Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Основные понятия налоговой системы).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Основные понятия налоговой системы
1.2. Нормативно-правовое регулирование налогов в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1. Анализ поступления основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2. Значение поступлений налогов в налоговой системе Российской Федерации
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, то есть обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны [17].
Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.
Налоги имеют важное значение в обеспечении комплексного развития территории, повышения жизненного уровня граждан. Они способствует формированию единого экономического пространства на территории России, не затрудняет товародвижение и обеспечивает достижение единых экономических целей и задач равномерного хозяйственного развития территорий.
Основная цель разделение налогов по различным уровням налоговой системы заключается в пополнении доходов бюджетов трех уровней, это способствует их балансированию и обеспечивать социально – хозяйственные потребности городов, районов и других административно – территориальных единиц. В достижении этих целей и заключается основное значение налогов.
Налоги в экономической системе государства имеют большое значение и влияют [18]:
-на социально - экономическое развитие страны;
-финансовую стабильность развития экономики;
-благосостояние населения;
Так же определяют:
-объем и качество предоставления локальных общественных услуг населению;
-состояние и развитие местного хозяйства;
-финансовую базу местного самоуправления;
-состояние финансового выравнивания.
Современные изменения в сфере налоговой системы направлены на ее дальнейшее усовершенствование с целью достижения таких целей [1]:
1) стабилизация экономической системы;
2) адаптация субъектов хозяйствования в частности малых и средних предприятий к рыночным превращениям;
3) реализация заданий государственной региональной политики;
4) стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности;
5) решение социальных, демографических, экологических, национальных и других проблем регионов.
В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы государства, повышения финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективного развития государства в целом, а также качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В современной российской теории налогообложения существует множество направлений совершенствования, как всей налоговой системы, так и отдельных видов налогов, взимаемых на территории Российской Федерации.
Перспективы развития налогов, и вообще налоговой системы в целом можно проследить в документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Данный документ не являются нормативным правовым актом, однако он представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство о налогах и сборах [1].
Согласно документу, в приоритете у Правительства РФ стоит недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономику, применения мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.
Также видно, что основные изменения вносятся в федеральные налоги. А именно внесены изменения в порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость, а именно в целях сокращения срока возмещения НДС предлагается внести изменения, распространить на операции, облагаемые по ставке в размере 0%, общий порядок применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров на учет и получения от паставщиков счета-фактуры.
Также ведены определенные меры в части акцизного налогообложения, а точнее на 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен. Также внесены изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов в отношении биоэтанола, алкогольной продукции и спиртосодержащую продукцию.
Меры в части налогообложения природных ресурсов направлены на рассмотрение целесообразности передачи региональным органом власти полномочий по установлению ставок по налогу на добычу полезных ископаемых и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым.
Изменен механизм освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи жилых помещений, уточнен порядок налогообложения сумм пенсионных выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, и еще расширен перечень доходов, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 13 % [20].
Также налоговая политика направлена на стимулирование малого бизнеса, а именно изменен порядок предоставления налоговых каникул. Также приведены меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы.
В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов не говорится об изменениях в региональных налогах, из чего можно сделать вывод, что в ближайшее время изменений по налогу наблюдаться не будет. Несмотря на это, развитие транспортного налога необходимо. Следует внести изменения в налог так, чтобы он не оказал негативного воздействия на развитие автомобилестроения и сферу транспортных услуг, а также имел экологическую направленность.
Значительные изменения внесены в структуру местных налогов, а именно начиная с 2016 гола налог на имущество физических лиц будет рассчитываться в соответствии с новыми требованиями указанных в главе 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ.
Изменения заключается в том, что правительство приняло решение о применении кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы [7].
На сегодняшний день объективно можно отметить, что большинство субъектов были не готовы к такому кардинальному изменению налоговой базы. Так как для этого нужно было подготовить огромную правовую и информационную базу, необходимую для расчета налога. В связи с поспешными и некачественными расчетами, привело к многочисленных заявлениям по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Одна из основных проблем изменения налогового законодательства, кроется в том, что постоянные колебания налогового законодательства, постоянное изменения, поправки по различным налогам снижают авторитет налоговых законов, что в свою очередь вызывает у налогоплательщиков ощущение необязательности его исполнения.
Налоговое законодательство зачастую дает налогоплательщикам все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат. В частности, это обусловлено [11]:
- наличие в законодательстве налоговых льгот, что дает возможность предпринимателям искать пути для того, чтобы ими воспользоваться;
- наличием различных источников отнесения расходов и затрат;
- наличием пробелов в налоговых законах, объясняемых несовершенством юридической техники и не учётом законодателем всех возможных обстоятельств, возникающих при исчислении или уплаты того или иного налога, нечеткостью и «расплывчатостью» формулировок налоговых законов, позволяющих по разному трактовать одну и ту же правовую норму.
Также расширение перечня налогов либо повышение уровня налогообложения в рамках действующих налогов неизбежно приведет к усилению негативных настроений обществе [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По проделанной работе можно сделать некоторые выводы.
Налоговые отношения развиваются под воздействием целого комплекса законов. Исторически государственные финансы и их масштабная часть – налоги регламентировались специальными юридическими нормами. Законность и чёткие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, определяют стратегию и тактику их развития, предают налогообложению долговременный характер действия. Налоговое право как важный научно-практический раздел налогов связывает органичное целое экономику и политику.
На данном этапе своего развития экономика России все еще находится в поисках оптимальной системы налогообложения, которая способствовала бы быстрому пополнению бюджета страны. Налоговая политика государства – главное направление регулирования экономики, которое позволяет правительству достичь определенных целей. В развитии любого государства лежит его бюджет, пополнение которого связано, прежде всего, с фискальной политикой. Регулирование экономики осуществляется по средствам налогов, так как предоставление льгот или различные санкции сказываются на бюджете страны, следовательно, на всей экономике государства.
Налоговую систему России не назовешь простой - ставки высокие, налогов много, и на их оформление требуется много времени. Возможно, конечно, усовершенствовать ее, например, реструктурировать некоторые налоги, некоторые объединить с родственными в одну общую группу.
Многие государства с развитой экономикой ориентированы, прежде всего, на прямые налоги. Страны же, имеющие проблемы с налоговым контролем, как правило, ориентированы на косвенные налоги.
Если каждый человек сможет видеть, куда уходят его налоговые отчисления, он будет более сознательно уплачивать налоговые отчисления. Для этого необходимо создать прозрачную налоговую систему, обеспечить доступность достоверной информации всем гражданам, повысить финансовую грамотность людей. Помимо этого, создать консультационные услуги по видам налогам, их уплате и их предназначении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
3. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации некоторые другие акты законодательства Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24.07.02 г. № 110-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
4. Алиев, Б.Х. Теоретические основы налогообложения [Текст]: учебное пособие / Б.Х. Алиев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 572 с.
5. Болабанова, О. Н. Налоги: учебник для студентов вузов [Текст]: учебное пособие / О.Н. Болабанова. – М.: Финансы и статистика, 2013. - 489 с.
6. Боровикова, Е.В. Налогово-бюджетное планирование в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / Е.В. Боровикова. - М.:ИНФРА-М, 2014. – 173 с.
7. Вазим, А.А. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие / А.А. Вазим. – Томск: Изд-во Том..политехн.ун-т, 2013. - 425 с.
8. Вещунова, Н.Л. Налоги Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / Н.Л. Вещунова. – СПб.: Питер, 2014. – 480 с.
9. Вотчель, Л.М. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие / Л.М. Вотчель. - М. : Флинта : МПСИ, 2013. - 136 с.
10. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 240 с.
11. Евстигнеев, Е.Н. Налоги и налогообложение. Теория и практикум [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Евстигнеев. - М.: Проспект, 2013. – 520 с.
12. Евстигнеев, Е. Н. Основы налогообложения и налогового законодательства [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - СПб: Питер. - 2014. - 256 с.