Файл: Воспитание культуры межнационального общения в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. В условиях глобализации и демократизации общества, вхождения Республики Казахстан в мировое образовательное пространство огромное значение приобретает проблема воспитания культуры межэтнического взаимодействия и толерантности подрастающего поколения.

Важнейшей характеристикой процесса глобализации общества в долгосрочном плане является движение к международной интеграции, т.е. к объединению человечества во всемирном масштабе в единый социальный организм, что создает перспективы к реальному межэтническому взаимодействию разных этносов и этнофоров. Кроме того, этнический и конфессиональный состав населения РФ все больше актуализирует данную проблему и в пределах полиэтнического социума.

Предмет исследования: особенности воспитания культуры межнационального общения.

Объект исследования: культура межнационального общения.

Цель курсовой работы: исследование особенностей воспитания культуры межнационального общения.

Задачи курсовой работы:

— раскрыть сущность понятия «культура межнационального общения»;

— выявить значение подготовки будущих педагогов к воспитанию культуры межнационального общения;

— исследовать особенности воспитания культуры межнационального общения младших школьников;

— раскрыть проблему психолого – педагогического сопровождения культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов; наблюдение, сравнение, кабинетное исследование (обработка имеющихся данных).

Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретический подход к воспитанию культуры межнационального общения

1.1 Сущность понятия культура межнационального общения


Современная действительность является отражением качественных преобразований социально-культурного пространства: сменилась общественно-экономическая формация, мировоззренческая парадигма, получили развитие процессы глобализации, диалога культур, взаимодействия на уровне стран и народов и т.д.

Данные процессы обуславливают потребность формирования в обществе согласия и понимания, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений, уважения и сохранения самобытности различных народов, воспитания культуры межнационального общения[1].

Мы исходим из теоретико-методологического вывода ученых (И.Н. Афанасьев,

С.П.Беловолова, Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова и др.), что основа воспитания культуры межнационального общения, формирования соответствующих качеств личности именно ценности национальной культуры[2] .

Авторы (С.П. Беловолова, О.В.Гукаленко, В.А.Лекторский, В.В. Макаев, Л.П. Супрунова и др.) рассматривают поликультурное образование как содействующее формированию типов национальной культуры, осознанию своей этнической идентичности, противодействует этнокультурной изоляции от этносов, населяющих одну территорию. Поликультурная образовательная среда как культурное явление, как технология передачи положительного социального опыта, как сфера педагогических ценностей, как звено педагогической культуры[3].

Анализ научных исследований к выводу, что развитие личности в поликультурной среде немыслимо без диалога, общения с другой личностью и связано с наделением аксиологическими характеристиками объекта и самого себя, отождествлением себя с этим объектом.

По мнению А.А. Ухтомского, обучение общению во взаимоотношениях с «Другими» предполагает получение индивидуального знания, приобретаемого в процессе учебной деятельности, которая порождает естественные жизненные ситуации.

Н.Е. Щуркова рассматривает общение как взаимный обмен проживаемыми отношениями, в процессе которого партнеры передают свое отношение к объектам окружающего мира, обогащаясь «другим» отношением, сопереживая, восходят вверх по ступеням личностного развития, обогащая свой внутренний мир.

Необходимо обратить внимание на «межнациональное общение», которое в широком смысле понимается как взаимодействие народов в различных сферах деятельности, и, как межличностное взаимодействие представителей разных этносов в узком смысле.


Вопросы межнационального общения рассмотрены в работах отечественных и зарубежных этнологов, социологов и психологов в различных аспектах: социологический анализ взаимоотношений людей с позиции этничности (Р.Ф. Бенедикт, Э. Богардус.); этническая психология общения и межличностные отношения (Р.Е. Кемпбелл, Ч. Маккихен, М. Мид); влияние этнокультурного фактора на нацию, её ценности, формы общения её представителей (М. Анбер, К. Беледикт, Ж. Буассон.).

Исследователи (Л.Ф. Дашкевич, О.И. Юдина и др.) отождествляют культуру межнационального общения с аккумуляцией опыта под воздействием процессов взаимовлияния субъектов в различных сферах общественной жизни — материальной, духовной, политической, а также конкретных форм взаимовлияния в процессе этого взаимодействия.

И.А. Новикова трактует культуру межнационального общения как систему взаимодействующих социокультурных институтов микро-, мезо-, макро- и мега-среды, которая состоит из множества подсистем[4].

Н.Ф. Чипинова рассматривает данный феномен в качестве способа координации и налаживания межнациональных взаимоотношений, освоение, обогащение ценностей национальной культуры, традиций.

На основании вышеизложенного, вывод о культуре межнационального общения как об определенной взаимосвязи и взаимоотношениях, в процессе которых участники межкультурного диалога разных национальностей делятся этнокультурным опытом, духовными ценностями, осознавая ценность позитивного межэтнического взаимодействия, взаимопонимания и сопереживания между представителями разных народов.

1.2.Значение подготовки будущих педагогов к воспитанию культуры межнационального общения

В зависимости от субъектностиии масштабности, можно выделить уровни межэтнического общения – локальный, охватывающий межэтническое взаимодействие представителей разных этнических общностей внутри государства и глобальный, включающий межэтнические контакты целых народов. Учет этих обстоятельств особенно важен в современных условиях, когда международные связи оказывают интенсивное влияние на процесс образования.

Об этом предостерегает документ ЮНЕСКО, в котором сказано, что «В то же время должное внимание следует уделять конкретным институциональным, национальным и региональным условиям с тем, чтобы учитывать многообразие и избегать единообразия».


Новизна настоящего исследования заключается в научном анализе понятий «культура межэтнического общения», «этническая толерантность», в их авторской интерпретации и разработке элективного курса «Педагогическая этика межэтнического общения» для будущих педагогов.

Опираясь на теорию общения в философии, а также на достигнутый уровень исследования проблемы в социологии, психологии и педагогике, можно предложить следующую дефиницию межэтнического общения – это - конкретное взаимодействие представителей различных этносов, как на социальном уровне, так и на межличностном, в результате которого происходит взаимовлияющий и обогащающий обе стороны обмен материальными и духовными ценностями, среди которых выделяется традиционность культуры и принятые нормы поведения. Специфика межэтнического общения кроется в том, что оно затрагивает все формы социальных отношений, протекающих как в пределах взаимодействия этнических общностей, народностей, наций, так и между этнофорами в сфере экономики, политики, культуры и повседневной жизни.

Его своеобразие и в том, что оно построено на гуманистических и общечеловеческих ценностях.

В сфере научных понятий по межнациональной проблематике особой популярностью стало пользоваться понятие «толерантность» (от лат. тolerantia – терпение, выносливость), интерпретируемое во многих словарях как «терпимость». В доктрину толерантности значительный вклад внесли теоретические положения и практические исследования ученых – Б.З.Вульфова, В.Н.Галяпиной, Б.С.Гершунского, В.Н.Гурова, Л.А.Дробижевой, В.А.Лекторского, Г.И.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, В.А.Тишкова, З.Ф.Мубиновой и др.

Несмотря на общность их основной идеи, в теории толерантности сложились концептуальные подходы, интерпретирующие данный феномен в различном толковании. В философии существуют 4 модели толерантности, рассматриваемые В.А.Лекторским в статье «О толерантности, плюрализме и критицизме»[5].

По определению академика В.А.Тишкова, впервые поднявшем вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений, толерантность — это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Ученый отмечает также, что толерантность находит свое выражение в двух сферах: на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на политическом уровне - как действие или осуществленная норма.


В первом случае толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Во втором - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противодействующих в несогласии субъектов.

Мы полагаем, что первое определение этого понятия очень близко и педагогике. В связи с этим считаем возможным следующее определение, которое позволяет рассматривать этническую толерантность как интегральную психологическую характеристику, проявляющуюся в активной нравственной установке личности и этнической общности на признание, принятие, уважение и понимание национального своеобразия других людей в процессе межэтнического взаимодействия субъектов.

Б.С. Гершунский отмечает, что «проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в по- вседневной педагогической практике»[6].

То, что общество сегодня нуждается в толерантной личности, способной понять и принять, уважать особенности того или иного этноса, уметь находить гармонию взаимоотношений в условиях глобализации факт очевидный. Это качество личности представляется исключительно важным в формировании этики объединяющегося человечества.

В современных условиях реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без воспитания культуры межэтнического общения и формирования межэтнической толерантности.

Только диалог культур и религий, их взаимодействие способствует ослаблению межнациональных конфликтов, взаимопониманию между различными нациями и народами, формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности. Любовь к людям, к милосердию и прощению проповедуют все традиционные религии мира. Их заповеди призывают к миру и согласию, предостерегают людей от порочащих человеческое достоинство поступков и мыслей, религиозного фанатизма, нетерпимости, межнациональной вражды.

Сфера межэтнических отношений чрезвычайно сложна, наиболее конфликтна и чревата серьезными коллизиями. Пренебрежение этническим самоощущением, противопоставление ему общесоветского, приводило к заметным деформациям национального самосознания многих поколений, в то время как исследователями доказано, что национальное самосознание играет важнейшую роль в воспитании культуры межэтнического общения на духовно-информационном уровне.