Файл: Цель и задачи налогового учета(Понятие, сущность и цели ведения налогового учета).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы. С введением в действие Федерального закона от 06.08.2001 №110-ФЗ (25 глава НК) [2] произошло законодательное закрепление ведения налогового учета. Налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учета и становится самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни организаций.
Ведение параллельно двух учетов - бухгалтерского и налогового - непростая задача для организации, постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Вместе с тем, налоговый учет должен быть органически взаимосвязан с бухгалтерским.
Налоговый учет имеет свои особенности:
- обеспечивает полное представление о всех операциях, связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положение;
- имеет главную цель - определение момента возникновения и величины налогового обязательства;
- имеет специфических пользователей - службы налогового контроля.
Следовательно, аналитический учет должен быть организован так, чтобы был раскрыт порядок ее формирования. Аналитический учет представляет собой регистры, в которых отражены необходимые показатели.
Степень разработанности проблемы. Весомый вклад в развитие методологических основ системы налогового учета внесли: М.Д.Михайлов, В.В. Громан, И.Е. Малашенко, П.И. Злобин, В.А. Голощапов, В.Н. Кипарисов, JI.A. Чапницкий, Е.П. Вознесенский, Н.П. Протов.
Объектом исследования являются процессы учетно-информационного обеспечения предпринимательской деятельности.
Предметом исследования является совокупность методологических, теоретических и практических вопросов организации налогового учета организации.
Теоретической и методологической базой исследования является конкретное приложение теории научного познания к предмету исследования.
Методология исследования базируется на диалектическом и системном анализе, на единстве теории и практики, использовании специальных учетных приемов и процедур.
Цель работы - исследование организации налогового учета на предприятии.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
- изучение организации налогового учета на предприятии в свете существующего законодательства;
- исследование целей и принципов налогового учета;
- рассмотрение отельных вопросов организации налогового учета и перспектив его развития.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Глава 1. понятие, сущность и цели ведения налогового учета
1.1. Понятие, цели и задачи налогового учета
Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).[2]
Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.[2]
Цели ведения налогового учета:
- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. [8.C.33]
Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы. [10.C.12]
Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.
Таблица 1 - Различия между видами учета [14.C.7]
Налоговый учет |
Бухгалтерский учет |
|
Нормативная база |
Налоговое законодательство |
Общепризнанные принципы бухгалтерского учета |
Цель |
Рассчитать размер подлежащих к уплате налогов |
Записать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты |
Метод получения данных |
Обобщение данных, отраженных в документации |
Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет) |
Отчетный период |
Годовой, квартальный и т.д. |
Годовой, квартальный и т.д. |
Форма отчета |
Специально установленные формы |
Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств |
Получатель отчета |
Руководитель, налоговые органы |
Руководитель, все заинтересованные органы |
Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:
1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии; [19.C.7]
2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность; [19.C.9]
3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». [2]
Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок. [12.C.87]
Данные налогового учета должны отражать:
- порядок формирования суммы доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- порядок формирования сумм создаваемых резервов;
- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.[9.C.21]
Подтверждением данных налогового учета являются:
- Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.[15.C.76]
- Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ [2], без распределения (отражения) по счетам налогового учета.
- Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. [2] Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).
Общая схема постановки налогового учета на предприятии представлена в приложении 1. По данным схемы можно сделать вывод, что первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. [18.C.31]
В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета.
И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения. [16.C.31]
Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).
В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[4] все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
1.2. Принципы организации и ведения налогового учета
Подсистемы бухгалтерского и налогового учета образовывалось и развивалось отдельно друг от друга, под влиянием разных экономических и политических ситуаций. Налоговый учет возник ввиду возрастающей роли государства в жизни общества, а причиной появления бухгалтерского учета была хозяйственная деятельность предприятий. Существование нескольких видов учета увеличивает нагрузку на организацию. Компаниям приходится привлекать дополнительные ресурсы, а это в свою очередь заставляет их повышать цены на изготавливаемую и реализуемую продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. В связи с этим с 2002 года многие эксперты говорят о необходимости сближения налогового и бухгалтерского учета. Также о необходимости такого сближения неоднократно говорилось на государственном уровне, в том числе в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2015 и 2016 годы. Однако за годы применения главы 25 НК РФ на законодательном уровне были введены лишь точечные незначительные поправки, так и не сократившие принципиальных различий между бухгалтерским и налоговым учетом [2].
Российское законодательство отделило налоговый учёта от бухгалтерского, утвердив главу 25 НК РФ. Дальнейшее принятие «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» и стремление к МСФО также послужили результатом разделения вышеуказанных видов учёта. В результате, организации-налогоплательщики стали составлять бухгалтерскую отчётность и отчитываться в налоговые органы посредством заполнения специальных деклараций. Данный процесс разделения не успел завершиться, зато успел негативно сказаться на предприятиях в связи с ростом штата сотрудников и объемов издержек. Стоит отметить, что и качество налогового учёта лучше не стало. Позитивный же момент, выраженный в предоставлении пользователям достоверных сведений в отчётности, не смог окупить возникшие затраты. Причина тому - недостаточная финансовая грамотность инвесторов. Основным стимулом к разделению налогового и бухгалтерского учёта является различие конечных целей.
Важным моментом при составлении отчётности является профессиональный подход бухгалтера, который обязан соотноситься с принципами нейтральности и независимости. Следовательно, данные в бухгалтерском учёте нацелены, в первую очередь, на интересы инвесторов, кредиторов и банков. Указанную группу субъектов интересует платежеспособность и рентабельность предприятия, прибыль от деятельности, наличие и размеры задолженностей. Иными словами, если прибыль больше, то платежеспособность выше, а значит, минимум задолженностей имеет предприятие. Результат - более заинтересованы инвесторы, и больше вероятность получения кредитов. Стоит отметить иную сторону - чем выше прибыль, тем выше налог, - это значительно снижает чистую прибыль[19].
Главнейшей целью налогового учёта является соблюдение правильности исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей. Действуя согласованно исключительно с нормами налогового законодательства невозможно представить такую финансовую отчётность, какая полностью, по сравнению с составленной по нормам бухгалтерского учёта, будет интересна инвесторам. Исходя из целей, существуют две составляющие, которые препятствуют полному синтезу таких учётных систем:
- принцип осмотрительности, который регламентирован порядком составления финансовой отчётности, но абсолютно не может применяться к налоговому учёту, так как порядок его ведения обязывает налогоплательщика занижать налоговую базу.
- профессиональное суждение. Также не применимо для налогообложения, ведь имеется прямая заинтересованность в занижении размеров налоговых платежей. Одновременно с этим, налоговый и бухгалтерский учёт состоят на единой экономической базе, и потому, существует возможность их объединения. Западные страны для решения проблемы взаимосвязи учётных систем применили полное обособление. Наряду с этим, предприятия самостоятельно выбирают методику совмещения налогового и бухгалтерского учёта в процессе обработки первичных данных. Такой подход предусматривает возможность сближения вышеуказанных видов учёта. К примеру, в случае предоставления законодательством выбора метода амортизации для налогового учёта разумнее предпочесть методу, подобно используемому в целях формирования финансовой отчётности.
Важной частью в создании методологической основы для сближения является правильное понимание самого процесса. В таком случае подразумевается не общий синтез с целью объединения разных целей, а поиск общей методики исчисления и ее применение с целью достижения результатов в пределах данной отрасли. Объединение бухгалтерского и налогового учёта приводит к снижению издержек ведения двух учётных систем. На сегодня, каждому предприятию предоставляется утверждённое законом право выбора в отношении учтенных правил, то есть, будет ли проводиться максимально допустимое объединение бухгалтерского и налогового учёта. Обычно, в таком случае, бухгалтерский учёт соблюдает правила налогового. Так выглядит линейный способ исчисления амортизации, единый срок полезного использования, который определён согласно Классификатору основных средств, начальная стоимость не может уменьшаться на величину амортизационной премии, ведь в бухгалтерском учёте это свойство не предусмотрено [56].