Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Основные понятия налоговой системы).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Основные понятия налоговой системы
1.2. Нормативно-правовое регулирование налогов в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1. Анализ поступления основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2. Значение поступлений налогов в налоговой системе Российской Федерации
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
В формировании бюджета государства немаловажную роль играют налоги, они являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как в целом экономики, так и международных экономических процессов. Налоговая система является основным кредитно-финансовым механизмом государственного регулирования экономики.
Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков на территории государства. Плательщиками являются физическими или юридические лица, на которые законодательством возложена обязанность по уплате налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.
На сегодняшний день налоговая система, является неотъемлемой частью экономики России. Каждый год вносятся поправки в налоговое законодательство, ведутся различные споры о том, как лучше взимать и рассчитывать налоги. Поэтому налоги является не только неотъемлемым источником доходов государства, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета России.
Стабильная налоговая система является гарантом развития государства, а так же обеспечение устойчивого взимания налогов, позволит финансировать важнейшие социально значимые нужды. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Цель курсовой работы состоит в изучении и оценке налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем и пути ее совершенствования.
Исходя из указанной цели, основными задачами исследования являются:
1) изучить теоретические аспекты налоговой системы;
2) определить нормативно – правовое регулирование налогов;
3) провести анализ значения налоговой системы в экономике Российской Федерации;
4) рассмотреть динамику поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации;
5) раскрыть проблемы и перспективы развития налоговой системы в России.
Предметом работы являются налоговая система в Российской Федерации.
Теоретической базой данной работы являются современные публикации ученых-экономистов в сфере налогообложения, труды таких авторов, как: Агузарова Ф., Брызгалин А.В., Турбина Н.М., Фролова Т.А. и другие.
Методологической базой работы выступают Налоговый Кодекс Российской Федерации, официальные документы Федеральной Налоговой Службы и другие законодательные акты.
Информационную основу работы составили статистические показатели, взятые с сайта Министерства финансов, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Основные понятия налоговой системы
На сегодняшний день довольно трудно дать точное определение налоговой системе. Так как данное понятие нельзя связывать только с системой налогов и сборов или же системой налогообложения, ведь налоговая система включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением [20].
Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс Российской Федерации. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах.
Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем зафиксированы основы налогообложения в России, а именно[4] :
- виды налогов и сборов;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
- права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
- порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.
Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере.
К принципам налоговой системы относятся [1]:
1. Принцип законности налогообложения (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы);
2. Принцип справедливости налогообложения (налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате);
3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев);
4. Принцип экономической обоснованности налогообложения (налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными);
5. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы не предусмотренные Налоговым кодексом);
6. Принцип определенности налоговой обязанности (при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения);
7. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика).
Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ.
Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, , а именно [15]:
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
- таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться .
При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России.
К таковым относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России [2].
Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов.
К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы. Эти режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся: единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [4].
1.2. Нормативно-правовое регулирование налогов в Российской Федерации
Система налогового законодательства — это множество закономерно связанных друг с другом нормативных актов о налогообложении, представляющих собой определенное целостное образование, единство.
При рассмотрении нормативно-правовой базы по налогам, необходимо сказать, что важнейшее значение имеет Конституция Российской Федерации. В Конституции закреплены самые общие подходы так, например, в ней сказано, что каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы.
Налоговый кодекс Российской Федерации – единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации существует четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые по средствам нормативно-правовой базы осуществляют регулирование налоговых отношений в Российской Федерации [18]:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации;
2. Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
3. Законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов России, принятые законодательными (представительными) органами субъектов России в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
4. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.