Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1164
Скачиваний: 17
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 «НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ» УК РФ
1.1 ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 УК РФ
1.2. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 УК РФ
2. КРИМИНАЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.
2.1. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА ПРИ НЕЗАКОННОЙ РУБКЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.
К первой группе относятся леса, выполняющие защитные функции, и леса особо охраняемых территорий. В лесах этой группы, как правило, допускается лишь санитарная рубка деревьев и кустарников и рубки ухода. В частности, к лесам первой группы и особо защитным участкам лесов всех групп относятся: водоохранные защитные полосы по берегам водных объектов; защитные противоэрозийные леса, защитные полосы вдоль железных и автомобильных дорог, леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, лесопарки, зеленые зоны вокруг городов и населенных пунктов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, курортные леса; леса особо охраняемых природных территорий - особо ценные лесные массивы в лесах любой категории, памятники природы, леса, имеющие научное или историческое значение, орехопромысловые зоны, лесоплодовые насаждения и притундровые леса; леса природно-заповедного фонда - заповедников, заповедных лесных участков, заказников, национальных природных парков. Особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются государственным органом управления лесным хозяйством Федерации на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласованных с государственными органами охраны окружающей природной среды, и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Федерации. На этих участках может быть полностью или частично запрещено применение сплошно-лесосечных рубок, а в необходимых случаях и применение других рубок. Решение о запрещении рубок принимается соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации по предложению государственных органов управления лесным хозяйством.
Леса второй группы помимо защитных функций имеют ограниченное эксплуатационное значение. К третьей группе отнесены леса многолесных районов страны, имеющие в основном эксплуатационное значение. Кроме перечисленных групп лесов имеются насаждения, не входящие в лесной фонд: лесные насаждения и другая древесная н кустарниковая растительность на землях «бороны и городских поселений (городские леса). Использование указанных насаждений, уход за ними, их охрана регулируются ст. 10-12 и гл.10 Лесного кодекса РФ. В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (полосы отвода); землях населенных пунктов, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (полосах отвода каналов); землях иных категорий (ст. 11 Лесного кодекса РФ).
Статья 260 УК устанавливает ответственность не за все виды нарушений правил лесопользования, а только за незаконную порубку, либо повреждение до степени роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, либо в особо защитных участках лесов всех групп, либо тех, которые не входят в лесной фонд или запрещены к порубке вообще. Аналогичный вывод вытекает и из содержания п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" от 5 ноября 1998 г. При этом имеются в виду деревья, кустарники, лианы, находящиеся в естественном природном состоянии, включая и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов или для выполнения защитных функций.
Не относятся к предмету преступления по ст. 260 УК РФ деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка таких насаждений, а равно их уничтожение или повреждение могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.
Объектом данного преступления являются общественные отношения, связанные с охраной и рациональным использованием лесов.
1.2. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 УК РФ
Субъект преступления - как лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 ст. 260), так и любое другое лицо. Ответственность наступает с 16 лет.
В квалифицированном составе преступления (ч. 2 и 3 ст. 260 УК) под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности либо их структурных подразделений, осуществляющих пользование лесным фондом либо производящих какие-либо работы.
Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная порубка сверх количества, указанного в билете (ордере), при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередач, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 ст. 260 УК. Квалификации по ч. 2 ст. 260 и ст. 201 и 285 УК по совокупности не требуется.
Неоднократность имеет место, если лицо совершило преступление два и более раза. При этом умысел на совершение нового преступления возникает каждый раз самостоятельно. Не неоднократное, а единое продолжаемое преступление будет, если лицо реализовало свое намерение в несколько приемов (например, в течение нескольких дней рубило деревья для постройки). Здесь все содеянное охватывается единым умыслом и направлено к единой цели.[3]
В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления, а совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Субъектом преступления, предусмотренного 4.1 ст.260 УК РФ, является любое, достигшее 16- летнего возраста лицо, в том числе и должностное, не использовавшее при незаконной порубке своего служебного положения.
Пункт «в» части 2 ст.260 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную порубку лицом с использованием своего служебного положения, то есть совершение преступления специальным субъектом.
Использование лицом, осуществляющим незаконную порубку, своего служебного положения предполагает, что оно воспользовалось при совершении преступления теми правами, которыми было наделено в силу занимаемой должности или выполняемой работы. Такими лицами могут быть должностные лица и иные работники лесхозов, управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и других организаций, чья деятельность связана с охраной, воспроизводством, контролем, учетом лесных фондов и заготовкой древесины.
Кроме того, пункт 10 «Постановления Пленума Верховного Суда РФ» от 05.11.1998г. № 14, обязывает обратить внимание судов на то, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями, также ответственность по ст.285 и ст.201 УК РФ.
При этом необходимо учитывать, что ст.256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации.
Таким образом, в связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.
2. КРИМИНАЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.
2.1. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА ПРИ НЕЗАКОННОЙ РУБКЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.
О личности преступника можно говорить только в том случае» если человек совершит преступление, другими словами станет субъектом преступления в рамках уголовного закона. Личность преступника характеризуется наличием общественной опасности. К слову, общественная опасность — это система определенных свойств личности, включающая в себя криминогенные потребности, интересы, эмоционально-волевые деформации и мотивации, которые готовят хорошее подспорье для преступного поведения.
Важным аспектом, является то, что личность всегда является носителем причин преступности, так как в ней отражаются все социальные процессы и явления, которые приводят к совершению определенного вида преступления, и именно личность является главным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. В любом случае изучение индивидуальных особенностей личности преступника необходимо для понимания его роли в общем механизме преступного поведения. И в этом плане заслуживает определенного внимания мнение В.Е. Эминова, который, утверждает, что «особенности личности преступника, породившие такое поведение, должны быть непосредственным объектом профилактического воздействия».[4]
Изучив данные по уголовным делам возбужденных по ст. 260 УК РФ, а также материалы средств массовой информации, в отношении фактов злоупотребления отдельными должностными лицами своими правами по предоставлению участков под санитарные рубки, можно выделить две группы преступников, критерием такого деления станет их мотивационная сфера, дополнительным разграничением станет - социально-экономическая составляющая.
Так, первая группа —это непосредственно «черные лесорубы», заказчики (скупщики) а также лица, которые организуют транспортировку такого груза. Примечательно, что совершение таких преступных действий для них постепенно превращается в преступный промысел, который приносит определенный постоянный доход, подходящий для удовлетворения примитивных потребностей. Вместе с тем укажем, что представители непосредственно данной группы в подавляющем большинстве случаев (одерживаются сотрудниками правоохранительных органов, и в дальнейшем несут уголовную ответственность за совершенные деяния. Иначе говоря, привлекаются к ответственности в основном те лица, кто собственно и совершает на местах уголовно- наказуемый захват природных ресурсов (древесины), главным образом это «черные лесорубы», в отдельные годы их доля среди выявленных «экологических» преступников превышает 90 %.
Нельзя обойти вниманием транснациональную преступность. Данное явление представляет собой совокупность преступлений в первую очередь в сфере экономической деятельности, совершаемых путем перемещения незаконно заготовленной древесины через таможенную границу, в том числе и на пространстве стран Таможенного союза. «С целью получения выгоды имущественного характера при использовании наиболее благоприятной рыночной конъюнктуры в одном или нескольких государствах, кроме того для уклонения от предусмотренной законом ответственности ввиду имеющихся различий в системах уголовного законодательства этих стран».[5]
Ко второй группе относятся главным образом должностные лица. Это, к примеру, представители органов исполнительной власти в сфере лесного хозяйства, правоохранительных органов и т.д., следовательно, уровень общественной опасности в данной группе заметно выше, нежели в первой. И здесь важно вспомнить, что, если доля выявленных представителей первой группы превышает 90%. Другими словами, регулярно определенным должностным лицам удается не то чтобы избежать уголовной ответственности, а вообще, не попасть в поле зрение органов предварительного расследования. В этом и заключается главное отличие между выявленными группами.