.


В наших условиях основать и развивать «чистый» ресторанный бизнес не предс тавляется возможным. Все наши белорусские рестораторы занимаются и другими видами бизнеса. Развивая только одно направление бизнеса, ты слишком рискуешь. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие здравого постоянства — вот что движет людьми в обоснование развития сразу нескольких направлений бизнеса.

Судя по общемировым правилам, если окупаемость ресторанного проекта составляет до 5 лет, то данный проект считается экономически целесообразным. Так же и в Беларуси. В Беларуси средняя окупаемость ресторана составляет в лучшем случае 3-4 года.

Настоящий успех возможен только при полном учете и взаимосвязи каждого фактора так называемого КМП (концепция + месторасположение + персонал). Увеличение значимости одного фактора над другим может как улучшить, так и усложнить положение ресторана.

Безусловно, при удачном расположении ресторана (центр города, ключевые улицы) можно надеяться на благоприятный успех бизнеса. Но не всегда это так, если не создать грамотную концепцию и не контролировать персонал.

В то же время хорошо проработанная концепция и продуманный формат ресторана, раскрученность бренда могут заставить гостей поехать в ресторан независимо от того, где он находится. Но формат надо тщательно продумывать исходя из особенностей месторасположения. Нельзя делать дорогой ресторан в спальных районах (даже если это богатый район) или по соседству с дешевыми ресторанами. Как и нельзя открывать ресторан классического обслуживания на фуд-кортах, торговых центрах, среди фастфудов. Это заранее проигрышные варианты.

Но самым важным является персонал. Это — та основа, на профессионализме которой ресторан может либо бурно процветать, либо вяло прозябать до своего закрытия. Именно персонал создает ту атмосферу ресторана, которая нравится гостям, ради которой они приходят снова и снова.

На сегодняшний день расходы на открытие ресторана в Минске на 100 посадочных мест, если уже имеется профильное помещение, составляют порядка 200-300 тысяч долларов. Но это очень приблизительная цифра, так как нужно учитывать многие факторы. При сетевом бизнесе, как правило, стоимость каждого последующего открываемого сетевого ресторана обходится дешевле. Идет экономия на управленческом персонале, типовом меню, типовой линейке оборудования, одинаковой технологии и так далее.

Успешный ресторанный бизнес для нашей страны это — бренд. Люди в большинстве своем узнают раскрученный бренд и очень редко догадываются, кто его владелец. В нашем случае не идет и информационного раскручивания какой-либо фамилии. Может, это связано с нашим менталитетом или условиями работы в Беларуси, когда не стоит громко позиционировать себя ресторатором, владельцем уже 10-15 ресторанов.


В Москве на сетевые рестораны приходится 25-35% рынка, а в Минске это — 10%, не более этого. А если смотреть в целом по стране, то намного меньше. Хотя имеется тенденция к открытию сетевых проектов, поэтому данный процент в перспективе будет меняться в сторону увеличения.

Элитный ресторанный бизнес в Беларуси, по мнению специалистов, сегодня обречен на провал. Слишком мало у нас состоятельных людей, чтобы они смогли обеспечить заполнение и оборачиваемость в таких ресторанах. Если следовать существующей концепции ценообразования в рамках наценочной категории, то расчет вложений в такой проект и его окупаемости превысит все разумные пределы. Элитный ресторан, если следовать этой концепции, должен быть рентабельным уже от 5-6 гостей в день, такие там должны быть цены.

В нашем же случае элитные рестораны с их не всегда корректным фейс- и дресс-контролем и распространяющейся после этого негативной информацией достигают пика внимания только во время открытия и проведения мероприятий, а после этого теряют к себе ежедневное внимание.

Конечно, больше шансов на успех — в сегменте фастфуда и среднеценовом сегменте ресторанного бизнеса. Яркий пример — Россия и Москва, где эти сегменты самые развивающиеся и самые прибыльные.

Почему у нас не развиваются франчайзинговые сети? Это происходит из-за не полностью проработанного законодательства в этой сфере. У владельцев франшизы нет уверенности в том, что они смогут контролировать свой бренд у нас в республике, что будут соблюдены все условия франшизы в открываемых объектах. Ведь исходя из условий франшизы франчайзи должен, например, закупать оборудование, полуфабрикаты и ингредиенты только у него. В нашем случае после растаможивания и уплаты всех налогов это может быть нерентабельным, то есть цены такого меню могут быть очень высоки.

Насколько в Беларуси развит ресторанный бизнес в регионах? Иностранные сети не идут даже в Минск, а не только в регионы. Например, McDonald’s, пришедший в Беларусь в 1996 году, с тех пор остановил свое развитие в столице и продвижение в регионы. Ресторанный бизнес, особенно его сетевой сегмент, представлен в регионах очень слабо: несколькими компаниями.

Минские бизнесмены активно присматриваются к районным и областным городам. Но не идут туда из-за того, что наиболее удачные места под рестораны заняты или отсутствуют. Кроме того, нет наработанных связей и отношений в районных администрациях. А в целом просто отсутствует желание браться за это, ведь нужно будет составить здоровую конкуренцию существующим ресторанам, предложить что-то новое в меню, сервисе и так далее. Это все влечет за собой дополнительные расходы. Только подбор и обучение кадрового состава чего стоят! Не каждый готов нести такие расходы, тем более что велика вероятность перекупки кадров конкурентами. Да и нет у нас таких ресторанных компаний (за редким исключением), в которых все отработано, стандартизировано, когда созданы условия по продвижению готового бренда в регионы.