Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 888
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.2 Система органов социальной защиты населения по осуществлению социальной работы с населением
Глава 2. Социальная поддержка населения на муниципальном уровне
2.1 Социальная поддержка населения
2.2 Социальная поддержка населения М.О. г. Саратова.
- зачисление в ВУЗы без конкурса при условии успешной сдачи вступительных тестов;
- проведение индивидуальной программы реабилитации в медучреждениях области.
Соцподдержка обучающейся молодежи. Школьники и студенты также пользуются вниманием и заботой властей. Так, в общем случае им полагаются такие преференции:
- использование без оплаты городских транспортных линий (всем);
ученикам:
- предоставление учебников без оплаты;
- обеспечение комплексными обедами в период обучения (только для младшей группы);
студентам:
- бесплатный проезд пригородными транспортными маршрутами;
- налоговый вычет по оплате за обучающий курс в размере 13%;
- ограничение взноса за место в общежитие пятью процентами от размера стипендии.
Иные меры соцподдержки отдельных групп населения. В областных нормативных актах выделены иные льготники. Каждой группе предоставляется отдельный перечень привилегий:
чернобыльцам и ликвидаторам:
- половинная скидка по взносам за коммунальные услуги;
- приоритетное устройство местами в госучреждениях для престарелых;
репрессированным и реабилитированным:
- ежемесячное денежное начисление;
- компенсация половины затрат на коммуналку;
гражданам, награжденным знаком «Почетный донор»:
- денежные начисления, определенные в законодательстве;
- обслуживание в медучреждениях без очереди;
- предоставление отпуска работающим в удобное время.
Субсидирование жителей Саратовской области. Семьям, которые не могут справиться с коммунальными платежами, предоставляется отдельный вид помощи. Он называется субсидией. По областному закону правила начисления помощи таковы:
полагается исключительно гражданам РФ:
- являющимся собственниками или нанимателями жилых помещений;
- проживающим в квартирах государственного или муниципального фонда;
рассчитывается с учетом:
- совокупного дохода всех взрослых членов семейства заявителя;
- общих начислений за коммуналку в рамках установленных норм;
- наличия льготных оснований.
Помощь на организацию похорон. Родственники усопших и иные лица, оплатившие погребение, могут претендовать на соцвыплату.
Она предоставляется в таких случаях:
- если умер человек, не подлежащий обязательному соцстрахованию;
- похоронен неопознанный или невостребованный труп;
- умер новорожденный (или появился на свет мертвым).
2.3 Проблема эффективности социальной поддержки населения
Государственное регулирование социальной поддержки населения в РФ – это сложный и многогранный процесс, требующий взаимодействия, комплексных мер и усилий со стороны муниципальных, региональных и федеральных органов власти и управления, а также социальных учреждений, управлений социальной поддержки и иных организаций, способствующих реализации социальной поддержки населения в РФ.
Следует усовершенствовать процесс социальной поддержки населения, это повысит уровень жизни населения, а также увеличит их степень финансовой независимости и самостоятельности. В целом следует отметить положительные тенденции в реализации социальной поддержки населения, однако, на наш взгляд, еще существуют «проблемные зоны», требующие методологического обоснования и разработки практических рекомендаций.
Обозначим одну из них: проблема эффективной организации социальной поддержки населения.
Таким образом, перейдем к непосредственному рассмотрению проблемы, а также к предложению механизмов по совершенствованию процесса регулирования социальной поддержки населения.
Первая проблема - проблема эффективности социальной поддержки населения остается актуальным для всех регионов, в том числе и для Саратовской области. Качество эффективности оказания социальной поддержки населения должно соответствовать высоким стандартам. Данные стандарты должны быть закреплены на законодательной основе[5].
Взаимодействие с «нуждающимися» – это серьезный этап на пути к пониманию необходимости поддержки населения, который приближает его к практической социальной поддержке людей, а также развитию Управления социальной поддержки. Эффективна или неэффективна будет организованна практика оказания социальной поддержки населения, зависит лишь от добросовестности самих сотрудников. Следует усилить контроль качества организации социальной поддержки населения.
Вторая проблема - проблема в работе пунктов социальной поддержки населения.
Главной задачей пунктов оказания поддержки населения является приобщение новых кадров организации к формальным и неформальным аспектам организации поддержки. По нашему мнению, быстрей и эффективней будет происходить процесс оказания помощи только в том случае, если технология оказания помощи будет осуществляться в симбиозе с взаимным сотрудничеством с жителями, нуждающихся в помощи.
Наставника следует закреплять за определённым количеством незащищенных слоев населения. Со стороны наставника к жителям данного слоя необходим индивидуальный подход, а также каждый человек должен иметь личный план по сотрудничеству с Управлением социальной помощи. Наставник должен являться тем человеком, который способен оказать методическую помощь в применении на практике социальной помощи, способен дать информацию о правильности подачи заявления, а также осуществлять контроль над правильностью и качеством исполнения поставленных задач. Технология наставничества является экономически затратным механизмом, ведь каждая качественно выполненная работа должна иметь соответствующее вознаграждение: допустим, дополнительно 10-15% к установленному размеру оклада.
Согласно опросам челядинцев свыше 90 % из них считают семью главной ценностью. Семья является основой государства, ее укрепление – один из главных приоритетов успешного развития страны, что предполагает создание таких условий, когда семья будет уверена в своем будущем, ощутит себя защищенной от проблем в связи с появлением детей.
Решение возникающих в процессе жизни семей проблем побуждает российские власти искать новые пути их решения. В 2020 году государственная поддержка семей с детьми получит дальнейшее развитие. В действие вступит ряд новых законов, направленных на повышение социальной защищенности семей и рост рождаемости. Далее рассмотрим основные направления усиления социальной поддержки семей в 2020 году.
1. Выплаты на детей до трех лет в 2020 году.
Существенное расширение помощи семьям с детьми началось в России когда Президент РФ предложил увеличить размер пособий на детей и ввести новые социальные выплаты на детей до 1,6 лет. Семьи, находящиеся в затруднительном финансовом положении, начали получать денежную помощь на первого и второго ребенка.
Президент РФ подписал закон, в соответствии с которым с 1 января 2020 года смогут получать выплаты на детей до достижения ими трехлетнего возраста семьи, соответствующие следующим требованиям:
- среднедушевой доход в семье не превышает величины двух прожиточных минимумов. При расчете доходов семьи учитываются заработная плата, стипендии, пособия, пенсии, арендные платежи, дивиденды от ценных бумаг, алименты, вознаграждения от авторского права Среднедушевой доход семьи рассчитывается за три последних месяца;
- получатель пособия является гражданином России.
Пособие на первого малыша выплачивается из государственного бюджета, на второго – из материнского капитала. В связи с этим, если материнский капитал семья уже использовала, выплаты на второго ребенка получить не возможно.
В среднем сумма выплаты в 2020 году составит 12 тыс. руб., в 2021 году – 12, 3 тыс. руб., в 2022 году – 12,6 тыс. руб.
Не оказывает влияние на получение пособия работа матери – она может трудиться на полную или неполную ставку или не работать, находиться в отпуске по уходу за ребенком или нет. Ребенок может ходить или не ходить в ясли и детский сад. При обращении за пособием необходимо учитывать размер прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года. Цели, на которые семья может использовать выплаты, в законе не регламентированы.
Некоторые эксперты считают, что выплата данного пособия не позволит стимулировать рост рождаемости. Даже сейчас при расчете доходов семей возникают проблемы – часть родителей скрывает доходы или получают «серую» заработную плату для получения пособия, а в некоторых регионах чиновники включают в доход семьи средства всех совместно проживающих граждан, а не только родителей.
Для мотивирования семьи к рождению детей необходимо создать стабильный рынок труда, чтобы граждане могли спокойно работать, не задумываясь о том, хватит ли денег, чтобы содержать семью.
2. Детские пособия и их индексация.
В связи со сложной ситуацией в экономике был заморожен перерасчет социальных выплат в связи с инфляцией. В 2020 году срок заморозки заканчивается, и с 1 января все виды субсидий кроме пособия на детей до полутора лет будут увеличены на 3,8 %. Выплаты в повышенном размере граждане станут получать с 1 февраля 2020 года. Ежемесячное пособие на ребенка имеет право получить мать, которая не имела работы до родов. В 2020 году повышенные детские выплаты будут получать супруги военнослужащих. Если отец детей находится на службе, семье выплачивается дополнительная сумма сверх величины пособия на детей.
3. Материнский капитал в 2020 году.
В 2020 году семьи с двумя детьми продолжат участвовать в программе выплаты материнского капитала. Кроме того предусмотрены выплаты материнского капитала на первого ребенка с 01.01.2020. В 2020 г. будет возобновлена приостановленная индексация материнского капитала, благодаря чему его размер увеличится.
4. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 году.
В соответствии с ФЗ № 157 – ФЗ с 2020 года матери или отцу, у которых в срок по 31.12.2022 г. родился третий или последующий ребенок с 2020 года предоставляется право получить от государства компенсацию в размере до 450 тыс. руб. на погашение ипотечного кредита. Конкретная сумма определяется индивидуально и не может превышать величины остатка кредитной задолженности в сумме с начисленными процентами.
Компенсация предоставляется только однократно и по одному кредиту. Если ребенок в семье появился до 2019 года, компенсация ей не положена. Компенсацию можно будет получить только с появлением четвертого и последующих детей. Такие условия предоставления компенсации призваны стимулировать рождаемость. По мнению многих экспертов, компенсация выгодна семьям, которые приобрели в ипотеку дорогостоящее жилье. Семьи, купившие недорогую квартиру, находятся в худшем положении.
Во-первых, если остаток их задолженности составляет меньше 450 тыс. руб., разницы они не получат. Во-вторых, есть опасность для тех, кто получил налоговый вычет 13 % с покупки жилья. Вычет полагается только на собственные денежные средства граждан. Если в сумму, за которую был получен вычет, вошли средства материнского капитала, часть полученных от государства денег потребуется вернуть.
5. Льготы многодетным семьям в 2020 году.
В 2020 году продолжится предоставление льгот семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми, предусмотренных на федеральном и региональном уровнях:
- бесплатный проезд в общественном транспорте;
- бесплатное питание в школах и колледжах;
- первоочередное предоставление мест в дошкольных учреждениях и школах;
- бесплатное предоставление земельных участков для строительства дома и фермерство;
- бесплатные путевки детям в санатории и лагеря;
- возможность для матери выйти досрочно на пенсию.
Кроме того, для многодетных семей будет уменьшен имущественный налог пропорционально количеству детей.
В целях решения основополагающих задач управления социальной поддержки населения необходимо разработать результативные меры по обеспечению материальными благами жителей, в связи с этим следует совершенствовать механизмы работы органов оказания поддержки, а также систематизировать подачу заявлений от населения, нуждающихся в защите и поддержке.
Вывод по главе 2. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что социальное развитие Саратовской области представляет собой комплекс мероприятий, обусловленных федеральными и местными законами. Разделение полномочий создает условия для предоставления поддержки нуждающимся на разных условиях. Так, по федеральному законодательству привилегиями обеспечиваются все граждане страны, ныне пребывающие на территории Саратовской области. Местные распространяются только на постоянных жителей.
Социальная защита населения Саратова и всего региона осуществляется по таким правилам: