Файл: Корпоративная культура в организации (ООО «УК «Котельники»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Корпоративная культура: сущность и типология
1.2. Методологические основы исследования корпоративной культуры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «УК «КОТЕЛЬНИКИ»
2.1. Общая характеристика организации ООО «УК «Котельники»
2.2. Диагностика проблем формирования и управления корпоративной культурой ООО «УК «Котельники»
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «УК «КОТЕЛЬНИКИ»
3.1. Мероприятия по развитию корпоративной культуры предприятия
3.2. Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий
6) Адхократическая культура. Организация характеризуется креативностью и динамичностью. Ради достижения цели члены организации готовы идти на риск. Лидеры, в основном, экспериментаторы и новаторы. Организация делает упор на необходимости деятельности «на переднем рубеже». Акцент делается на росте и приобретении новых ресурсов. Главной целью является лидерство на рынке. Основные цели – стратегическое направление и постоянное улучшение текущей деятельности. Свобода и личная инициатива поощряются руководством. Яркими примерами организаций подобного типа являются Apple, Google, Microsoft[19].
7) Иерархическая культура. Организации подобного типа характеризуются структурированностью и формализацией. Деятельностью сотрудников управляют процедуры. Во главу деятельности ставится системный подход и рациональность. Объединяющими факторами являются официальная политика и формальные правила. Факторы успеха - низкие затраты, плавные календарные графики, надежность поставок. Лидеры выступают в роли координаторов и инструкторов. К подобному типу относятся организации банковской сферы, естественных монополий, тяжелой промышленности[20].
8) Рыночная культура. Организации данного типа ориентированы на выполнение поставленной задачи, на результаты. Характерными чертами являются конкурентность и целеустремленность. Определяющие факторы успеха – проникновение на рынок и рыночная доля. Основными лидерами являются постановщик и боец. Для подобных организаций очень важны конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Именно поэтому основной линией подобной организации является жестко проводимая линия на конкурентоспособность. Примерами подобных организаций являются предприятия, производящие услуги и товары повседневного спроса в условиях жесткой конкуренции.
б) Американский подход к типологизации культуры (по Дж. Зоненфельду)[21]:
1) Академия. Кандидаты на должности имеют, как правило, узкую специализацию, проходят серьезный профессиональный отбор. В организации существуют специальные курсы подготовки на должность менеджеров.
2) Клуб. Подбор персонала происходит на основании знаний, опыта, лояльности сотрудника интересам организации. Ведется подготовка менеджеров широкого профиля.
3) Бейсбольная команда. Определяющим фактором приема на работу сотрудников является ориентация на успех. Опыт и возраст не имеют принципиального значения. Большое значение придается способности к риску, потенциалу, агрессивности. При этом сотрудники имеют большие полномочия и свободу действий. Недостатком подобных организаций является высокая текучесть кадров, так как люди быстро вырабатывают свой потенциал.
4) Крепость. Подобный тип характерен для организаций в состоянии застоя. Происходит ориентация на сотрудников, ищущих спокойное, тихое место, или, наоборот, стремящихся изменить ситуацию, создать что-либо новое.
Приложение 2
Алгоритм выработки инструментов управления корпоративной культурой[22]
Приложение 3
Выдержка из интервью с директором предприятия
Автор - Сергей Разенович, какие основные задачи стоят перед Вами?
М.В. - Несмотря на оптимизацию структуры вопросов меньше не стало, а по некоторым направлениям их количество даже возросло. Основная из них – это организация и методическое обеспечение сотрудников. Мы являемся той структурой, которая организует, направляет и методически закрепляет знания и умения сотрудников в их повседневной служебной деятельности.
Другая важная задача заключается в оказании помощи в планировании и проведении мероприятий по работе с персоналом, направленных на поддержание на должном уровне его морально-психологического состояния.
Автор - Думаете, это действительно необходимо?
М.В. - Безусловно. Большое значение отводится организации психологической работы в нашем коллективе. В минувшем году психологическое тестирование прошли сотрудники, непосредственно работающие с клиентами. Имеющиеся в распоряжении психологов автоматизированные системы позволяют быстро анализировать полученные в ходе работы данные.
Автор - Что Вы можете сказать о процессе формирования и развития корпоративной культуры в ООО «УК «Котельники»?
М.В. - Вижу, что все стараются поддерживать на должном уровне отношения внутри коллектива, повышать свою квалификацию, а я, как управляющий, пытаюсь взрастить сотрудников, которые были бы настоящим «тылом» для предприятия в наше непростое время. Проблемы, конечно, еще остались, но, уверен, что в скором будущем мы положительно решим вопросы с формированием корпоративной культуры и развитием внутреннего имиджа.
Автор - Спасибо Вам за ответы и уделенное время.
Приложение 4
Анкета участников опроса
Заполняется сотрудниками ООО «УК «Котельники»
1. Оцените общее положение в коллективе предприятия:
а) высокое б) удовлетворительное
в) затрудняюсь ответить г) затрудняюсь ответить
2. Устраивает ли вас уровень социально-психологического климата в коллективе?
а) да б) нет в) когда как г) затрудняюсь ответить
3. По Вашему мнению, Ваша квалификация соответствует выполняемым обязанностям?
а) квалификация соответствует б) квалификация ниже необходимой
в) сложно ответить
4. Что наиболее важно для вас в вашей работе?
- безопасность и комфорт в работе
- хорошее отношение коллег
- уважение руководителя
- карьера
- избежание ответственности
- самореализация
- значимость труда
- удовлетворение от результатов
труда
- возможность творчества
в работе
5. Какие отрицательные факторы имеют место в работе?
- сверхурочная работа
- монотонность работы
- неравномерность загрузки
- частые конфликты
- высокая ответственность
- боязнь ошибиться
6. Зависит ли ваш уровень работоспособности от состояния рабочей атмосферы?
а) да б) нет
7. Ваши корпоративные ценности?
Работать, а не подрабатывать |
Клиент всегда прав |
Минимум риска, максимум успеха |
Коллектив - единая семья |
Каждый должен быть информирован о состоянии дел в компании |
Главное - личный успех |
Главное для руководителя - забота о подчиненных |
8. Ваши личные ценности?
Интересная работа |
Высокий заработок |
Надежность места работы |
Возможность проявлять свои творческие способности |
Самостоятельность при выполнении трудовых функций |
Признание знаний, опыта со стороны коллег |
Хорошие отношения с руководством |
Оказание помощи коллегам |
Карьерный рост |
9. Предложения и пожелания
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие!
Результаты.
На вопрос об удовлетворенности социально-психологическим климатом в организации были даны следующие ответы (таблица 1).
Таблица 1 - Ответы на вопрос «Устраивает ли вас уровень социально-психологического климата в коллективе?»
Характер ответов |
Руководители |
Персонал |
Да |
2 |
14 |
Нет |
0 |
4 |
Когда как |
1 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
Таким образом, более половины ответивших (64%) довольны социально-психологическим климатом в коллективе (рисунок 1). В то же время, доля работников предприятия, которые неудовлетворены существующим социально-психологическим климатом, составляет 16%; ответ «когда как» был отмечен 20% респондентов.
Рис. 1. Степень удовлетворенности социально-психологическим климатом на предприятии, %
На вопрос о соответствии квалификации той работе, которая выполняется, были получены следующие ответы: 70% респондентов отметили, что их квалификация соответствует требованиям и обязанностям; 20% признали недостаточночность своей квалификации и 10% затруднились ответить (рисунок 2).
Рис. 2. Соответствие квалификации персонала выполняемой работе
Данное соответствие сотрудники определили как наличие подходящего образования, опыта работы, исходя из повседневных требований.
Далее в ходе опроса было полезно узнать у сотрудников «Что наиболее важно для вас в вашей работе?» (рисунок 3).
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Что наиболее важно для вас в вашей работе?», %
По данным опроса, самыми важными определены возможность реализации себя в данной сфере деятельности (21%), возможность приносить пользу обществу и развивать творческие способности (по 21%) респондентов.
При этом, другие критерии были названы нечасто:
- возможность руководить персоналом - 5% ответивших;
- возможность широкого общения с людьми - 16%;
- возможность работы без ущерба для здоровья - 5%.
Думается, это определяется спецификой предприятия. При этом, такие факторы, как стремление выполнять высокооплачиваемую работу и возможность служебного роста вообще не отмечены респондентами.
Таким образом, для совершенствования корпоративной культуры стоит разработать мероприятия, направленные на рост творческих способностей персонала, возможностей их реализации.
Распределение ответов на вопрос «Какие отрицательные факторы имеют место в работе?» приведено на рисунке 4.
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Какие отрицательные факторы имеют место в работе?»
Данные позволяют сделать вывод, что наиболее существенными негативными факторами для респондентов являются:
- для руководителей - высокая отвественность, сверхурочная работа;
- для руководителей подразделений - боязнь совершить ошибку и возникающие конфликтные ситуации;
- для специалистов и обслуживающего персонала - однообразность и монотонность, а также конфликтные ситуации.
На вопрос «Зависит ли ваш уровень работоспособности от состояния рабочей атмосферы?» были получены следующие ответы (рисунок 5).
Из рисунка видно, что большинство сотрудников ставит свою производительность в зависимость от состояния рабочей атмосферы. Это может означать, что конфликтные ситуации снижают качество работы сотрудников данного предприятия.
Рис. 5. Мнение респондентов о зависимости работоспособности от рабочей атмосферы, %
Приложение 5
Анкета по методике Ч. Хэнди
1. Решения принимаются теми, кто:
А) имеет большую, чем у других, власть
Б) уполномочен по должности
В) более компетентен в вопросе
Г) стремится принять на себя ответственность
2. Ресурсы распределяются, исходя из:
А) единоличного решения руководителя
Б) существующих правил и процедур
В) интересов дела
Г) удобства исполнителей работы
3. Хороший сотрудник - это:
А) исполнительный, дисциплинированный
Б) четко выполняющий свои обязанности
В) инициативный, мотивированный на результат
Г) лояльный, приятный в общении
4. Поощрения и наказания определяются, исходя из:
А) решения руководителя
Б) существующей описанной системы мотивации и внутреннего распорядка
В) специфики ситуации и типа личности сотрудника
Г) интересов персонала
5. Хороший коллектив - это:
А) дисциплинированный
Б) хорошо структурированный и профессиональный
В) профессиональный, с атмосферой взаимопомощи и поддержки
Г) дружный, веселый
6. Успеха добиваются люди:
А) хорошо понимающие установки руководства
Б) четко выполняющие свои обязанности и соответствующие корпоративным установкам
В) мотивированные и развивающиеся
Г) коммуникабельные, имеющие хорошие отношения со всеми
7. Сотрудник выполняет свою работу не очень хорошо при наличии у него достаточных навыков, потому что:
А) недостаточно контроля
Б) недостаточно четко составлены должностные инструкции
В) он недостаточно мотивирован и ориентирован на результат
Г) ему не предоставили достаточных ресурсов или он чем-то недоволен
8. Хороший руководитель:
А) решительный, авторитарный, пользуется большим влиянием
Б) четко ставящий задачи в рамках целей более высокого уровня