Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический подход к воспитанию культуры межнационального общения
1.1 Сущность понятия культура межнационального общения
1.2.Значение подготовки будущих педагогов к воспитанию культуры межнационального общения
ГЛАВА 2. Практика воспитания культуры межнационального общения
2.1.Особенности воспитания культуры межнационального общения младших школьников
Работа психолога с родителями должна быть связана с реализацией диагностической, профилактической функции, обеспечивающих повышение родительской компетентности. В работе с детьми важным аспектом является учет национальных и культурных особенностей каждого ребёнка в детском коллективе. Разнообразие форм проведения мероприятий, направленных на освоение детьми культуры межнационального общения должно быть включено в непрерывный, каждодневный процесс. Эффективность работы с детьми предопределяется проведением совместных мероприятий с родителями.
Взаимодействие психологов с детьми также должно быть направлено на реализацию диагностической и профилактической функций.
В ФГОС ДО отражены основные принципы организации педагогического процесса, обеспечивающие соответствующую возрасту детей социализацию и ориентацию на формирование культуры межнационального общения, что включает в себя приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурных особенностей развития детей, формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников[11]. В числе предпосылок, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, ФГОС ДО называет «создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям»[12].
В контексте работы по образовательному стандарту дошкольного образования не вызывает сомнений необходимость исследований в области психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения у дошкольников. Одна из задач нашего исследования заключается в том, чтобы конкретизировать понятие психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования культуры межнационального общения детей дошкольного возраста, определить его критерии, показатели, сущностные характеристики, и затем построить модель такого сопровождения в условиях ДОО.
В большинстве исследований психолого-педагогическое сопровождение детей рассматривается как комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
В исследовании психолого-педагогическое сопровождение будет представлено как система профессиональной деятельности всех субъектов образовательного процесса, направленное на поиск и создание психолого-педагогических условий для успешного развития и воспитания ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
В соответствии с современными требованиями ФГОС ДОО в рамках системы дошкольного образования сегодня наиболее востребовано психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях выступают воспитанники, родители (законные представители) ребенка и педагогические работники.
По мнению Захаровой Н.И. именно психолого-педагогическое сопровождение призвано обеспечить активное взаимодействие между всеми субъектами педагогического процесса[13]. Соответственно, целевой компонент психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения включает обеспечение активного взаимодействия между всеми субъектами данного процесса.
На уровне дошкольного образовательного учреждения основной задачей психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса становится совместная деятельность всех специалистов по выявлению имеющихся проблем в формировании основ культуры межнационального общения детей и оперативному оказанию помощи в преодолении трудностей в общении с представителями иных культур и этносов.
В основание системы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования основ культуры межнационального общения дошкольников, по нашему мнению, должны быть положены возрастные особенности детей дошкольного возраста на разных периодах их развития, а также психолого-педагогические направления деятельности педагогов, психологов, родителей и других участников процесса воспитания.
Психолого-педагогическое сопровождение должно стать не простой совокупностью разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, а являться комплексной технологией поддержки и реальной помощи каждому ребенку в решении задач формирования у него основ культуры межнационального общения.
Разделяя позицию В.М. Толстошеиной и ряда других исследователей эффективность психолого-педагогического сопровождения, предопределяется соблюдением ряда принципов:
– принцип непрерывности сопровождения на всех этапах образовательного процесса (изучения наличествующего уровня основ культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста, анализ и интерпретация результатов, разработка модели и проекта, взаимодействия педагога с детьми и родителями, определение эффективности его реализации);
– принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей, основанный на выборе форм, средств и методов формирования культуры межнационального общения с учетом индивидуальных потребностей каждого из детей группы и их культурных различий;
– принцип культуросообразности (строится на учете влияния окружающей среды, места рождения, проживания, ценностные ориентации представителей своего народа и т.д.);
– деятельностный принцип (базируется на теории психического развития ребёнка, описанного в трудах Д.Б Эльконина, А.Н. Леонтьева, где деятельность выступает центральным ядром в развитии ребёнка);
– принцип гуманистической направленности предполагает уважительное отношение к личности ребёнка и развитию его индивидуальности;
– принцип активного включения в процесс формирования культуры межнационального общения всех его участников (ближайшее окружение ребёнка семья, воспитатели, педагоги).
Монгуш О.О, изучая проблемы формирования основ культурного общения отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования культуры межнационального общения затрагивает следующие направления деятельности:
• обогащение информационного поля социокультурных знаний детей ценностями
культур других народов;
• обогащение эмоциональной сферы каждого ребенка положительными эмоциями, связанными с национальными культурами, традициями и обычаями разных народов, и уважительным отношением к ним;
• развитие дружеских взаимоотношений детей различных национальностей и культур через игру, общение дошкольников в повседневной жизни, совместные мероприятия;
• обучение детей социально приемлемым и одобряемым способам выражения эмоций, выразительным жестам, движениям, принятым в культуре проживания;
• расширение знаний педагогов дошкольного учреждения о различных вариантах эмоционального развития детей в дошкольном детстве, обогащение представлений о возможностях преодоления эмоциональных трудностей детей этого возраста;
• повышение общей психолого-педагогической и межкультурной компетентности всех участников образовательного процесса;
• информационно-аналитическое обеспечение процесса формирования культуры межнационального общения.
Последовательность действий по психолого-педагогическому сопровождению процесса формирования основ культуры межнационального общения в рамках решения конкретной проблемы может быть представлена следующим алгоритмом:
1. Постановка проблемы, определяется в соответствии с поступлением запроса, осознание сути имеющейся проблемы, разработкой плана сбора информации о каждом ребёнке и проведение необходимого диагностического исследования.
2. Анализ полученной в ходе исследования информации, включающий оценку и обсуждение со всеми участниками процесса возможных путей и способов решения проблемы, выявление и анализ как позитивных, так и негативных сторон различных решений;
3. Разработка плана комплексной помощи, включающего определение последовательности необходимых действий, распределение функций и обязанностей участников, установление сроков реализации, совместную выработку рекомендаций для детей, родителей, педагогов и других специалистов;
4. Реализация утвержденного плана по разрешению выявленной проблемы, то есть, поэтапное выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения в установленные сроки;
5. Оценивание результатов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования культуры межнационального общения у дошкольников включают: разработку схемы взаимодействия в работе педагогов и других специалистов дошкольного учреждения, а также родителей; разработку алгоритма психолого-педагогического сопровождения детей; сформированность необходимого понятийного аппарата у всех участников педагогического процесса.
Предлагаемый нами алгоритм проекта психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста подразумевает изменения не только в содержании дошкольного образования, но и в организации всего процесса жизнедеятельности детей, а также в области управления дошкольным образовательным учреждением. Представляется, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования культуры межнационального общения у дошкольников будет гарантировать повышение профессионального мастерства педагогов, развитие педагогической компетентности и психологической культуры родителей, что будет способствовать разностороннему полноценному развитию ребенка, отвечающему требованиям современного многонационального мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Открытость социокультурной среды в сочетании с интерактивностью личности и нелинейным непредсказуемым характером взаимоотношений между людьми в обществе предопределяют необходимость создания новых форм и структур системы поликультурного воспитания. Порог устойчивости этих взаимоотношений, достигаемый с помощью общественного сознания и флуктуациями в индивидуальных запросах личности, приводит систему к неустойчивому динамическому состоянию, которое становится стимулом к ее развитию.
В связи с этим можно предположить, что диалог представителей разных культур в интерактивной межкультурной среде может иметь значимый потенциал для развития поликультурного воспитания.
Анализ духовно-нравственных ценностей разных культур показывает, что их взаимодействие между собой и внутренней культурой личности имеет несколько аспектов развития.
Данные процессы обуславливают потребность формирования в обществе согласия и понимания, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений, уважения и сохранения самобытности различных народов, воспитания культуры межнационального общения.
Анализ научных исследований к выводу, что развитие личности в поликультурной среде немыслимо без диалога, общения с другой личностью и связано с наделением аксиологическими характеристиками объекта и самого себя, отождествлением себя с этим объектом.
Необходимо обратить внимание на «межнациональное общение», которое в широком смысле понимается как взаимодействие народов в различных сферах деятельности, и, как межличностное взаимодействие представителей разных этносов в узком смысле.
На основании вышеизложенного, вывод о культуре межнационального общения как об определенной взаимосвязи и взаимоотношениях, в процессе которых участники межкультурного диалога разных национальностей делятся этнокультурным опытом, духовными ценностями, осознавая ценность позитивного межэтнического взаимодействия, взаимопонимания и сопереживания между представителями разных народов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
- Анохина Г.В., Алимская Л.Ф., Попова Е.В. Формирование личности младше-го школьника на уроках музыки и изобразительного искусства // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 53 – 54.
- Ахтырская Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 47 – 49.
- Афанасьев И.Н. Этнический характер и проблема толерантности. – М.: Чебоксары, 2005. – 220 с.
- Белоусова О.Е., Ахтырская Е.Н. Ознакомление младших школьников с фоль-клором в рамках реализации ФГОС НОО // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Саратовский источник, 2016. – С. 68 – 71.
- Борзова Л.В., Ахтырская Е.Н., Попова Е.В., Алимская Л.Ф., Мазалова М.А., Толстолуцких Н.П. Педагогическая практика студентов-бакалавриантов : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 "Педагогическое образование", профилю "Педагогика и методика начального образования". – Саратов, 2014. – 104 с.
- Беловолов В.А. Культура межнационального общения: категоризация, интерпретация и социокультурный подход // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2014. – № 6. – С. 155–168.
- Беловолов В.А. Включение в войсковую стажировку курсантов занятий на основе ценностной составляющей межэтнической толерантности, позитивного межкультурного взаимодействия // European Social Science Journal.- 2017. — № 2-2. — С. 138-142.
- Беловолов В.А. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 56-3. — С. 197-204.
- Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ // Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВВ МВД России. VII Межд. научно-практич. Конфер.- Новосибирск, 2016.
- Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте // Гуманитарные науки и образование в Сибири. — 2014. — № 4 (16). — С. 44-52.
- Беловолов В.А. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России //Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).Новосибирск, 2015. — С. 178-192.
- Беловолов В.А. Модель формирования межэтнической толерантности курсантов в образовательной среде военного института внутренних войск МВД России // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства. — Самара: СЮИ Федеральной службы исполнения наказаний, 2015. — С. 284-288..
- Беловолов В.А. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов // European Social Science Journal. — 2016. — № 5. — С. 240-245.
- Беловолов В.А. Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института // Педагогика. — 2017. — Т. 1. № 5. -С. 95-99.
- Беловолов В.А. Межэтническая толерантность как феномен поликультурной образовательной среды военно-учебных заведений// Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. М.2014.
- Беловолова С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев: монография. – Новосибирск, 2001. – 268 с.
- Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. – Ростов н/Д. : РГПУ, 2003. – 512 с.
- Лекторский В.А. Мультикультурализм и диалог культур/Тез. докл. Лихачевских научных чтений – СПб., 2011.
- Мазалова М.А. Об «элитном» и «элитарном» как сущностных характеристи-ках практики семейного воспитания // Вестник Томского государственного педагогиче-ского университета. – 2013. – № 11 (139). – С. 156 – 161.
- Матвеев Д.Е. Формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих.– Чита, 2013.
- Мазалова М.А. Становление и развитие элитивистских тенденций в теории и практике семейного воспитания и домашнего обучения в России в XVIII веке // Изве-стия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитар-ные, медико-биологические науки. – 2012. – Т. 14. – № 2 – 3. – С. 621 – 625.
- Мазалова М.А. Эволюция элитности в семейном воспитании купечества в XIX веке // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. № 5 (120). – С. 91 – 95.
- Новикова И.А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей. – М., 2006
- Попова Е.В. Организация проектной работы в начальной школе // Воспита-тельный потенциал инновационной образовательной среды : Сборник научных трудов Одиннадцатой Международной заочной научно-методической конференции. – Саратов, 2015. – С. 264 – 265.
- Попова Е.В. Системно-деятельностный подход к проектной деятельности как методологическая основа ФГОС // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 11 – 2. – С. 92 – 97.
- Ухтомский А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. – СПб., 1996. – 528 с.
- ЧипиноваН.Ф. Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук . – Челябинск, 2004.
- ЩурковаН.Е.Воспитание: взгляд с позиции культуры. – М., 1998.