Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ.
Возникновение и развитие налогообложения
Сущность, функции налогов и принципы налогообложения
ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕНЕНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТ
2.1. Учет, его сущность, значение и принципы
2.2. Органы, осуществляющие контроль и учет налоговых сборов
2.3. Оперативно - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход), стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, продажа, наследование), операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельности, другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы. По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).
Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу.
В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:
1 Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц,- налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия.
2 Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), - подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств.
К основным косвенным налогам, которыми облагаются как предприятия, так и население, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенная пошлина (налог на экспорт и импорт). По мере повышения материального благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления косвенные налоги эволюционировались: от однократного налогообложения потребительских товаров на стадии конечного потребления к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, т. е. от акциза к налогу с оборота и затем к налогу на добавленную стоимость и акцизам.
В 1990 - 1992 гг. соотношение прямых и косвенных налогов, поступающих в бюджет России, составляло примерно 1:1; а в 1994 г. изменилось на противоположное из-за увеличения доли налога на добавленную стоимость и акцизов. В 1995 г. прямые и косвенные налоги соотносились как 1:2. Увеличение косвенного обложения - свидетельство общей несбалансированности и кризисного развития экономики страны.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондов и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в ограниченном единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (де стимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижение налоговой ставки.
Таким образом, фискальная функция - основная функция, характерная для всех государств. С помощью, которой образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода.
Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает экономическую функцию.
Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов представляют собой налоговую систему.
Цели налоговой системы
Специалисты Госналогслужбы России разработали целостную систему мер по совершенствованию налоговой политики.
Она направлена:
- на снижение налоговой нагрузки на отечественных товаропроизводителей и ее перераспределение с реального сектора экономики в сферу потребления;
- на упрощение налоговой системы;
- на повышение собираемости налогов и сборов и усиление контроля за их поступлением в бюджет.
ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕНЕНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТ
2.1. Учет, его сущность, значение и принципы
Основным нормативным документом, регулирующим налоговый учёт, является Налоговый Кодекс РФ, а также федеральные законы, касающиеся изменений НК РФ. Определение налогового учета дано в ст. 313 НК РФ.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах.
Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде. Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату. Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога
Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы внешние и внутренние.
Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.
Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.
Основными задачами налогового учёта являются:
- формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;
- формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;
- обоснование применяемых льгот и вычетов;
- формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;
- обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;
- обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги;
- обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.
Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов. Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Принципы налогового учета отличаются от принципов бухгалтерского учета. Так, фундаментальным в бухучете является принцип двойной записи, который обосновывает бухгалтерское уравнение, увязывающее активы организации с источниками их образования. В налоговом учете такое правило не применяется.
Принцип ведения налогового учёта подразделяется на:
• принцип денежного измерения, который в налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении. Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Доходы, выраженные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБРФ.