Файл: Незаконная рубка лесных насаждений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 1167

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.Н. Кудрявцев обращает внимание на то, что для личности должност­ных преступников, характерен внешне устойчивый ореол законопослушных членов общества, который во многих отношениях не вызывает негативной ре­акции, чем существенно затрудняется своевременное предупреждение этих преступлений.[6]

Обе группы, их представители, это лица, которые не уважают и пренеб­режительно относятся и к обществу и тем более к окружающей среде. Для приведенных лиц характерно полнейшее безразличие к совершаемым действи­ям и их последствиям.

Незаконная рубка лесных насаждений в значительной своей части носит групповой и профессиональный характер. Лица, специализирующиеся на не­законной рубке, объединяются в группы, далее четко распределяют между со­бой роли, что в конечном итоге позволяет им отлажено быстро и без лишней суеты осуществлять рубку, а затем транспортировку, и сбыт древесины. В ка­честве иллюстрирующего примера, рассмотрим так называемые «летучие бри­гады», получившие огромную распространенность в данном незаконном виде деятельности. Такие бригады, зачастую состоят из пяти десяти человек, и каж­дый выполняет строго определенное действие. К примеру, одни вырубают и подготавливают древесину для дальнейшей транспортировки, другие - выво­зят, третьи — реализуют, четвертые - подыскивают новые деляны и отвечают за быстрое перемещение на новое место. Как правило, выявить место преступ­ления и привлечь к ответственности такие бригады довольно затруднительно.

В подавляющем большинстве случаев незаконную рубку совершают ли­ца мужского пола, в возрасте от 25 до 49 лет. Заметим, что по данным МВД России, наиболее криминогенной группой населения, выделяемой в статистике, являются лица как раз в возрасте (с небольшой поправкой) 30*49 лет. Их доля в структуре преступности доходит до 47 %.

Добавим, незаконная рубка осуществляется преимущественно в сельской местности, вдалеке от больших городов. В связи с этим Г.Э. Бицадзе акценти­рует внимание на том, что в малых городах преобладает в основном население в возрасте старше 30 лет, что накладывает свой отпечаток и на криминоген­ную, и на виктимологическую характеристики.[7]

Характеристика уровня образования лиц, совершающих незаконную рубку, имеет весомое криминологическое значение, так как она напрямую свя­зана с общей культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, а также жизненными планами и возможностями их реализации. Как правило, образование у таких лиц среднее либо средне-специальное. Здесь нельзя не сказать о том, что данные преступные лица, в большинстве случаев не имеют постоянного источника дохода.


Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. В некоторой степе­ни оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.

Факт, распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. Зачастую именно семья стимулирует положительное поведение, осуществляет так необходимый социальный кон­троль. Однако, по данным одного из проведенных анкетирований, следует учесть, что среди лиц занимающихся незаконной рубкой имеют постоянное место жительства — 97 %, в официальном браке состоят — 73 %, а имеют на по­стоянном иждивении одного и более детей -62%.[8]

Личность преступника совершающего незаконную рубку лесных насаж­дений не находится в статике, изобретаются новые способы совершения и сокрытия преступления, а также меняется и сам набор качеств свойственных личности в указанном виде преступления. В большинстве случаев, лица, зани­мающиеся незаконной рубкой, представляют профессиональный тип преступ­ника.

2.2 ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСА.

Профилактику и предупреждение незаконной рубки лесе хочу рассмот­реть на примере нашей области.

За 2017 год на территории Архангельской области выявлено 232 случая незаконных рубок общим объемом 19692,0 куб. метров и причиненным ущер­бом на сумму 163,0 млн. рублей. По сравнению с 2016 годом количество случа­ев незаконных рубок уменьшилось на 73 (305), а объем на 24007 куб. метров I (43699). (Приложение 1).

Незаконная рубка является скрытным правонарушением и выявляется лесной охраной, как правило, спустя значительное время с момента соверше­ния, что затрудняет, а зачастую делает невозможным установление, причастных к ним лиц. На территории Архангельской области незаконные рубки, как пра­вило, выявляются своевременно и материалы направляются в полицию, однако здесь существует проблема доказательства причастности к незаконной рубке того или иного лесозаготовителя или физического лица.

Положительный эффект на выявление незаконных рубок дает дистанци­онный мониторинг использования лесов (далее - дистанционный мониторинг), проводимый на территории Архангельской области. Однако при его использо­вании существует ряд проблем.


Общая площадь объектов дистанционного мониторинга в 2015 году со­ставляла 30 процентов от общей площади земель лесного фонда, в 2016 году - 28 процентов, в 2017 году - 26 процентов.

Космические снимки, полученные в ходе дистанционного мониторинга использования лесов Архангельской области в 2017 году, оказались плохого качества. Вследствие чего из выявленных в ходе дистанционного мониторинга 458 случаев нарушений лесного законодательства в результате натурных про­верок подтвердились всего 6.

Введенный мораторий на проведение в 2016 - 2018 годах плановых про­верок в отношении субъектов малого предпринимательства отрицательно ска­зывается на ситуацию с незаконными рубками. Невозможность проведения проверок пунктов приема и отгрузки древесины в рамках реализации областно­го закона от 24.06.2009 № 38-4-03 «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области» способствует увеличению незаконных рубок и увеличивает объем оборота и переработки не­законно заготовленной древесины.

Таким образом, для своевременного выявления, предупреждения и пресечения незаконных рубок лесных насаждений необходимо:

- увеличить площадь мониторинга до 50 процентов;

- обеспечить своевременное поступление материалов, полученных в ходе дистанционного мониторинга (в бесснежный период, когда осуществля­ется освидетельствование мест рубок);

- улучшить материально-техническое обеспечение лесных инспекторов для более эффективного исполнения функций по федеральному государствен­ному лесному надзору.

Для декриминализации сферы лесного хозяйства, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконными рубками на территории Архангельской области ведется работа в рамках межведомственной комиссии по пресечению правонарушений в сфере лесопользования и оборота древесины.

На территории Архангельской области органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, является министерство при­родных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство). Работы по охране, защите и воспроизводству лесов выполняются учреждением, подведомственным министерству - ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» по государственному заданию за счет средств федераль­ного бюджета.

Межведомственное взаимодействие министерства с прокуратурой облас­ти и министерством внутренних дел, органами местного самоуправления и об­щественными организациями по пресечению правонарушений в сфере лесо­пользования и оборота древесины на территории Архангельской области осу­ществляется по нескольким направлениям:


-в рамках работы межведомственной комиссии, заседания которой про­водятся ежеквартально;

-в рамках заключенных соглашений. (Министерством заключены согла­шения о взаимодействии с Управлением федеральной службы судебных при­ставов, УМВД, Росприроднадзором, Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и НАО, Следственным управлением След­ственного комитета РФ по Архангельской области и НАО;)

-в рамках совместных рейдов по соблюдению лесного законодательства (проводятся рейды с УМВД, Двинско-Печерским территориальным управлени­ем Росрыболовства, с Россельхознадзором, с МЧС, и органами местного само­управления).

Так, в 2017 году министерством, его территориальными органами и под­ведомственными учреждениями совместно с иными органами контроля прове­дено выше 110 рейдовых мероприятия, по итогам которых выявлено около 60 нарушений лесного законодательства, сумма наложенных штрафов превысила 700 тыс. рублей.

В рамках исполнения решений межведомственной комиссии по пресече­нию правонарушений в сфере лесопользования и оборота древесины на терри­тории Архангельской области министерством в январе 2017 года проведены со­вместные патрулирования лесов с сотрудниками УЭПиПК по Вельскому рай­ону.

В ходе данного мероприятия осуществлено 3 выезда по территории Шадреньгского, Важского, Судромского и Вельского участковых лесничества Вель­ского лесничества. В ходе рейдов проводилась проверка правоустанавливаю­щих документов на осуществление рубки лесных насаждений, а также транс­портных средств на предмет наличия и правильности заполнения сопроводи­тельного документа при перевозке древесины. При патрулировании нарушений не выявлено.

По инициативе Управления ГИБДД УМВД России по Архангельской об­ласти с 28 марта по 10 апреля 2017 года на территории Пинежского района Ар­хангельской области, при участии инспекторов министерства, проведена опе­рация «Лесовоз».

В рамках оперативно-профилактического мероприятия «Ёлочка», направ­ленного на пресечение незаконных рубок хвойных лесных насаждений в пред­новогодний период 2017 года, совместно с правоохранительными органами на территории области было организовано 59 совместных передвижных групп, ко­торыми проведено 448 рейдовых мероприятий.

За период 2017 года на территории области лесными инспекторами мини­стерства, его территориальных органов и государственных казенных учрежде­ний, подведомственных министерству, проведено 340 контрольных мероприя­тий (рейдов) по проверке наличия сопроводительного документа при транспор­тировке древесины, из них 128 рейдов проведено совместно с полицией. В том числе 67 рейдов проведено в декабре 2017 года в рамках «месячника» по проверке соблюдения действующего законодательства при транспортировке древесины. Данные мероприятия проводились как на землях лесного фонда собственными силами, так и на дорогах общего пользования с привлечением правоохранительных органов. По итогам «месячника» выявлено 6 нарушений.


По результатам проведенных мероприятий в отношении должностных лиц возбуждено 24 дела об административных правонарушениях по части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ «Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа». Рассмотрение административных дел по данной статье входит в компетенцию мировых судей.

По итогам рассмотрения 11 должностных лиц привлечены к административной ответственности (6 - в виде предупреждения). Общая сумма наложенных штрафов составила 150 тыс. рублей.

По семи фактам выявленных нарушений судом вынесены постановления о прекращении производства по делу, в связи с малозначительностью админи­стративного правонарушения. Три постановления были обжалованы и отмене­ны судами высших инстанций.

В ходе данных рейдов активно используется единая государственная ав­томатизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС) для проверки достоверности сведений, содержащихся в сопроводительном документе. Кроме того, в настоящее время прорабатываются и апробируются другие варианты использования данной системы для пресече­ния нарушений требований лесного законодательства.

Так, например, в отношении «проблемных» организаций проводился ана­лиз и сравнение данных занесенных в ЕГАИС с данными официальной стати­стической отчетности, предоставляемой в министерство и его территориальные органы. С помощью данной системы сопоставлялись возможные объемы заго­товки древесины с объемами ее отчуждения, а также прослеживались цепочки покупки и продажи древесины.

В межведомственных мероприятиях, направленных на выявление, пресе­чение и раскрытие преступлений, совершаемых в лесной отрасли сотрудники министерства принимают участие в качестве привлеченных экспертов. Прово­дится работа по расчету ущерба, причиненного лесному фонду, установлению фактов выполнения/невыполнения лесохозяйственных работ, определению объема и качества выполненных работ и прочие мероприятия.

Например:

- совместно с Прокуратурой Архангельской области лесным инспектором министерства в качестве привлеченного специалиста проведена проверка оцен­ки санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений и проверка правильности назначения санитарно-оздоровительных мероприятий;

- совместно с правоохранительными органами в рамках рассмотрения обращения граждан организована и проведена проверка фактов выполнения лесохозяйственных работ арендаторами лесных насаждений;