Файл: Цель и задачи налогового учета(Понятие, сущность и цели ведения налогового учета).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
Следовательно, предприятие самостоятельно отказывается от возможности с помощью допустимых законом механизмов снизить налоговое бремя, одновременно, прекращается выполнение основной цели бухгалтерского учёта - достоверность сведений о реальном финансовом состоянии предприятия.
Такой способ дает также свои плюсы, так как нет необходимости ведения обоих видов учётных систем, и соответственно, нет надобности в дополнительных трудозатратах, а также в их оплате. Однако этот плюс целиком перекрывается минусом, который выражен в высоком налоговом бремени в сравнении с суммами, обязательными к уплате в случае применения налоговых альтернатив при ведении двух учётных систем.
Небольшие предприятия, также как и крупные, часто ставят вопрос уменьшения расходов и поскольку, ввиду своих размеров, малые компании имеют недостаточный объем денежных средств и недостаточные суммы налогов, включается режим экономии, связанный с расходами бухгалтерии. Крупные компании, обладая большими денежными средствами, обязаны уплачивать налоги, размеры которых свыше десятков миллионов. В таком случае, экономия на налогах важнее, чем расходы на оплату труда сотрудников. Существование нескольких учётных систем приводит к появлению дополнительной нагрузки для их ведения. Здесь расчёт и контроль разниц бухгалтерского и налогового учёта есть ручной или автоматизированный. Обычно, предприятия различных видов деятельностей и масштабов имеют персональную специфику: так, например, крупная транспортная компания имеет возможность создать персональную электронную систему, требующую минимум трудозатрат бухгалтера[14].
Отрицательный момент - большие затраты на своё создание и необходимость обслуживания, но, краткосрочный период окупаемости и значительные суммы экономии с излишком компенсируют этот недостаток. Наряду с вышеуказанным, период окупаемости затрат на автоматическую программу у малого предприятия заметно растёт, в то время как денежные объёмы экономии становятся достаточно малы [65].
В таком случае, ведение отличий становится сложнее в трудозатратах и в необходимости внимания.
Как показала практика, предприятия имеют стремление по максимуму объединить данные бухгалтерского и налогового учета, во избежание использования норм ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н. Если учитывать нерациональность применения такого бухгалтерского стандарта, то разумно согласиться с их мнением. Однако, полного единства учетов очень сложно добиться, что означает, что многим предприятиям, безусловно остается применять ПБУ 18/02.
В целях предоставления достоверной информации о расчетах по налогу на прибыль организаций в отчетности, несколько элементов в части применения ПБУ 18/02 необходимо закрепить в учетной политике.
Для начала стоит отметить, что с 01.01.2013 г. основным нормативным документом в бухгалтерском учете выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ), согласно которому абсолютно все российские организации без исключения обязаны вести бухгалтерский учет, опираясь при этом на Закон N 402-ФЗ, федеральные и отраслевые стандарты, которые до сих пор не утверждены.
Работа по подготовке федеральных стандартов ведется, о чем говорит проект федерального стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ) N 1 «Основные средства», предложенный Фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».
В силу пункта 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ до момента утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применимы правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и ЦБ РФ до 01.01.2013 г. Наряду с этим, прежние правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ. Такие разъяснения на этот счет приведены в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета Минфин России и ЦБ РФ наделены правом внесения изменений, обусловленных изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.
Как известно, начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год все организации - плательщики налога на прибыль обязываются применять нормы ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н (далее - ПБУ 18/02) устанавливающего правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций. Исключение распространяется только на такие субъекты, как государственные (муниципальные) учреждения и кредитные организации. На последние - действие ПБУ 18/02 не распространяется.
Если для большинства российских компаний нормы ПБУ 18/02 обязательны, то организации, обладающие правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (далее - УСВБУ), включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность применяют его инициативно.
Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Информации N ПЗ- 3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». Решение о применении (неприменении) норм ПБУ 18/02 указанные организации в обязательном порядке должны закрепить в своей учетной политике.
Согласно пункту 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:
- субъекты малого предпринимательства (далее - СМП);
- некоммерческие организации;
- организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
В тоже время в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ перечислены экономические субъекты, которые не имеют права применения УСВБУ.
К ним относятся:
- организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
- кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
- микрофинансовые организации;
- организации государственного сектора;
- политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
коллегии адвокатов; адвокатские бюро;
- юридические консультации;
- адвокатские палаты;
- нотариальные палаты;
- некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Исходя из этого, можно сказать, что правом применения УСВБУ обладают только организации, прямо названные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и при этом не упоминаемые в пункте 5 указанной статьи.
Перед принятием решения об отказе в части применения ПБУ 18/02 коммерческая организация должна проверить, относится ли она к субъектам малого бизнеса или нет. В противном случае, отказ от ведения учета возникающих разниц может повлечь за собой весьма негативные последствия для компании.
Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей в состав субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон N 209- ФЗ).
Согласно указанной статье к субъектам малого предпринимательства может быть отнесена любая коммерческая компания, структура уставного капитала которой отвечает требованиям пункта 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, средняя численность работников которой за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за тот период не превышает 800 миллионов рублей.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 г. N 702. Если названные условия выполняются, то коммерческая фирма вправе самостоятельно принимать решение о применении ПБУ 18/02.
Если коммерческая компания представляет собой субъект среднего предпринимательства, то воспользоваться правом неприменения ПБУ 18/02 она не вправе. В частности, разъяснения с таким раскладом указаны в Письме Минфина России от 25.03.2013 г. N 03-11-06/2/9208. Несмотря на то, что ПБУ 18/02 действует уже давно, не лишне будет напомнить основные правила его применения. Стоит отметить, что конкретно применение ПБУ 18/02 помогает показывать в бухгалтерском учете и отчетности компании отличие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), отраженного в бухгалтерском учете, от налога на прибыль, указанного в бухгалтерском учете и в соответствующей налоговой декларации.
Также, благодаря ПБУ 18/02 у организации есть возможность отражать в бухгалтерском учете:
- налог на прибыль, который подлежит уплате в бюджет;
- налог на прибыль, который был излишне уплачен и (или) взыскан;
- суммы произведенного зачета налога на прибыль в отчетном периоде;
- суммы налога, способные повлиять на размер налога на прибыль следующих отчетных периодов.
Согласно п.3 ПБУ 18/02 отличие между бухгалтерской прибылью (убытком) отчетного периода организации, образовавшееся в результате применения разных бухгалтерских и налоговых правил признания доходов и расходов, состоит из постоянных и временных разниц.
Причем, в каком порядке организация будет вести их учет, она выбирает сама. ПБУ 18/02 не запрещает вести учет разниц как непосредственно на счетах бухгалтерского учета, так и применять иной порядок. В качестве внесистемного способа учета, как вариант, можно рассматривать ведение специальных регистров (таблиц), где собирается информация о разницах по всем группам активов и обязательств.
Избранный вариант учета разниц организация должна закрепить в своей учетной политике. В бухгалтерском учете постоянные и временные разницы должны отражаться обособленно, при этом аналитический учет временных разниц осуществляется дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница [23].
Отметим, что в бухгалтерском учете под постоянными разницами понимаются доходы и расходы:
- формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов;
- учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.
Случаи возникновения у организации постоянных разниц перечислены в пункте 4 ПБУ 18/02, причем данный перечень не является исчерпывающим.
Появление постоянных разниц влечет у организации возникновение постоянного налогового обязательства (актива), под которым понимается сумма налога, приводящая к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.
Постоянное налоговое обязательство (актив) признается в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница, при этом его величина вычисляется произведением постоянной разницы и действующей ставки налога на прибыль. Стоит отметить, что на сегодня организации исчисляют налог на прибыль по ставке 20%. Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах [33].
Такие разницы образуют отложенный налог на прибыль, который представляет собой сумму, влияющую на размер налога на прибыль, в то время, как последний подлежит уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Временные разницы, зависящие от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) делятся на:
- вычитаемые временные разницы;
- налогооблагаемые временные разницы [40].
Разницы первой группы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Разницы второй группы приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который наоборот должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.