ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.06.2019

Просмотров: 1662

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

45. Экономическая сущность и значение социальной защиты населения.

Социальная защита – это принятие системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия.

Необходимость социальной защиты связана с:

  • полной, частичной, временной постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту

  • потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами, с иными факторами личного характера

  • изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке

  • неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера

Социальное обеспечение – установленная гос-вом сис-ма мат-ной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении (по старости, потери кормильца, по многодетности и т.д.).

Виды социального обеспечения: гос., негосуд-ное.

Формы социального обеспечения:

  • Соц. страхование – соц. выплаты за счет аккумулированных в спец. фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из зарплаты работающих.

  • Социальная помощь – пособия адресного характера за счет обязательных платежей от ранее сделанных взносов.

  • Попечительство – за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи, c учетом индивидуальной нуждаемости.

  • Социальное обслуживание – соц. поддержка; матер. помощь; бытовые, мед., психолого-педагогические, правовые услуги; социальная адаптация и реабилитация граждан, оказавшихся в трудном положении.




46. Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование.

Задачи ФСЗН: 1. Сбор и аккумуляция страховых взносов. 2. Финансирование расходов на пенсии, пособия и другие соц. выплаты. 3. Расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования. 4. Международное сотрудничество в области социального страхования. 5. Проведение разъяснительных работ среди плательщиков обязательных страховых взносов.

Источники ФСЗН:

1. Обязательные взносы работодателей и граждан (размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается в зависимости от заработной платы в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

2. Добровольные пожертвования.

3. Поступления по регрессным искам.

4. Ассигнования из республиканского бюджета.

5. Доходы от капитализации средств от инвест. деят-ти.

Направления расходования средств ФСЗН:

1. Направления расходования средств ФСЗН.

2. Выплата пособий и компенсаций по гос. соц. страхованию

(в связи с несчастными случаями на пр-ве и проф. заболеваниями; по болезни и временной нетрудоспособности; беременности и родам; безработице; в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком; на погребение).

3. Оплата ежемесячно предоставл-го по заявлению матери ребенка-инвалида до 18 лет свободного от работы дня.

4. Выплата пенсий гражданам, выехавшим на ПМЖ за рубеж.

5. Оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам.

Бюджет прожиточного минимума – хар-ет мин. границу потребления и предст-ет собой стоимостную оценку мин. набора матер. благ и услуг, необх-ых для обеспечения жизнедеят-ти человека и сохранения его здоровья (продукты питания, непродовольственные товары и платные услуги), а также обязательные платежи и взносы.


47. Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании.

Государственный бюджет – это 1) сов-ть эк-их отнош-ий по поводу формиров-я, распред-я и исп-я гос. ден. фонда; 2)осн. звено фин. сис-мы; 3)финансовый план государства; 4)самый значит. по размерам централиз. ден. фонд; 5)рычаг гос. воздействия на эк-ое и соц. развитие; 6)закон, кот. обязат. для всех участников бюдж. отно-ий.


Факторы, влияющие на уровень развития бюджета:

1. Объективные

  • Характер производственных отношений

  • Уровень развития производительных сил

  • Природные особенности

  • Специфика развития гос-ва на данном историческом этапе

2. Субъективные

  • Тип государства

  • Политика правительства в соотв-ем периоде

  • Внешняя, внутренняя экономическая ситуация


Функции бюджета: Перераспределительная, Контрольная, Стимулирующая, Регулирующая




48. Бюджетное устройство и бюджетная система, принципы построения бюджетной системы.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система – это совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, действующих на территории страны на основе экономических отношений и юридических норм.

Бюджетная система Республики Беларусь:

  • Республиканский бюджет

  • Местные бюджеты

Принципы бюджетной системы РБ:

  • Единства

  • Полноты отражения доходов и расходов бюджетов

  • Самостоятельности бюджетов

  • Гласности

  • Ответственности участников бюджетного процесса

  • Сбалансированности бюджетов

  • Эффективности использования бюджетных средств

  • Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

  • Достоверность бюджетов

  • Адресность и целевое назначение бюджетных средств




49. Бюджетный процесс, его этапы и их характеристика.

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деят-ть органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Этапы бюджетного процесса:

1. Составление проекта бюджета: до 1 октября предшествующего года.

2. Рассмотрение и утвержд. бюджета: до 1 янв. фин. года.

3. Исполнение бюджета: с 1 января в течение фин. года.

4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета: до 1 июня года, следующего за отчетным.

Основные задачи бюджетного процесса:

1. Максимальное выявление материальных и финансовых резервов для повышения темпов экономического роста.

2. Обеспечение устойчивости денежной единицы.

3. Сокращение, ликвидация бюджетного дефицита.

4. Усиление контроля за деятельностью граждан и юридических лиц при выполнении ими налоговых обязательств.

5. Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов.

Участники бюджетного процесса:

  • Президент Республики Беларусь

  • Законодательные и исполнительные органы власти

  • Финансовые органы и органы денежно-кредитного регулирования

  • Органы государственного финансового контроля

  • Государственные внебюджетные фонды

  • Бюджетные учреждения, государственные и предприятия, другие получатели бюджетных средств

  • Кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета

  • Налоговые органы

  • Юридические лица

  • Физические лица