Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1161
Скачиваний: 17
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 «НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ» УК РФ
1.1 ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 УК РФ
1.2. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 УК РФ
2. КРИМИНАЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.
2.1. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА ПРИ НЕЗАКОННОЙ РУБКЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.
- во исполнение протокола заседании межведомственной комиссии по пресечению правонарушений в сфере лесопользования и оборота древесины на территории Архангельской области министерством совместно с правоохранительными органами и Прокуратурой Архангельской области проведена проверка обоснованности заявленных объемов лесных насаждений муниципальными образованиями и использования заготовленной древесины для удовлетворения собственных потребностей в древесине бюджетных организаций, государственных и муниципальных учреждений, в 7 муниципальных образованиях Архангельской области;
- при участии Прокуратуры Архангельской области министерством осуществляется контроль за оборотом, как необработанной продукции, так и пиломатериалов в рамках областного закона Архангельской области от 24.06.2009 № 38-4-03 «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области». В 2017 году на территории области было проверено 82 лесопильных производства. За выявленные нарушения 43 лица привлечено к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов составила 1,24 млн. рублей;
- совместно с правоохранительными органами Плесецкого района организован выезд в Пуксоозерское лесничество с целью расчета объема незаконно вырубленной древесины и последующим расчетом ущерба, причинного лесному фонду.
Кроме того, в декабре 2016 года в данный областной закон внесены изменения, предусматривающие включение с 01 июля 2017 года пунктов приема и отгрузки древесины (далее - пункт) в соответствующий реестр. На сегодняшний день в реестр включено 553 пункта. На основе информации, содержащейся в реестре министерство всегда будет располагать сведениями о количестве и собственниках пунктов приема и отгрузки древесины (пилорам), а это позволит лучше планировать мероприятия по контролю за оборотом древесины на территории области.
Полномочия министерства в сфере лесных отношений жестко регламентированы Лесным Кодексом и выделяемыми на их исполнение субвенциями из федерального бюджета, поэтому часть проблем лесной отрасли могут быть решены только во взаимодействии с другими органами власти.
Распоряжением Губернатора Архангельской области от 25.11.2010 № 1152-р утвержден состав межведомственной комиссии по пресечению правонарушений в сфере лесопользования и оборота древесины на территории Архангельской области (далее - межведомственная комиссия), секретарем которой является министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
В состав комиссии входят: УМВД России по Архангельской области; РУ ФСБ по Архангельской области; Архангельская Таможня; УФНС России по Архангельской области и НАО; Росприроднадзор по Архангельской области и НАО. По согласованию для участия в заседаниях могут приглашаться иные органы власти.
Самые актуальные вопросы в области лесных отношений обсуждаются на заседаниях межведомственной комиссии. В 2017 году проведено 3 заседания, по результатам которых органам власти, входящих в состав межведомственной комиссии дано 23 поручения, в том числе 16 поручений министерству. Решения заседаний межведомственной комиссии направлены на пресечение правонарушений в сфере лесопользования и оборота древесины, а также проведение мероприятий направленных на совершенствование федерального и регионального законодательства.
Исполнение вынесенных поручений находится на контроле заместителя председателя Правительства Архангельской области. Контроль исполнения решений» принятых на заседаниях межведомственных комиссий, осуществляется путем представления отчетов об их исполнении на последующих заседаниях комиссии.
Всероссийское совещание по незаконным рубкам в формате видеоконференции под председательством заместителя Министра природных ресурсов и экологии РФ - руководителя Рослесхоза И.В. Валентика состоялось 20 ноября 2017 года. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области с докладом на совещании представлял министр Доронин К.М.
Министерством совместно с Управлением федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее — УФССП по АО и НАО) осуществляется взаимодействие по вопросам взыскания в принудительном порядке административных штрафов и возмещения в установленном порядке вреда, причиненного лесам незаконными рубками в соответствии с Соглашением между министерством и УФССП АО и НАО от 19 февраля 2014 года. В рамках Соглашения министерство осуществляет ежемесячное согласование и ежеквартальную сверку информации по исполнительным производствам с УФССП АО и НАО. Ежеквартально проводятся совещания, на которых обсуждаются проблемные вопросы, возникающие при взыскании административных штрафов и вреда от нарушения лесного законодательства. Также сотрудниками министерства и его территориальных органов по мере необходимости проводится работа по ознакомлению с материалами исполнительного производства.
В 2017 году на исполнении в структурных подразделениях УФССП АО и НАО находилось 116 исполнительных производств о взыскании административных штрафов в области лесных отношений на сумму 4388,0 тыс. рублей, из них 90 исполнительных производств на сумму 2847,0 тыс. рублей - возбуждено 2017 год. Окончено и прекращено 70 исполнительных производств данной категории на сумму 2087,0 тыс. рублей, из них 48 исполнительных производств на сумму 973,0 тыс. рублей окончено фактическим исполнением, что составляет 69 процентов от общего количества оконченных исполнительных производств. Также на исполнении в течение 2017 года находилось 194 исполнительных производств о возмещении ущерба за нарушение лесного законодательства на сумму 216710,0 тыс. рублей, из них 72 исполнительных производства на сумму 80302,0 тыс. рублей возбуждено за 12 месяцев 2017 года. Окончено и прекращено 73 исполнительных производства данной категории на сумму 79506,0 рублей. Из них 30 исполнительных производства на сумму 17049,0 тыс. рублей окончены фактом, что составляет 41 процент от общего количества оконченных исполнительных производств. Работа по взаимодействию будет продолжена в 2018 году.
В соответствии с Отраслевым положением об оплате труда в государственных казенных учреждениях Архангельской области в сфере лесных отношений, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 09.08.2016 № 295-пп, молодым специалистам предусмотрена надбавка в размере 20 процентов оклада работника ежемесячно в течение трех лет с момента заключения трудового договора.
На увеличение заработной платы работников государственных казенных учреждений Архангельской области в 2016 году выделены средства областного бюджета в размере 42,2 млн. рублей, которые позволили увеличить среднюю заработную плату лесных инспекторов с 17,0 тыс. рублей до 24,5 тыс. рублей в месяц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Незаконная добыча природных ресурсов - это одна из наиболее криминальных сфер деятельности. Данное деяние наносит вред не только сохранности биоресурсов, но и существенно подрывает экономическую безопасность государства.
Не стоит отрицать, что существует ряд проблем, связанных непосредственно с обнаружением незаконных рубок лесных насаждений и своевременным реагированием на них правоохранительными органами. Так труднодоступность территории, а также вытекающая отсюда необходимость обеспечения сотрудников специальным транспортом повышенной проходимости при использовании значительного временного ресурса ввиду удаленности подразделений полиции от мест совершения подобных деяний существенно затрудняет процесс эффективного обнаружения незаконных делянок. Кроме того, имеют место и ошибки, допускаемые сотрудниками соответствующих правоохранительных органов в ходе возбуждения уголовного дела по факту выявленного преступления.
В заключение считаю необходимым отметить, что повышение эффективности и результативности общесоциальных и специально-криминологических мер по предупреждению экологических преступлений должно предусматривать комплексный характер взаимодействия и координации деятельности правоохранительных, природоохранных, контрольных органов и общественных организаций, органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан и иных лиц, выполняющих предупредительные функции.
Приложение 1.
Информация о незаконных рубках на территории
Архангельской области за 2015-2016 годы
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2015 год |
2016 год |
Количество незаконной рубки леса, всего |
число случаев |
245 |
298 |
в том числе, незаконная рубка лесных насаждений, являющаяся преступлением, ответственность за которое предусмотрена статьей 260 УК РФ |
число случаев |
203 |
252 |
Объём древесины |
м3 |
19 946,42 |
43 714,74 |
Начислено ущерба |
тыс. руб. |
144 407,39 |
292 745,82 |
Количество незаконных рубок совершенных не выявленными нарушителями |
число случаев |
166 |
230 |
Объём древесины |
м3 |
12 837,80 |
37 880,65 |
Начислено ущерба |
тыс. руб. |
111 329,71 |
253 386,88 |
Передано материалов в правоохранительные органы |
шт. |
228 |
278 |
Возбуждено уголовных дел |
шт. |
100 |
114 |
Отказано в возбуждении уголовных дел |
шт. |
55 |
81 |
Прекращено уголовных дел |
шт. |
- |
1 |
Направлено уголовных дел в суд |
шт. |
- |
3 |
Привлечено к уголовной ответственности |
чел. |
6 |
7 |
Примечание:
При выявлении фактов незаконных рубок на территории области обнаружена незаконно срубленная древесина, оставленная на месте рубки:
-На территории Вельского лесничества в 2015 году 3 случая с общим объемом оставленной древесины 64,23 м3, в 2016 году - 5 случаев с объемом 160,99 м3.
-На территории Верхнетоемского лесничества в 2015 году 2 случая с общим объемом оставленной древесины 12,26 м3, в 2016 году - 3 случая с объемом 19,26 м3 и 2 случая повреждения деревьев до степени прекращения роста при самовольном расширении дороги объемом 184,4 м3.
-На территории Коношского лесничества в 2016 году изъято полицией и передано на ответственное хранение 34,24 м3 древесины.
-На территории Котласского лесничества в 2015 году по одному из фактов 0,8 м3 незаконно срубленной древесины брошено в канаву, для осуществления проезда техники.
-На территории Холмогорского лесничества в 2015 году 1 случая с общим объемом оставленной древесины 0,4 м3.
- На территории Шенкурского лесничества в 2015 году 2 случая с общим объемом оставленной древесины 20,34 м3.
-На территории Северодвинского лесничества в 2016 году 1 случай с общим объемом оставленной древесины 4,56 м3.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника и ее формирование / Ю.M. Антонян, В.Е. Эминов // Актуальные проблемы российского права.-2015.-№1 (50).
2. Аристархов А.Л., Дощицын А.Н., Зяблина М.В. Выявление и раскрытие преступлений, связанных с незаконной добычей природных ресурсов / А.Л. Аристархов, А.Н. Дощицын, М.В. Зяблина // Уголовный процесс. - 2018.- №1
3. Бицадзе Г.Э. Факторы, детерминирующие преступность в малых городах / Г.Э. Бицадзе // Российский следователь. — 2014. - № 10.
4. Бахитова Ф.С. Экологическое право [Электронный ресурс]: учебно- методическое пособие для выполнения контрольных работ для студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (заочная форма обучения) / Ф.С. Бахитова. — Электрон, текстовые данные. — Черкесск: Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, 2014. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27246.html
5. Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Гимадеева. Казань: Природа, 2000.
6. Ерахтина Е.А., Шаповалов С.А. Личность преступника и мотивация преступного поведения при совершении незаконной рубки лесных насаждений / Е.А. Ерахтина, С.А. Шаповалов // Закон и общество: история, проблемы, перспективы: материалы XX межвузовской научно-практической конференции. — Красноярск. - 2016.