Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Основные понятия налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть вторая Налогового кодекса РФ включает нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. В дальнейшем предусматривается введение новых налогов и сборов, дополнений и изменений в эту часть Кодекса.

Указы президента РФ устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые, однако, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления также формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы [16].

Акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают важное место. В ряде случаев эти акты могут иметь нормативное значение, нарушение их влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в действие закона.

Письма, указания и разъяснения налоговых органов носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций. Инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства, их назначение – регламентировать единообразные способы практической связанной с правильным и своевременным взиманием налогов деятельности органов управления [7].

Постановления Конституционного Суда значимы для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда открывают путь защиты интересов налогоплательщиков – обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются международно-правовыми договорами. В России большую юридическую силу имеет международное соглашение, нежели внутригосударственный закон.

Более наглядно порядок установления элементов налога на всех трех уровнях налоговой системы рассмотрен в таблице 1 [6].

Таблица 1

Порядок установления элементов налога

Элементы налога

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Налогоплательщик

Налоговым кодексом РФ

Налоговым кодексом РФ

Налоговым кодексом РФ

Объект налогообложения

Налоговым кодексом РФ

Налоговым кодексом РФ

Налоговым кодексом РФ

Налоговая база

Налоговым кодексом РФ

Налоговым кодексом РФ

Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами

Ставки налога

Налоговым кодексом РФ

Налоговым кодексом,

законами субъектов РФ

Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами

Льготы

Налоговым кодексом РФ

законами субъектов РФ

Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами

Отчетные период

Налоговым кодексом РФ

Налоговым кодексом,

законами субъектов РФ

Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами

Налоговый период

Налоговым кодексом РФ

Налоговым кодексом

Налоговым кодексом РФ

Срок уплаты

Налоговым кодексом РФ

Налоговым кодексом,

законами субъектов РФ

Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами


В таблице 1 приводится информация по элементам налога, которые регулируются и устанавливаются только Налоговым кодексом Российской Федерации, а также изменяются законами субъектов и нормативно правовыми актами муниципальных образований Российской Федерации.

Также стоит отметить, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. При установлении региональных и местных налогов законами субъектов и нормативными актами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации), а также дополнительные (к федеральному перечню) налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Из приведенной информации, можно сделать вывод о том, что существует большая нормативно-правовая база, которая регулирует налоговую систему в Российской Федерации. С помощью регулирования отдельных элементов, применения различных льгот по налогу, субъекты Российской Федерации, а также и муниципальные образования могут проводить экономическую политику, положительно влияя на развитие регионов.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

2.1. Анализ поступления основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации

Бюджет играет немалую роль в жизни каждого государства. Именно он является статьей доходов и расходов самого государства, тем самым оказывая непосредственное влияние на благосостояние каждого, на развитие и процветание государства, на научно-технический прогресс, а значит, и на развитие самой экономики в целом.

Одним из источников формирования доходов бюджетов Российской Федерации является налоги. Их поступление регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Выделяют следующую иерархия бюджетов в России [13]:

1) федеральные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;


3) местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;

4) бюджеты городских и сельских поселений.

Налоги распределяются по бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, которые определены в Бюджетном кодексе Российской Федерации (табл. 2) [10].

Таблица 2

Структура распределения налогов по бюджетам

Зачисление в бюджет

Процентная доля налога, %

Федеральный бюджет

Налог на прибыль организации – 100

Налог на добавленную стоимость - 100

Акцизы - 100

Налог на добычу полезных ископаемых - 100

Водный налог – 100

Бюджеты субъектов РФ

Налог на имущество организаций – 100

Налог на игорный бизнес - 100

Транспортный налог - 100

Налог на доходы физических лиц - 100

Местные бюджеты

Налог на доходы физических лиц - 20

Бюджеты поселений

Земельный налог – 100

Налог на имущество физических лиц – 10

(перераспределяется из местного бюджета)

Бюджеты муниципальных районов

Земельный налог, взымаемый на межселенных территориях – 100

Налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях – 100

Налог на доходы физических лиц – 10

(перераспределяются из местного бюджета)

Бюджеты городских округов

Земельный налог – 100

Налог на имущество физических лиц – 100

Налог на доходы физических лиц – 20

(перераспределяется из местного бюджета)

Можно сделать вывод, что у бюджета каждого уровня свои задачи, из бюджетов финансируются различные государственные и муниципальные нужды чем больше доля налоговых поступлений в местные бюджет, тем более ощутимы для граждан эти поступления, так как средства расходуются на конкретные нужды муниципальных образований, с которыми люди сталкиваются ежедневно [9].

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, и иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами.


Проанализируем динамику поступления основных налогов в бюджеты Российской Федерации, данные приведены в таблице 3 [3].

Таблица 3

Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации

Виды налогов

Консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.

Относительное отклонение 2015 к 2013 г, %

2013 год

2014 год

2015 год

Всего поступило

11 381,9

12 670,2

13 788,3

21,1

из них

Налог на добавленную стоимость

1 983,9

2 181,4

2 448,3

23,4

Налог на доходы физических лиц

2 399,7

2 679,5

2 806,5

16,9

Налог на добычу полезных ископаемых

2 457,1

2 904,2

3 226,8

31,3

Налог на прибыль

2 201,4

2 372,8

2 598,9

18,1

Акцизы

941,5

998,9

1 014,4

7,7

Имущественные налоги

896,9

955,1

1 068,4

19,1

Остальные налоги и сборы

501,3

578,2

624,9

24,6

По данным таблицы 3 видно, что за 2013—2015 годы поступления по налогам в консолидированный бюджет Российской Федерации в исследуемых годах имеют тенденцию к повышению. Проведенный анализ показал, что поступления по каждому из видов нало­га с каждым годом увеличиваются. За 2013 – 2015 года общая сумма налога увеличилась на 21,1 %. Основным источником формирования доходной части бюджета за все исследуемые года является налог на добычу полезных ископаемых.

Также стоит отметить что, не смотря на то что с каждым годом налоговые поступления возрастают, их тем роста достаточно низок. Анализируя таблицу видно, что у акцизов наименьший темп роста, который составляет всего 7,7%.

На рисунке 1 рассмотрим темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Рис. 1. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-февраль 2015-2016 гг.

Данные рис. -.- позволяют сделать вывод, что несмотря на то, что основную долю поступлений составляет налог на добычу полезных ископаемые, размер его поступления 2016 году сократился, по сравнении с соответствующим периодом 2015 года на 19,6 %. Также сократились поступления по имущественным налогам на 2,8 %. Основной прирост наблюдается по налогу на прибыль, и он составляет 36,7 %.


Можно сделать вывод о том, что любое государство, преследуя цели пополнения казны или другие задачи, связанные улучшением благосостояния страны. Эти цел достигаются путем изменение налогового законодательства и стремления разнообразить вводимые налоги [6].

2.2. Значение поступлений налогов в налоговой системе Российской Федерации

Налоги – основная форма доходов государства. Основное значение налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

За счет налоговых платежей формируются финансовые ресурсы государства, обеспечивается формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной власти и местного самоуправления для финансирования необходимых расходов. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджетов всех уровней.

Роль налогов в налоговой системе непосредственно проявляется через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно:

- формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности органов власти (фискальная функция);

- распространение и использование денежных фондов между отраслями хозяйства (экономическая функция);

-контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий и учреждений, подведомственных органам власти (контрольная функция);

- распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества (распределительная функция);

- предоставление льгот (поощрительная функция).

Необходимо также отметить, что функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.