Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1167
Скачиваний: 17
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 «НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ» УК РФ
1.1 ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 УК РФ
1.2. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 260 УК РФ
2. КРИМИНАЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.
2.1. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА ПРИ НЕЗАКОННОЙ РУБКЕ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.
В.Н. Кудрявцев обращает внимание на то, что для личности должностных преступников, характерен внешне устойчивый ореол законопослушных членов общества, который во многих отношениях не вызывает негативной реакции, чем существенно затрудняется своевременное предупреждение этих преступлений.[6]
Обе группы, их представители, это лица, которые не уважают и пренебрежительно относятся и к обществу и тем более к окружающей среде. Для приведенных лиц характерно полнейшее безразличие к совершаемым действиям и их последствиям.
Незаконная рубка лесных насаждений в значительной своей части носит групповой и профессиональный характер. Лица, специализирующиеся на незаконной рубке, объединяются в группы, далее четко распределяют между собой роли, что в конечном итоге позволяет им отлажено быстро и без лишней суеты осуществлять рубку, а затем транспортировку, и сбыт древесины. В качестве иллюстрирующего примера, рассмотрим так называемые «летучие бригады», получившие огромную распространенность в данном незаконном виде деятельности. Такие бригады, зачастую состоят из пяти десяти человек, и каждый выполняет строго определенное действие. К примеру, одни вырубают и подготавливают древесину для дальнейшей транспортировки, другие - вывозят, третьи — реализуют, четвертые - подыскивают новые деляны и отвечают за быстрое перемещение на новое место. Как правило, выявить место преступления и привлечь к ответственности такие бригады довольно затруднительно.
В подавляющем большинстве случаев незаконную рубку совершают лица мужского пола, в возрасте от 25 до 49 лет. Заметим, что по данным МВД России, наиболее криминогенной группой населения, выделяемой в статистике, являются лица как раз в возрасте (с небольшой поправкой) 30*49 лет. Их доля в структуре преступности доходит до 47 %.
Добавим, незаконная рубка осуществляется преимущественно в сельской местности, вдалеке от больших городов. В связи с этим Г.Э. Бицадзе акцентирует внимание на том, что в малых городах преобладает в основном население в возрасте старше 30 лет, что накладывает свой отпечаток и на криминогенную, и на виктимологическую характеристики.[7]
Характеристика уровня образования лиц, совершающих незаконную рубку, имеет весомое криминологическое значение, так как она напрямую связана с общей культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, а также жизненными планами и возможностями их реализации. Как правило, образование у таких лиц среднее либо средне-специальное. Здесь нельзя не сказать о том, что данные преступные лица, в большинстве случаев не имеют постоянного источника дохода.
Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. В некоторой степени оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.
Факт, распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. Зачастую именно семья стимулирует положительное поведение, осуществляет так необходимый социальный контроль. Однако, по данным одного из проведенных анкетирований, следует учесть, что среди лиц занимающихся незаконной рубкой имеют постоянное место жительства — 97 %, в официальном браке состоят — 73 %, а имеют на постоянном иждивении одного и более детей -62%.[8]
Личность преступника совершающего незаконную рубку лесных насаждений не находится в статике, изобретаются новые способы совершения и сокрытия преступления, а также меняется и сам набор качеств свойственных личности в указанном виде преступления. В большинстве случаев, лица, занимающиеся незаконной рубкой, представляют профессиональный тип преступника.
2.2 ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСА.
Профилактику и предупреждение незаконной рубки лесе хочу рассмотреть на примере нашей области.
За 2017 год на территории Архангельской области выявлено 232 случая незаконных рубок общим объемом 19692,0 куб. метров и причиненным ущербом на сумму 163,0 млн. рублей. По сравнению с 2016 годом количество случаев незаконных рубок уменьшилось на 73 (305), а объем на 24007 куб. метров I (43699). (Приложение 1).
Незаконная рубка является скрытным правонарушением и выявляется лесной охраной, как правило, спустя значительное время с момента совершения, что затрудняет, а зачастую делает невозможным установление, причастных к ним лиц. На территории Архангельской области незаконные рубки, как правило, выявляются своевременно и материалы направляются в полицию, однако здесь существует проблема доказательства причастности к незаконной рубке того или иного лесозаготовителя или физического лица.
Положительный эффект на выявление незаконных рубок дает дистанционный мониторинг использования лесов (далее - дистанционный мониторинг), проводимый на территории Архангельской области. Однако при его использовании существует ряд проблем.
Общая площадь объектов дистанционного мониторинга в 2015 году составляла 30 процентов от общей площади земель лесного фонда, в 2016 году - 28 процентов, в 2017 году - 26 процентов.
Космические снимки, полученные в ходе дистанционного мониторинга использования лесов Архангельской области в 2017 году, оказались плохого качества. Вследствие чего из выявленных в ходе дистанционного мониторинга 458 случаев нарушений лесного законодательства в результате натурных проверок подтвердились всего 6.
Введенный мораторий на проведение в 2016 - 2018 годах плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства отрицательно сказывается на ситуацию с незаконными рубками. Невозможность проведения проверок пунктов приема и отгрузки древесины в рамках реализации областного закона от 24.06.2009 № 38-4-03 «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области» способствует увеличению незаконных рубок и увеличивает объем оборота и переработки незаконно заготовленной древесины.
Таким образом, для своевременного выявления, предупреждения и пресечения незаконных рубок лесных насаждений необходимо:
- увеличить площадь мониторинга до 50 процентов;
- обеспечить своевременное поступление материалов, полученных в ходе дистанционного мониторинга (в бесснежный период, когда осуществляется освидетельствование мест рубок);
- улучшить материально-техническое обеспечение лесных инспекторов для более эффективного исполнения функций по федеральному государственному лесному надзору.
Для декриминализации сферы лесного хозяйства, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконными рубками на территории Архангельской области ведется работа в рамках межведомственной комиссии по пресечению правонарушений в сфере лесопользования и оборота древесины.
На территории Архангельской области органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, является министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство). Работы по охране, защите и воспроизводству лесов выполняются учреждением, подведомственным министерству - ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» по государственному заданию за счет средств федерального бюджета.
Межведомственное взаимодействие министерства с прокуратурой области и министерством внутренних дел, органами местного самоуправления и общественными организациями по пресечению правонарушений в сфере лесопользования и оборота древесины на территории Архангельской области осуществляется по нескольким направлениям:
-в рамках работы межведомственной комиссии, заседания которой проводятся ежеквартально;
-в рамках заключенных соглашений. (Министерством заключены соглашения о взаимодействии с Управлением федеральной службы судебных приставов, УМВД, Росприроднадзором, Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и НАО, Следственным управлением Следственного комитета РФ по Архангельской области и НАО;)
-в рамках совместных рейдов по соблюдению лесного законодательства (проводятся рейды с УМВД, Двинско-Печерским территориальным управлением Росрыболовства, с Россельхознадзором, с МЧС, и органами местного самоуправления).
Так, в 2017 году министерством, его территориальными органами и подведомственными учреждениями совместно с иными органами контроля проведено выше 110 рейдовых мероприятия, по итогам которых выявлено около 60 нарушений лесного законодательства, сумма наложенных штрафов превысила 700 тыс. рублей.
В рамках исполнения решений межведомственной комиссии по пресечению правонарушений в сфере лесопользования и оборота древесины на территории Архангельской области министерством в январе 2017 года проведены совместные патрулирования лесов с сотрудниками УЭПиПК по Вельскому району.
В ходе данного мероприятия осуществлено 3 выезда по территории Шадреньгского, Важского, Судромского и Вельского участковых лесничества Вельского лесничества. В ходе рейдов проводилась проверка правоустанавливающих документов на осуществление рубки лесных насаждений, а также транспортных средств на предмет наличия и правильности заполнения сопроводительного документа при перевозке древесины. При патрулировании нарушений не выявлено.
По инициативе Управления ГИБДД УМВД России по Архангельской области с 28 марта по 10 апреля 2017 года на территории Пинежского района Архангельской области, при участии инспекторов министерства, проведена операция «Лесовоз».
В рамках оперативно-профилактического мероприятия «Ёлочка», направленного на пресечение незаконных рубок хвойных лесных насаждений в предновогодний период 2017 года, совместно с правоохранительными органами на территории области было организовано 59 совместных передвижных групп, которыми проведено 448 рейдовых мероприятий.
За период 2017 года на территории области лесными инспекторами министерства, его территориальных органов и государственных казенных учреждений, подведомственных министерству, проведено 340 контрольных мероприятий (рейдов) по проверке наличия сопроводительного документа при транспортировке древесины, из них 128 рейдов проведено совместно с полицией. В том числе 67 рейдов проведено в декабре 2017 года в рамках «месячника» по проверке соблюдения действующего законодательства при транспортировке древесины. Данные мероприятия проводились как на землях лесного фонда собственными силами, так и на дорогах общего пользования с привлечением правоохранительных органов. По итогам «месячника» выявлено 6 нарушений.
По результатам проведенных мероприятий в отношении должностных лиц возбуждено 24 дела об административных правонарушениях по части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ «Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа». Рассмотрение административных дел по данной статье входит в компетенцию мировых судей.
По итогам рассмотрения 11 должностных лиц привлечены к административной ответственности (6 - в виде предупреждения). Общая сумма наложенных штрафов составила 150 тыс. рублей.
По семи фактам выявленных нарушений судом вынесены постановления о прекращении производства по делу, в связи с малозначительностью административного правонарушения. Три постановления были обжалованы и отменены судами высших инстанций.
В ходе данных рейдов активно используется единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС) для проверки достоверности сведений, содержащихся в сопроводительном документе. Кроме того, в настоящее время прорабатываются и апробируются другие варианты использования данной системы для пресечения нарушений требований лесного законодательства.
Так, например, в отношении «проблемных» организаций проводился анализ и сравнение данных занесенных в ЕГАИС с данными официальной статистической отчетности, предоставляемой в министерство и его территориальные органы. С помощью данной системы сопоставлялись возможные объемы заготовки древесины с объемами ее отчуждения, а также прослеживались цепочки покупки и продажи древесины.
В межведомственных мероприятиях, направленных на выявление, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых в лесной отрасли сотрудники министерства принимают участие в качестве привлеченных экспертов. Проводится работа по расчету ущерба, причиненного лесному фонду, установлению фактов выполнения/невыполнения лесохозяйственных работ, определению объема и качества выполненных работ и прочие мероприятия.
Например:
- совместно с Прокуратурой Архангельской области лесным инспектором министерства в качестве привлеченного специалиста проведена проверка оценки санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений и проверка правильности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий;
- совместно с правоохранительными органами в рамках рассмотрения обращения граждан организована и проведена проверка фактов выполнения лесохозяйственных работ арендаторами лесных насаждений;