Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Основные понятия налоговой системы).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Основные понятия налоговой системы
1.2. Нормативно-правовое регулирование налогов в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1. Анализ поступления основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2. Значение поступлений налогов в налоговой системе Российской Федерации
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Часть вторая Налогового кодекса РФ включает нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. В дальнейшем предусматривается введение новых налогов и сборов, дополнений и изменений в эту часть Кодекса.
Указы президента РФ устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.
Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые, однако, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления также формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы [16].
Акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают важное место. В ряде случаев эти акты могут иметь нормативное значение, нарушение их влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в действие закона.
Письма, указания и разъяснения налоговых органов носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций. Инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства, их назначение – регламентировать единообразные способы практической связанной с правильным и своевременным взиманием налогов деятельности органов управления [7].
Постановления Конституционного Суда значимы для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда открывают путь защиты интересов налогоплательщиков – обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.
Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются международно-правовыми договорами. В России большую юридическую силу имеет международное соглашение, нежели внутригосударственный закон.
Более наглядно порядок установления элементов налога на всех трех уровнях налоговой системы рассмотрен в таблице 1 [6].
Таблица 1
Порядок установления элементов налога
Элементы налога |
Федеральные налоги |
Региональные налоги |
Местные налоги |
Налогоплательщик |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговым кодексом РФ |
Объект налогообложения |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговая база |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами |
Ставки налога |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговым кодексом, законами субъектов РФ |
Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами |
Льготы |
Налоговым кодексом РФ |
законами субъектов РФ |
Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами |
Отчетные период |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговым кодексом, законами субъектов РФ |
Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами |
Налоговый период |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговым кодексом |
Налоговым кодексом РФ |
Срок уплаты |
Налоговым кодексом РФ |
Налоговым кодексом, законами субъектов РФ |
Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами |
В таблице 1 приводится информация по элементам налога, которые регулируются и устанавливаются только Налоговым кодексом Российской Федерации, а также изменяются законами субъектов и нормативно правовыми актами муниципальных образований Российской Федерации.
Также стоит отметить, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. При установлении региональных и местных налогов законами субъектов и нормативными актами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации), а также дополнительные (к федеральному перечню) налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Из приведенной информации, можно сделать вывод о том, что существует большая нормативно-правовая база, которая регулирует налоговую систему в Российской Федерации. С помощью регулирования отдельных элементов, применения различных льгот по налогу, субъекты Российской Федерации, а также и муниципальные образования могут проводить экономическую политику, положительно влияя на развитие регионов.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1. Анализ поступления основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
Бюджет играет немалую роль в жизни каждого государства. Именно он является статьей доходов и расходов самого государства, тем самым оказывая непосредственное влияние на благосостояние каждого, на развитие и процветание государства, на научно-технический прогресс, а значит, и на развитие самой экономики в целом.
Одним из источников формирования доходов бюджетов Российской Федерации является налоги. Их поступление регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Выделяют следующую иерархия бюджетов в России [13]:
1) федеральные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
4) бюджеты городских и сельских поселений.
Налоги распределяются по бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, которые определены в Бюджетном кодексе Российской Федерации (табл. 2) [10].
Таблица 2
Структура распределения налогов по бюджетам
Зачисление в бюджет |
Процентная доля налога, % |
Федеральный бюджет |
Налог на прибыль организации – 100 |
Налог на добавленную стоимость - 100 |
|
Акцизы - 100 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых - 100 |
|
Водный налог – 100 |
|
Бюджеты субъектов РФ |
Налог на имущество организаций – 100 |
Налог на игорный бизнес - 100 |
|
Транспортный налог - 100 |
|
Налог на доходы физических лиц - 100 |
|
Местные бюджеты |
Налог на доходы физических лиц - 20 |
Бюджеты поселений |
Земельный налог – 100 |
Налог на имущество физических лиц – 10 (перераспределяется из местного бюджета) |
|
Бюджеты муниципальных районов |
Земельный налог, взымаемый на межселенных территориях – 100 |
Налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях – 100 |
|
Налог на доходы физических лиц – 10 (перераспределяются из местного бюджета) |
|
Бюджеты городских округов |
Земельный налог – 100 |
Налог на имущество физических лиц – 100 |
|
Налог на доходы физических лиц – 20 (перераспределяется из местного бюджета) |
Можно сделать вывод, что у бюджета каждого уровня свои задачи, из бюджетов финансируются различные государственные и муниципальные нужды чем больше доля налоговых поступлений в местные бюджет, тем более ощутимы для граждан эти поступления, так как средства расходуются на конкретные нужды муниципальных образований, с которыми люди сталкиваются ежедневно [9].
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, и иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами.
Проанализируем динамику поступления основных налогов в бюджеты Российской Федерации, данные приведены в таблице 3 [3].
Таблица 3
Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации
Виды налогов |
Консолидированный бюджет РФ, млрд. руб. |
Относительное отклонение 2015 к 2013 г, % |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Всего поступило |
11 381,9 |
12 670,2 |
13 788,3 |
21,1 |
из них |
||||
Налог на добавленную стоимость |
1 983,9 |
2 181,4 |
2 448,3 |
23,4 |
Налог на доходы физических лиц |
2 399,7 |
2 679,5 |
2 806,5 |
16,9 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2 457,1 |
2 904,2 |
3 226,8 |
31,3 |
Налог на прибыль |
2 201,4 |
2 372,8 |
2 598,9 |
18,1 |
Акцизы |
941,5 |
998,9 |
1 014,4 |
7,7 |
Имущественные налоги |
896,9 |
955,1 |
1 068,4 |
19,1 |
Остальные налоги и сборы |
501,3 |
578,2 |
624,9 |
24,6 |
По данным таблицы 3 видно, что за 2013—2015 годы поступления по налогам в консолидированный бюджет Российской Федерации в исследуемых годах имеют тенденцию к повышению. Проведенный анализ показал, что поступления по каждому из видов налога с каждым годом увеличиваются. За 2013 – 2015 года общая сумма налога увеличилась на 21,1 %. Основным источником формирования доходной части бюджета за все исследуемые года является налог на добычу полезных ископаемых.
Также стоит отметить что, не смотря на то что с каждым годом налоговые поступления возрастают, их тем роста достаточно низок. Анализируя таблицу видно, что у акцизов наименьший темп роста, который составляет всего 7,7%.
На рисунке 1 рассмотрим темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.
Рис. 1. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-февраль 2015-2016 гг.
Данные рис. -.- позволяют сделать вывод, что несмотря на то, что основную долю поступлений составляет налог на добычу полезных ископаемые, размер его поступления 2016 году сократился, по сравнении с соответствующим периодом 2015 года на 19,6 %. Также сократились поступления по имущественным налогам на 2,8 %. Основной прирост наблюдается по налогу на прибыль, и он составляет 36,7 %.
Можно сделать вывод о том, что любое государство, преследуя цели пополнения казны или другие задачи, связанные улучшением благосостояния страны. Эти цел достигаются путем изменение налогового законодательства и стремления разнообразить вводимые налоги [6].
2.2. Значение поступлений налогов в налоговой системе Российской Федерации
Налоги – основная форма доходов государства. Основное значение налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
За счет налоговых платежей формируются финансовые ресурсы государства, обеспечивается формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной власти и местного самоуправления для финансирования необходимых расходов. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджетов всех уровней.
Роль налогов в налоговой системе непосредственно проявляется через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно:
- формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности органов власти (фискальная функция);
- распространение и использование денежных фондов между отраслями хозяйства (экономическая функция);
-контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий и учреждений, подведомственных органам власти (контрольная функция);
- распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества (распределительная функция);
- предоставление льгот (поощрительная функция).
Необходимо также отметить, что функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.