Файл: Теоретические основы социальной защиты населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 837

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ.

Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

3. Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995г. №122-ФЗ. Закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. Устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

4. Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995г. №195 - ФЗ.

Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. В Законе сформулированы понятия «социальные услуги», «клиент социальной службы», «трудная жизненная ситуация». В нем определены системы социальных служб: государственная, муниципальная, деятельность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

5. Федеральный закон РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997г. №134 - ФЗ. Закон устанавливает правовую базу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий при получении минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

6. Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07. 1999г. № 178 - ФЗ. Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.


Вывод по главе 1. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время интерес к системе здравоохранительных практик определяется их местом не только в воспроизводстве человеческого потенциала общества, но и в обеспечении права любого человека на долгую и активную жизнь. Гарантией по соблюдению данного права выступает критерии оценки качества всей социальной системы. Актуальность темы определяется необходимостью анализа важных направлений социальной политики государства, где одним из которых является образование и развитие системы социальной защиты инвалидов в РФ. Обеспечение социальной защиты и поддержки населения является одной из важнейших функций государства в системе управления обществом.

Социальную защиту можно рассмотреть, во-первых, как деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и ликвидации негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, во-вторых, как совокупность законодательно закреплённых экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Право граждан России на социальную защиту закреплено в ст. 7 Конституции РФ, которая провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый человек имеет право на социальную защиту. Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

В первую очередь в социальной защите в Российской Федерации нуждаются граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие; ветераны ВОВ, а также семьи погибших военнослужащих; инвалид; дети – инвалиды; граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные; беженцы и переселенцы; дети – круглые сироты; дети с отклоняющимся поведением; семьи, в которых проживают дети – инвалиды, алкоголики и наркоманы; малообеспеченные, многодетные семьи; одинокие матери; молодые, студенческие семьи; ВИЧ-инфицированные граждане; лица с ограниченными возможностями; граждане, не имеющие определенного местожительства, лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях.


Глава 2. Социальная поддержка населения на муниципальном уровне

2.1 Социальная поддержка населения

Как известно, существуют три основных уровня социальной политики, различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы, и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. На этом же уровне утверждается бюджет, который направлен на осуществление централизованного финансирования направлений социального развития, кроме того, определяются перечни категорий населения, которым обеспечивают социальную защиту и несут ответственность за это федеральные органы власти.

На уровне региональной социальной политики решаются задачи по обеспечению комплексного, сбалансированного развития территорий. В целом те или иные положения федеральных решений конкретизируются и дополняются специфическим содержанием, а также вырабатываются механизмы привязки этих решений к региональным проблемам. Местный уровень позволяет в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, которые определены в рамках федеральной и региональной социальной политики.

В числе задач муниципальной социальной политики следует выделить организацию социальной защиты населения. Значимость данной деятельности органов местного самоуправления определяется, во-первых, тем, что к проблеме бедности населения ближе всего находятся именно муниципальные органы власти. Во-вторых, знание местной практики позволяет более точно учесть реальные возможности муниципалитетов по реализации социальной поддержки населения. Рассматривая социальную помощь как деятельность, направленную на оказание поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следует отметить, что на уровне муниципалитета эта деятельность осуществляется в форме оказания социальных услуг на базе муниципальных учреждений социальной поддержки, социального обслуживания, организации опеки и попечительства над несовершеннолетними и др. Со вступлением в силу федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. вопросы социальной поддержки населения были исключены из перечня вопросов местного значения и отнесены к компетенции субъектов РФ.


Перечень социальных услуг, предоставляемых в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне, значительно сократился. Вместе с тем сегодня органы местного самоуправления играют значительную роль практически во всех вопросах социальной защиты. Например, они несут основную ответственность за предоставление льгот, предусмотренных федеральным законодательством, жилищных субсидий и местных пособий, а также реализуют адресный подход к организации социальной помощи.

Именно на муниципальном уровне конкретно выявляются адресаты помощи – малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане. Определяются условия ее предоставления – наступление трудной жизненной ситуации, критерии предоставления – доход ниже величины прожиточного минимума и виды помощи – денежная, натуральная, помощь в виде услуг. Закон оставляет право органов местного самоуправления осуществлять некоторые полномочия, не отнесенные к вопросам, решаемым на муниципальном уровне.

На основе региональных норм и нормативов органы местного самоуправления могут разрабатывать местные социальные стандарты, нормы и нормативы, учитывающие специфику муниципального образования. Законом также предусмотрен механизм передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Передача указанных полномочий осуществляется посредством принятия закона субъектом РФ, в котором перечисляются переданные полномочия, вопросы финансирования переданных полномочий, контроля за их исполнением. Как правило, передаются следующие полномочия: по организации опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержке многодетных, приемных семей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому муниципальные образования имеют возможности вести работу по организации системы социальной защиты населения своих территорий.

2.2 Социальная поддержка населения М.О. г. Саратова.

Социальное развитие Саратовской области представляет собой комплекс мероприятий, обусловленных федеральными и местными законами. Разделение полномочий позволяет выявлять и охватывать заботой большое число Разделение полномочий создает условия для предоставления поддержки нуждающимся на разных условиях. Так, по федеральному законодательству привилегиями обеспечиваются все граждане страны, ныне пребывающие на территории Саратовской области. Местные распространяются только на постоянных жителей.


Социальная защита населения Саратова и всего региона осуществляется по таким правилам:

- в рамках действующего законодательства;

- по инициативному обращению претендента;

- после предоставления подтверждающих льготный статус бумаг.

В рамках действующего законодательства ветеранский статус полагается нескольким группам населения. К ним относятся следующие:

- участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

- труженики тыла;

- дети войны;

- жители блокадного Ленинграда;

- бывшие офицеры, принимавшие участие в войсковых операциях;

люди, имеющие:

- солидный трудовой стаж (35 лет для женщин,40 — для мужчин);

- награды за доблестный труд от Губернатора или областной Думы.

Каждый гражданин, принадлежащий к одной из перечисленных льготных категорий, обязан оформить соответствующее удостоверение. Документ дает основание на получение таких привилегий:

ежемесячная выплата:

- скидки на приобретение проездных талонов по маршрутам городского и междугороднего следования;

- уменьшение вполовину начислений за коммунальные услуги;

бесплатное:

- зубное протезирование;

- лечение в медучреждениях области.

Соцподдержка пенсионеров. По общероссийскому законодательству людям, достигшим предельного возраста обязательного трудоустройства, полагается пенсионное содержание двух видов:

- страховое;

- накопительное (для тех, кто его оформлял).

Если доход пенсионера ниже прожиточного минимума для данной категории жителей РФ, то ему устанавливается доплата. Но за ней необходимо инициативно обратиться в Пенсионный фонд. Кроме того, пенсионерам полагаются такие федеральные привилегии:

- снижение ставки налогообложения недвижимости;

- вычет при приобретении жилья.

Соцподдержка граждан с ограничениями по здоровью. Инвалидами признаются лица, получившие соответствующий документ медико-социальной экспертизы. Они могут претендовать на такие привилегии из местной казны:

- ежемесячную выплату;

- услуги социального такси по сниженным ценам;

- предоставление оздоровительной путевки без внесения платы (раз в год);

- проезд городским транспортом без приобретения талонов;

- получение в аптеках области льготных лекарств без оплаты;

- компенсирование половины средств, потраченных на коммунальные услуги;

- безвозмездное обеспечение средствами реабилитации.

Кроме того, граждане с ограничениями по здоровью могут получить такие виды помощи: