ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.06.2019
Просмотров: 1662
Скачиваний: 1
45. Экономическая сущность и значение социальной защиты населения.
Социальная защита – это принятие системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия.
Необходимость социальной защиты связана с:
-
полной, частичной, временной постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту
-
потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами, с иными факторами личного характера
-
изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке
-
неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера
Социальное обеспечение – установленная гос-вом сис-ма мат-ной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении (по старости, потери кормильца, по многодетности и т.д.).
Виды социального обеспечения: гос., негосуд-ное.
Формы социального обеспечения:
-
Соц. страхование – соц. выплаты за счет аккумулированных в спец. фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из зарплаты работающих.
-
Социальная помощь – пособия адресного характера за счет обязательных платежей от ранее сделанных взносов.
-
Попечительство – за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи, c учетом индивидуальной нуждаемости.
-
Социальное обслуживание – соц. поддержка; матер. помощь; бытовые, мед., психолого-педагогические, правовые услуги; социальная адаптация и реабилитация граждан, оказавшихся в трудном положении.
46. Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование.
Задачи ФСЗН: 1. Сбор и аккумуляция страховых взносов. 2. Финансирование расходов на пенсии, пособия и другие соц. выплаты. 3. Расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования. 4. Международное сотрудничество в области социального страхования. 5. Проведение разъяснительных работ среди плательщиков обязательных страховых взносов.
Источники ФСЗН:
1. Обязательные взносы работодателей и граждан (размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается в зависимости от заработной платы в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
2. Добровольные пожертвования.
3. Поступления по регрессным искам.
4. Ассигнования из республиканского бюджета.
5. Доходы от капитализации средств от инвест. деят-ти.
Направления расходования средств ФСЗН:
1. Направления расходования средств ФСЗН.
2. Выплата пособий и компенсаций по гос. соц. страхованию
(в связи с несчастными случаями на пр-ве и проф. заболеваниями; по болезни и временной нетрудоспособности; беременности и родам; безработице; в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком; на погребение).
3. Оплата ежемесячно предоставл-го по заявлению матери ребенка-инвалида до 18 лет свободного от работы дня.
4. Выплата пенсий гражданам, выехавшим на ПМЖ за рубеж.
5. Оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам.
Бюджет прожиточного минимума – хар-ет мин. границу потребления и предст-ет собой стоимостную оценку мин. набора матер. благ и услуг, необх-ых для обеспечения жизнедеят-ти человека и сохранения его здоровья (продукты питания, непродовольственные товары и платные услуги), а также обязательные платежи и взносы.
47. Сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании.
Государственный бюджет – это 1) сов-ть эк-их отнош-ий по поводу формиров-я, распред-я и исп-я гос. ден. фонда; 2)осн. звено фин. сис-мы; 3)финансовый план государства; 4)самый значит. по размерам централиз. ден. фонд; 5)рычаг гос. воздействия на эк-ое и соц. развитие; 6)закон, кот. обязат. для всех участников бюдж. отно-ий.
Факторы, влияющие на уровень развития бюджета:
1. Объективные
-
Характер производственных отношений
-
Уровень развития производительных сил
-
Природные особенности
-
Специфика развития гос-ва на данном историческом этапе
2. Субъективные
-
Тип государства
-
Политика правительства в соотв-ем периоде
-
Внешняя, внутренняя экономическая ситуация
Функции бюджета: Перераспределительная, Контрольная, Стимулирующая, Регулирующая
48. Бюджетное устройство и бюджетная система, принципы построения бюджетной системы.
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система – это совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, действующих на территории страны на основе экономических отношений и юридических норм.
Бюджетная система Республики Беларусь:
-
Республиканский бюджет
-
Местные бюджеты
Принципы бюджетной системы РБ:
-
Единства
-
Полноты отражения доходов и расходов бюджетов
-
Самостоятельности бюджетов
-
Гласности
-
Ответственности участников бюджетного процесса
-
Сбалансированности бюджетов
-
Эффективности использования бюджетных средств
-
Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
-
Достоверность бюджетов
-
Адресность и целевое назначение бюджетных средств
49. Бюджетный процесс, его этапы и их характеристика.
Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деят-ть органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Этапы бюджетного процесса:
1. Составление проекта бюджета: до 1 октября предшествующего года.
2. Рассмотрение и утвержд. бюджета: до 1 янв. фин. года.
3. Исполнение бюджета: с 1 января в течение фин. года.
4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета: до 1 июня года, следующего за отчетным.
Основные задачи бюджетного процесса:
1. Максимальное выявление материальных и финансовых резервов для повышения темпов экономического роста.
2. Обеспечение устойчивости денежной единицы.
3. Сокращение, ликвидация бюджетного дефицита.
4. Усиление контроля за деятельностью граждан и юридических лиц при выполнении ими налоговых обязательств.
5. Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов.
Участники бюджетного процесса:
-
Президент Республики Беларусь
-
Законодательные и исполнительные органы власти
-
Финансовые органы и органы денежно-кредитного регулирования
-
Органы государственного финансового контроля
-
Государственные внебюджетные фонды
-
Бюджетные учреждения, государственные и предприятия, другие получатели бюджетных средств
-
Кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета
-
Налоговые органы
-
Юридические лица
-
Физические лица