Файл: Значение и задачи налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• принцип имущественной обособленности, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества. Амортизируемым признаётся имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.

• принцип непрерывности деятельности организации, учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации. Этот принцип используется при определении порядка начисления амортизации имущества. Амортизация имущества начисляется только в период функционирования организации и прекращается при её ликвидации или реорганизации.

• принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности, является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). В соответствии со ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.

• принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта, согласно которому нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта.

• принцип равномерности признания доходов и расходов предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном (налоговом) периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

В свою очередь налоговый учет строится на следующих принципах: последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому; непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения; временная определенность фактов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (при применении метода начисления); рациональность ведения налогового учета исходя из условий хозяйствования и величины организации. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, в том числе порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также формы представления данных. Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета. Как правило, при организации налогового учета используется один из двух способов. Первый способ заключается в использовании данных, формируемых в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются необходимыми реквизитами для определения налоговой базы. Так формируются регистры для налогового учета. Второй способ предполагает организацию независимой системы налогового учета – разработку отдельных аналитических регистров для налогового учета. Использование такого способа приводит к необходимости фиксации каждой хозяйственной операции и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Налоговый учет ведется организациями не только в целях налогообложения прибыли, но и при исчислении иных налогов. Данный учет должен обеспечить группировку доходов и расходов с делением их на доходы и расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные доходы и расходы. Доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности. Так, при определении прибыли (убытка) от реализации из доходов и расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг) собственного производства и покупных товаров, исключаются доходы и расходы, связанные с реализацией основных средств, ценных бумаг, товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств. Обособленный учет доходов и расходов по указанным видам реализации связан с особым порядком признания для целей налогообложения прибыли возникающих при этом убытков. В налоговом учете расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), группируются по элементам: материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация, прочие расходы. Для определения расходов текущего отчетного (налогового) периода расходы, связанные с производством и реализацией, делятся на прямые и косвенные. Причем налогоплательщик вправе определить самостоятельно перечень расходов, признаваемых прямыми, и закрепить его в учетной политике. Примерный перечень прямых расходов приведен в п. 1 ст. 318 НК РФ. Косвенные расходы включаются в расходы отчетного периода, а прямые подлежат распределению между незавершенным производством, остатками готовой продукции (невыполненными работами, услугами), остатками отгруженной продукции и реализованной в отчетном периоде продукцией (работами, услугами). Исключением являются организации, оказывающие услуги. Они сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. Особенности определения прямых расходов установлены ст. 320 НК РФ для торговых организаций. Для таких организаций прямыми расходами являются: - стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде; - суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке: 1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце; 2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца; 3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров (п. 1 : п. 2); 4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Налоговый учет доходов и расходов ведут и налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие единый сельскохозяйственный налог. Так, в соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики, выбравшие объект налогообложения доходы, вправе не вести учет расходов, за исключением: - фактически осуществленных расходов, предусмотренных условиями получения выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет бюджетных средств; - фактически осуществленных расходов за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Первичные учетные документы Первичные учетные документы являются основанием признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли и подтверждением данных налогового учета (ст. 252, 313 НК РФ). Налоговое законодательство не содержит специальных требований к первичным учетным документам, а это значит, что они должны быть составлены с учетом требования бухгалтерского законодательства. До 1 января 2013 года такие требования были определены в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»: первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ установлены обязательные реквизиты первичного учетного документа: 1) наименование документа; 2) дата составления документа; 3) наименование экономического субъекта, составившего документ; 4) содержание факта хозяйственной жизни; 5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; 6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; 7) подписи лиц, предусмотренных п. 6, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.


Учет присущ всем социально- экономическим формациям. Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного отражения средств (по их видам и источникам) и процессов хозяйственной деятельности предприятий. В нем фиксируются все операции по движению (обороту) материальных и денежных средств, их использованию в процессе производства, распределению и потреблению общественного продукта. В бухгалтерском учете отражаются все важнейшие стороны деятельности предприятий, количество материальных и денежных средств, определяются объем и себестоимость заготовления материалов, производства продукции, реализации, выявляются результаты хозяйственной деятельности.

Налоговый учет является составной частью народно-хозяйственного бюджета.

Налоговый учет - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, поступающих в бюджет и внебюджетные фонды.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

2.2. Органы, осуществляющие контроль и учет налоговых сборов

В управлении бюджетным процессом принимают участие практически все органы государственной власти и управления РФ. Однако центральное место среди них занимает система органов государственного управления финансами: Министерство финансов России, министерства финансов республик, министерство РФ по налогам и сборам, финансовые управления и другие территориальные органы управления финансами, органы федерального казначейства.

Весьма эффективным является контроль, учет поступлений, осуществляемый Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Государственная налоговая служба создана в соответствии с Законом РСФСР "О

Государственной налоговой службе РСФСР" (от 21 марта 1991 г.) с подчинением Президенту. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.


Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других налоговых платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разными формами собственности.

Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов. В случаях непредставления (или отказа представить ) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными. Налоговые органы представляют в органы федерального казначейства и финансовые органы, сводные отчеты по формам, утвержденным Приказом Госналогслужбы России от 20 декабря 1996 г. NBA-3-28/114, для совместного принятия мер по достоверности отчетов УФК и ГНИ и прогнозной оценке по доходам.

С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличивается нагрузка налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля и учета. Нередки случаи, когда налогоплательщики представляют в налоговые органы, искаженные данные, занижают налогооблагаемые доходы, применяют все более изощренные методы сокрытия объектов налогообложения. По этим причинам в государственную казну не поступают значительные суммы, подлежащие уплате. Кроме того, сокрытие доходов не только ослабляет бюджет, но и создает финансовую опору для роста финансовой преступности.

Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечения безопасности деятельности государственных налоговых инспекций 24 июня 1993 г. был принят Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции". Налоговые органы взаимодействуют: с налоговой полицией; финансовыми и таможенными органами; органами внутренних дел; банками; комитетами (по управлению государственным имуществом, антимонопольной политике, статистике, политике цен); транспортными и иными инспекциями; фондами (пенсионным, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования) и другими государственными органами, а также со средствами массовой информации. Конкретные направления, порядок и формы сотрудничества с каждым из них определяются исходя из задач и компетенции того или иного органа.


2.3. Оперативно - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей

По мере оснащения государственных налоговых инспекций средствами вычислительной техники учет, контроль и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы создаются автоматизированные рабочие места работников по учету налогов государственной налоговой службы, которые обеспечивают оперативный учет поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям - плательщиков, находящихся на территории региона, и составление отчетности. Налоговые органы ведут учет всех категорий налогоплательщиков, который осуществляется в соответствии с положениями статей 83-86 части I Налогового кодекса от 31 июля 1998 года N146 ФЗ (НК).

Постановке на учет в налоговых инспекциях подлежат налогоплательщики, определенные статьями 11, 19 части I НК (организации, филиалы и иные обособленные подразделения организации, представительства организаций, налоговые агенты, а также физические лица). По каждому налогоплательщику учет ведется по налогам и другим обязательным платежам, в соответствии с Введена в действие в налоговых органах Приказом Госналогслужбы России от 19. 11. 98 г. N ГБ-3- 09\33 "Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации". При этом карточки лицевых счетов по соответствующим налогам открываются по каждому месту учета налогоплательщика, т. е. по месту нахождения организации, по месту нахождения ее филиала или представительства, по месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Все записи в книгах, журналах, реестрах и карточках лицевого счета производятся чернилами или пастой шариковой ручки в хронологическом порядке и на основании первичных документов, обеспечивающих достоверность этих записей. Записи должны вестись аккуратно, помарки и подчистки записей не допускаются. Книги по учету поступлений и возвратов, а также книги лицевых счетов налогоплательщиков, книги сводных итогов по учету налоговых платежей, книги по учету бланков строгой отчетности должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем государственной налоговой инспекции и скреплены печатью. Порядок начисления пеней на несвоевременно внесенные платежи в бюджет определяется частью I Налогового кодекса Российской Федерации. Размер пени за каждый день просрочки налогов, сборов и платежей, контроль за взиманием которых осуществляют налоговые органы установлен статьей 75 части I НК.


Работниками отделов по учету налогов и других обязательных платежей (отделы по учету и отчетности) ведутся реестры, книги и журналы учета, карточки лицевых счетов плательщиков и составляется отчетность, утверждаемая приказом Госналогслужбы России на каждый отчетный год в установленном порядке.

Работник отдела по учету и отчетности отвечает за правильность ведения учета и составления отчетности, осуществляет контроль за обоснованностью возвратов (или зачетов) средств из бюджета, а также несет ответственность за сохранность первичных документов. Карточки лицевых счетов предоставляются только правоохранительным органам и органам налоговой полиции по официальному запросу в связи с возбуждением уголовного дела или проведением проверки в порядке статьи 109 У ПК РФ. Карточки лицевого счета предоставляются так же в ходе проверок налоговых органов вышестоящими или контролирующими органами в период осуществления проверки.

Финансовым органам, органам исполнительной власти, кредитным организациям, органам федерального казначейства в порядке, определяемом законодательством или соглашением между Госналогслужбой России и указанными органами и учреждениями для осуществления функций, возложенных на них законодательством, предоставляется сальдо расчетов с бюджетами налогоплательщика (сальдо недоимки и переплат, в том числе в не денежной форме). Вся остальная информация о налогах представляется налоговыми органами внешним пользователям в рамках заключенных соглашений и приказов по взаимодействию и обмену информацией.

Принципы учета начисленных и поступивших сумм налогов и других платежей, а также исправление выявленных ошибок, изложенные далее, сохраняют свое значение в полном объеме в условиях автоматизированного учета доходов. При ведении карточек лицевых счетов налогоплательщиков в автоматизированном режиме на 1 января каждого года делается копия всей информационной базы данных за год на машинные носители и хранится в течение шести лет. Карточки лицевых счетов всех налогоплательщиков за год распечатываются и хранятся в течение пяти лет. По окончании указанного срока хранения эти материалы сдаются в архив налоговой инспекции, где по истечении одного года уничтожаются. Учет платежей, поступивших на соответствующие счета по учету доходов бюджета.

Записи о поступлении платежей в карточках лицевых счетов должны проводиться отделами учета и отчетности не позднее трех рабочих дней с момента получения платежных документов. Проводка в лицевые счета поступивших в бюджет (внебюджетные фонды) сумм производится только после проверки полученных из кредитных организаций, органов федерального казначейства и финансовых органов выписок сводных реестров и приложенных к ним платежных документов. На всех платежных документах после проводки в лицевые счета делается отметка об исполнении.