Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования психологических условий готовности ребенка к школе
1.1. Психологические особенности ребенка, поступающего в школу
1.2. Психологические условия готовности ребенка к обучению в школе
2. Экспериментальное исследование психологических условий готовности ребенка к школе
2.1. Описание выборки и методики исследования
2.2. Диагностика уровня готовности к школе на этапе констатирующего эксперимента
2.3. Формирование готовности к школе
2.4. Диагностика уровня готовности к школе на этапе контрольного эксперимента
Нами была разработана программа по психологической подготовке ребенка к школе. Программа разработана для детей подготовительной группы - 6-7 лет. Длительность программы рассчитана на 1 год. Направлена на психологическую готовность ребенка к школе как в области знаний, умений и навыков, так и психологических процессов, и личности ребенка.
Перед прохождением программы группа из 30 человек была разделена на 2 группы. С одной группой все, что было запланировано в программе проводилось, а со второй группой не проводились.
Программа разделена на 4 раздела. В начале программы прописаны цели и задачи, которые в дальнейшем реализуются в занятиях и в работе с педагогами и родителями. Целью программы поставлена такая как психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Основной задачей стоит развитие психологических процессов ребенка, развитие моторики рук, развитие личностных особенностей ребенка, таких как самостоятельность, волевые качества. Задачами данной программы мы определили такие как развитие познавательных процессов, развитие мелкой моторики рук, развитие произвольного поведения, просвещение родителей в плане психологической готовности ребенка к школе.
В первом разделе прописана диагностика. В начале года проводиться диагностика для того, чтобы узнать на каком уровне развития находятся дети. И если есть необходимость, то скорректировать ход занятий и последовательность занятий, на что лучше сделать опор при планировании занятий.
После диагностики в начале года были проведены занятия, упражнения и игры. Так же проводится диагностика в средине года и в течение прохождения программы. Эта диагностика проводится для того, чтобы скорректировать ход программы и индивидуальной работы.
В последнем 4 разделе проводится последняя диагностика проводиться в конце года. Она направлена на то, чтобы определить уровень готовности детей к школе. И проанализировать насколько успешно данная программа будет реализована.
Перед тем, как приступить к проведению занятий необходимо запланировать работу, как с группой, так и индивидуально. Так же планируется работа с детьми, которые находится на низком уровне или ниже среднего. Так же планируется работа с родителями, такие как беседы, так и общие консультации.
Во втором разделе прописаны сами занятия. Занятия проводится один раз в неделю. Длительность занятия 25-30 минут, раз в неделю. На занятии проводиться разнообразные упражнения, игры, проводится работа в тетрадках. Так же на занятиях и вне занятий проводится индивидуальная работа с детьми.
В ходе занятий детям объясняется как себя вести в школе. Что есть перемена, что есть урок и сколько он длится, как себя необходимо вести на уроке. Что можно дела на переменах. На занятиях проводится работа по тетрадям, так же проводится индивидуальная работа. Так же проводится различные игры, упражнения на формирование или познавательных процессов, произвольного поведения и т.д.
В каждое занятие входит обязательно в начале приветствие, а в конце обязательная рефлексия и прощание. Между приветствием и прощанием обязательно входит различные упражнения и игры. В середине занятия обязательно входит или пальчиковая гимнастика, или физминутки, или то и другое. Это зависит от загруженности самого занятия или от эмоционального состояния детей или ребенка. В конце занятия проводится анализ занятия вместе с детьми, что получилось, а что не получилось. Если не получилось то, что получилось и почему. И что необходимо было бы сделать, когда не получается.
В программе структура занятий предусматривает следующие пункты
- приветствие;
- задания на развитие мелкой моторики;
- задания на развитие мышления;
- задания на развития внимания;
- физминутка;
- индивидуальная работа;
- графический диктант;
- прощание.
На индивидуальных занятиях прорабатывается либо то, что не получилось на занятии или получилось, но с трудом. Или доделывалась та работа, которая была не сделана во время занятия.
Индивидуальная работа с детьми проводится еще и с теми детьми, которые находятся на низком уровне подготовки к школе. Индивидуальные занятия проходят вне всех занятий. На таких занятиях проводится те задания, упражнения или игры, которые рассчитаны на их уровень подготовки.
В программе следующий раздел 3 по работе с педагогами учреждения. В этом разделе предусмотрена работа в виде индивидуальной консультации педагогов, не только воспитателей, но специалистов, которые работают с детьми. Так же на тему психологической подготовке ребенка к школе разрабатываются различные учебные пособия для педагогов.
Следующий раздел программы - 4, в котором проводится работа с родителями. Для начала было проведено анкетирование для определения уровня просвещения родителей по поводу подготовки ребенка к школе. В данном разделе реализуется задача о просвещении родителей по подготовке ребенка к школе. Вначале анализируются полученные результаты в ходе проведенного анкетирования. В последующем планировании работы с родителями учитываются результаты анкетирования. Планируются и проводятся беседы, индивидуальные консультации, родительские собрания с родителями по подготовке ребенка к школе. Так же для родителей создается папки передвижки, в которых прописаны как возрастные особенности ребенка данного возраста. Так же в этих папках прописаны, что необходимо делать для того, чтобы успешно подготовить ребенка к школе.
После прохождения программы проводилась диагностика со всей группой и подводился итог по прохождению программы, на основе чего делался вывод о психологической подготовки как каждого ребенка, так и в группы в целом.
2.4. Диагностика уровня готовности к школе на этапе контрольного эксперимента
После того как были проведены запланированные занятия и мероприятия были проведена диагностика на психологическую готовность детей к школе с помощью теста Йерасик-Керн.
Целью проведения теста был определить уровень сформированности психологической готовности ребенка к школе после проведения проведенных занятий, упражнений и игр.
Так же были применены три задания «Нарисуй человека», «Срисовывание группы точек», «Скопируй фразу». Так же в конце выполненных всех трех заданий, проводится опросник из 20 вопросов, которые направлены на определение зрелости детей.
Первое задание «Нарисуй человека». Ребенку дается лист бумаги и дается инструкция. При выполнении задания ребенку помощь не предоставляется и дополнительных пояснений не дается.
Группа из 30 человек был разделена на 2 группы. С одной группой были проведены занятия, различные игры и упражнения, а со второй не проводились. В каждой группе по 15 человек.
После проведения первого задания «Нарисуй человека» и обработки с первой группой, в которой реализовывалась созданная программа, были получены такие результаты как: 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получили 0 человек (0%), 3 балла получили 1 человек (6%), 2 балла получили 10 человек (67%), 1 балл получили 4 человека (27%).
После проведения первого диагностического задания с группой, которая не проходила программу, и были получены следующие результаты - 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получили 3 человека (20%), 3 балла получили 6 человек (40%), 2 балла получили 5 человек (34%), 1 балл получил (6%).
Таблица 1
Сравнение результатов по заданию «Нарисуй человека» в экспериментальной и контрольной группе
Баллы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
5 баллов |
0 человек (0%) |
0 человек (0%) |
4 балла |
0 человек (0%) |
3 человека (20%) |
3 балла |
1 человек (6%) |
6 человек (40%) |
2 балла |
10 человек (67%) |
5 человек (34%) |
1 балла |
4 человека (27%) |
1 человек (6%) |
Из таблицы выше можно сделать вывод о том, что дети, которые прошли разработанную нами программу, показали результаты лучше, чем те дети, которые программу не проходили.
Второе задание «Срисовывание группы точек». В этом задании ребенку предлагается срисовать столько точек и в таком порядке, которое нарисовано на образце. После прохождения программы первой группой были получены следующие результаты, как 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получил 1 человек (6%), 3 балла получили 3 человека (20%), 2 балла получили 5 человек (34%), 1 балл получили 6 человек (40%).
После проведения диагностических заданий с группой детей, которые не участвовали в программе по подготовке к школе, были получены такие результаты: 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получили 3 человека (20%), 3 балла получили 5 человек (34%), 2 балла получили 4 человека (27%), 1 балл получили 3 человека (20%).
Третье задание «Скопируй фразу». Детям было предложено скопировать написанную фразу. Так во время выполнения задания помощь и подсказки ребенку не предлагалось. Диагностическое задание было проведено в первой группе, которая проходили программу подготовки к школе и были получены такие результаты как 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получили 2 человека (13 %), 3 балла получили 8 человек (53%), 2 балла получили 2 человека (13%), 1 балл получили 3 человека (20%).
Таблица 2
Сравнение результатов по заданию «Срисовывание группы точек»
Баллы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
5 баллов |
0 человек (0%) |
0 человек (0%) |
4 балла |
1 человек (6%) |
3 человека (20%) |
3 балла |
3 человека (20%) |
5 человек (34%) |
2 балла |
5 человек (34%) |
4 человека (27%) |
1 балл |
6 человек (40%) |
3 человека (20%) |
Такое же диагностическое задание было проведено и в группе, в которой не проходили занятия по программе подготовке детей к школе. Получены, такие результаты как 5 баллов получили 1 человек (6%), 4 балла получили 5 человек (34%), 3 балла получили 6 человек (40%), 2 балла получили 2 человека (13%), 1 балл получил 1 человек (6%).
Таблица 3
Сравнение результатов по заданию «Скопируй фразу» в экспериментальной и контрольной группе
Баллы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
5 баллов |
0 человек (0%) |
1 человек (6%) |
4 балла |
2 человека (13%) |
5 человек (34%) |
3 балла |
8 человек (53%) |
6 человек (40%) |
2 балла |
2 человека (13%) |
2 человека (13%) |
1 балл |
3 человека (20%) |
1 человека (6%) |
В приведенной выше таблице можно заметить разницу в показателях, между детьми, которые посещали занятия и которые не посещали. Те, которые занимались, показали себя с лучшей стороны, так как они посещали занятия.
Так же после проведённых трех заданий подводится итог. Итог то же будет проводиться по группам. По результату, первой группы, которая занималась по программе, можно сделать следующие результаты 5 баллов получили 10 человек (67%), 6-7 баллов получили 4 человека (27%), 8-9 баллов получил 1 человек (6%) и более 10 баллов получили 0 человек (0%).
По результату, второй группы, которая не проходила занятия по программе, получили следующее результаты 5 баллов получили 3 человека (20%), 6-7 баллов получили 6 человек (40%), 8-9 баллов получили 4 человека (27%) и более 10 баллов 1 человек (6%).
Таблица 4
Сравнительные результаты по итоговым результатам в экспериментальной и контрольной группе
Баллы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
5 баллов |
10 человек (67%) |
3 человек (20%) |
6-7 баллов |
4 человека (27%) |
6 человек (40%) |
8-9 баллов |
1 человек (6%) |
4 человека (27%) |
10 и более |
0 человек (0%) |
1 человек (6%) |
По итогам, приведённым в таблице видно, что по итогам всего диагностических заданий можно сказать, что та группа, которая проходила разработанную программу показала наилучшее результаты как по всем заданиям, так и по итоговым показателям. А те дети, которые не проходили программу, показали низкие показатели по сравнению с теми, кто проходил программу. Дети, у которых показатели высокие можно считать зрелыми, то есть готовые к школьному обучению.