Файл: Воспитание культуры межнационального общения в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь, такое отношение к проблеме межэтнического общения породило многие негативные последствия в воспитании и пробелы в этнической социализации молодого поколения: ущербное национальное самосознание, незнание родного языка, культуры своего народа, слабая степень этнической идентичности со своей нацией и др.

Согласно положениям «Концепции высшего педагогического образования РК» «образованный учитель - это не только специалист и личность, а человек терпимый к культурным позициям и ценностям, он должен быть «человеком в культуре», готовый к диалогу с представителями различных культур, ибо ни одна культура не является самодостаточной». Мы считаем, что современная парадигма воспитания культуры межэтнического общения, основана именно на этих характеристиках личности и профессионала.

Профессиональная подготовка и самочувствие педагога в современной школе не безразличны обществу, поскольку именно он выполняет благородные функции, воспитывая несколько поколений своих учеников. Он призван передавать им накопленный социальный опыт, прививать высшие образцы духовной культуры, учить быть высоконравственными, законопослушными гражданами. Социальная роль педагога в этом смысле неизмерима, и требования к его духовному миру особые.

В целом в психолого-педагогической науке накоплен багаж знаний по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения, содержит ряд рекомендаций, которые должны стать достоянием каждого современного учителя, но, к сожалению, вузовские учебники по педагогике уделяют недостаточно внимания вопросам воспитания культуры межэтнического общения.

В связи с этим возникает необходимость разработки и внедрения учебных курсов, целью которых станет формирование культуры межэтнического общения, осознания необходимости толерантного отношения к другим культурам, религиям и их носителям.

Соответственно данной потребности нами разработан элективный курс «Педагогическая этика межэтнического общения», целью которого является формирование интегративного качества личности – культуры межэтнического общения будущих педагогов как одного из требований к профессиограмме учителя в полиэтническом государстве.

Содержание курса представляет собой комплекс интегративных знаний социально-гуманитарных наук: философии, этнопсихологии, педагогики и этнопедагогики, языкознания, культурологии и других наук, а главное - этики в педагогической интерпретации к объекту изучения – межэтническому общению.


Соединение проблем этики, педагогики и проблемы воспитания культуры межэтнического общения послужило основой содержания разработанного курса. Курс лекций для студентов педагогических специальностей и содержит три главы, посвященные теоретическим и историческим аспектам проблемы межэтнического общения. Цели и задачи элективного курса «Педагогическая этика межэтнического общения» направлены на воспитание поликультурной личности[7].

Как показал опыт, высокая культура межэтнического общения и толерантности, в свою очередь, положительно влияет и на процесс развития национального самосознания личности. Таким образом, реализация элективного курса «Педагогическая этика межэтнического общения» в содержании образования будущих педагогов позволит адекватно требованиям времени решать задачи воспитания культуры межэтнического общения и толерантности молодого поколения.

Воспитание культуры межэтнического общения и толерантности детей и молодежи в условиях глобализации общества должно быть адекватно социальным реалиям, складывающимся в международной и внутригосударственных сферах. К таким реалиям относятся рост национального самосознания народов, обострение межнациональных конфликтов, проявление национализма и экстремизма в области межнациональных отношений. Это обусловливает необходимость изучения исторически сложившихся форм межэтнического общения людей и иного подхода к воспитательной работе, создания новой образовательно-воспитательной парадигмы, отвечающей глобальным процессам единения сообществ.

ГЛАВА 2. Практика воспитания культуры межнационального общения

2.1.Особенности воспитания культуры межнационального общения младших школьников

Культура межнационального общения – это определенное системное качество, способ общественной жизни и деятельности народов, форма обеспечения развития и преемственности национальных и интернационалистических идей, норм, убеждений и так далее в их единстве и взаимосвязи. В отечественной традиции лучшие (элитные) практики семейного воспитания отличались содержали требования уважения культуры других народов, а некоторые, впитывали в себя наиболее эффективные традиции подготовки подрастающего поколения других народов через иностранное гувернерство. В многонациональной школе младшие школьники обязательно включаются в процесс межнациональной коммуникации, поэтому воспитание культуры межнационального общения является одной из приоритетных задач современного образования.


В соответствии с ФГОС НОО требования к достижению личностных результатов включают: «Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания ценностей многонационального российского общества, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов»[8].

Содержательный материал, позволяющий выявить представления младших школьников о представителях других национальностей анализировался некоторыми авторами ранее. Для того чтобы определить уровень воспитания культуры межнационального общения младших школьников, мы составили авторскую анкету, которую апробировали в 1 классе. В анкетировании участвовало 15 детей.

Анкета измерения уровня культуры межнационального общения представлена в приложении1.

В первом блоке (когнитивный компонент) на первый вопрос смогли ответить 7 детей, остальные затруднились с ответом. Второй, третий и четвертый вопросы также вызвали затруднения, на эти вопросы правильные ответы дали только 2 человека. Среди неправильных ответов встречались: яич-ница (национальное блюдо), Красная Шапочка (русская народная сказка), День города (национальные обрядовые праздники). На пятый вопрос «В какой стране ты живешь? Найди национальные символы России» правильный ответ (Россия) дали 8 учащихся, остальные назвали свой город (Балашов), национальные символы смогли определить только 5 человек.

Во втором блоке (эмоционально-мотивационный компонент) на первый вопрос дал ответ только 1 обучающийся, на второй и третий вопросы никто из детей не смог дать ответы. На вопрос «Как ты думаешь, хорошо это или плохо, что в нашей стране живут люди разных национальностей? Объясни, почему» все дети высказали положительную точку зрения, но никто не смог ее объяснить. Пятое задание дети выполнили с удовольствием, лишь 2 человека высказались негативно[9].

В третьем блоке (деятельностный компонент) на первый вопрос все дети ответили верно, однако второй вопрос не вызвал затруднения только у 2 ребят. В третьем задании «Ты бы хотел/хотела познакомиться с кем-то из этих ребят? Почему именно с ними?» большинство детей выбрали фотографии русской девочки, русского мальчика и девочки-украинки, только 1 человек выбрал якутов и азербайджанцев. На просьбу объяснить свой выбор большинство детей отвечали «Они красивые и добрые, а другие нет». На четвертый вопрос утвердительно ответили 12 детей, но никто не смог пояснить свой ответ. Пятый вопрос вызвал затруднения у 14 детей.


Мы проанализировали результаты анкетирования и сделали вывод, что в целом уровень культуры межнационального общения у детей низкий. Для того, чтобы его повысить, мы разработали систему уроков литературного слушания, куда включили соответствующие сведения и задания.

2.2.Проблема психолого – педагогического сопровождения культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста

Проблема интернационального воспитания и формирования культуры межнационального общения в настоящее время приобретает в нашем государстве особую остроту.

Это находит отражение в ряде законодательных и нормативных документах («Стратегия Государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «O национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.) по разным уровням системы образования и не составляет в этом отношении исключение и дошкольное образование [1, 2, 3]. В условиях дошкольного образовательного учреждения процесс формирования культуры межнационального общения у детей должен быть целенаправленным и целостно выстроенным. В процессе организации интернационального воспитания необходимо обеспечить приобщение детей к культуре других национальностей, интериоризацию социокультурных ценностей. Целевой ориентир работы в данном направлении – формирование у дошкольников основ культуры межнационального общения, которая базируется на собственной национальной идентичности, а также способствует развитию социокультурной компетентности личности, готовой к продуктивному межнациональному диалогу.

С целью обоснования актуальности проблемы конкретизации задач нашего исследования мы провели социологический опрос посредством анкетирования педагогов, психологов и родителей. В опросе учувствовало 58 педагогов, 50 родителей, 16 психологов г.Москва. По результатам анкетирования вышеобозначенных реципиентов мы выявили низкую заинтересованность педагогов (71%) и родителей (56%) в данной теме, частичное осознание ими необходимости воспитания культуры межнационального общения у детей.


У педагогов вызвало затруднение формулировка ответа в понимании термина «культура межнационального общения» (93%). Положительный ответ на вопрос о необходимости учета национальных особенностей детей в группе получен у 12% педагогов. Немногие воспитатели знают, в каких нормативных документах прописан учет национальных, этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. Правильный ответ на этот вопрос дали 34% реципиентов, 23% из которых назвали Конституцию Российской Федерации, 22% – ФГОС ДОО. Субъектное отношение педагогов к вопросам межкультурного, межнационального общения чаще оценивается как безразличное; большая часть опрошенных педагогов не задумывается о необходимости формирования культуры межнациональных отношений у детей (78%). Анализ результатов опроса родителей позволяет констатировать, что незначительная их часть (21%) считает в воспитании у детей основ культуры межнационального общения ведущую роль играет семья и детский сад (4%.). При этом в домашних условиях беседы о национальных, этнических, религиозных различиях не проводятся (94%).

Более заинтересованы в данной проблеме психологи. По результатам анкетирования можно констатировать, что они готовы внедрять в свою работу методы и программы, способствующие благоприятному развитию культуры межнационального общения у дошкольников. Также психологи отмечают, что в организации данного процесса они сталкиваются с рядом трудностей: низкий уровень компетентности в данной области, отсутствие поддержки со стороны администрации детского сада, размытость параметров характеристик изучаемого личностного образования и неопределённость диагностического инструментария по его выявлению. Анализ реальной практики формирования основ межнациональной культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО позволил констатировать необходимость разработки и введения в практику дошкольного образовательного учреждения психолого-педагогического сопровождения этого процесса в контексте реализации полисубъектного подхода, задействовав в нем психологов, педагогов, родителей и детей[10].

В работе с воспитателями, педагогами-психологами существует необходимость в повышении их компетентности в области межэтнического, межнационального общения через организацию массового обучения (курсы). Деятельность педагога-психолога должна осуществляться посредством построения учебно-воспитательного процесса в целом. Психолог и методист производит экспертную оценку содержания образовательной программы учреждения, внедрение в повседневный образовательный процесс программы и технологии работы с детьми и их родителями, направленными на усвоение ценностей разных национальных культур. В практике ДОО необходимо активное включение родителей в образовательный процесс посредством организации мероприятий, направленных на знакомство, усвоение детьми всего, что связанно с формированием культуры межнационального общения (праздники, игры, квесты, литературные вечера, походы в музеи, создания выставки традиций семьи т.д.).