Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования психологических условий готовности ребенка к школе
1.1. Психологические особенности ребенка, поступающего в школу
1.2. Психологические условия готовности ребенка к обучению в школе
2. Экспериментальное исследование психологических условий готовности ребенка к школе
2.1. Описание выборки и методики исследования
2.2. Диагностика уровня готовности к школе на этапе констатирующего эксперимента
2.3. Формирование готовности к школе
2.4. Диагностика уровня готовности к школе на этапе контрольного эксперимента
Введение
В современном мире для многих родителей становится проблемой подготовка ребенка к школе. Так же встает вопрос о том стоит ли ребенка вообще готовить ребенка к школе. И если стоит готовить хватит ли ребенку подготовки в детском саду или необходимо еще дополнительно отдавать в дополнительные курсы. И где лучше подготовить дома или на курсах.
Для ребенка школа - это новый мир, где свой режим, свои правила. Так же в школе ребенка ждет напряжение не только физическое - необходимо просидеть урок 30-35 минут, но и нервное напряжение. В школе необходимо усвоение определенного программного материала в определённый срок и новых условиях. Так же необходимо ребенку удерживать внимание на одном задании определенный отрезок времени. Слушать то, что говорить учитель и выполнять все, что говорит делать учитель.
Актуальность данной работы заключается в том, что есть необходимость в подготовке ребенка к школьному обучению. Но подготовка велась не только в плане знаний, умений и навыков, но и психологической подготовки ребенка к школе. И подготовкой ребенка к школе необходимо заниматься не только в детском саду или на дополнительных занятиях, но в дома с родителями.
Готовность ребенка к школе состоит из нескольких аспектов, таких как физическая, социальная, личностная, познавательная сфера, эмоционально-волевая и психологическая. Основной целью психологической подготовки ребенка к школе является адаптация ребенка к обучению и к определенным условиям.
К моменту поступлению в школу ребенок должен быть готов к общению, как со сверстникам, так и с учителем. Решать возникшие конфликты не только личные между сверстниками, но и уметь решать конфликты, которые возникают в процессе учебной деятельности.
У ребенка, поступающего в школу, должна быть сформирована мотивация. Он должен хотеть в школу не только потому, что ему родители купили красивые вещи, а потому что он в школе получить новые знания, познакомиться с новыми людьми.
В подготовку ребенка к школе так же входит развитие познавательных процессов. Ребенок не только должен получить определенные знания, умения и навыки, но еще и у него должны быть развиты внимание, мышление, воображение и т.д.
К моменту поступления в школу ребенок еще должен быть физически развит в соответствии с возрастными особенностями. О физическом развитии не стоит забывать и развивать на протяжении всего дошкольного возраста.
Подготовку ребенка к школе, а также диагностику готовности ребенка к школе изучали такие отечественные исследователи, такие как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Н. Гудкина, Р.В. Овчарова и др.
Под психологической готовностью ребенка понимается определенный уровень психологического развития для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
К моменту поступления в школу ребенок должен быть развит все стороне. Как физически, так в плане знаний, умений и навыков, так и в плане психологической стороны. При подготовке ребенка к школе не стоит упускать ни одной стороны. Так как если какая-либо из сторон не будет развито, то ребенок будет не так успешен в школьном обучении.
Целью исследования - является разработка программы по созданию психологических условий повышению уровня готовности ребенка к школе.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по данной проблеме.
2. Подбор методик для изучения подготовки ребенка к школе.
3. Разработка программы по созданию психологических условий готовности ребенка к школе.
4. Оценка эффективности разработанной программы определения готовности ребенка к школе.
Объект исследования: готовность ребенка к школе.
Предметом исследования являются психологические условия готовности ребенка к школе.
Практическая значимость работы заключается в разработке и применении программы по созданию психологических условий для подготовки ребенка к школе.
Работа включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, список используемой литературы.
1. Теоретические аспекты исследования психологических условий готовности ребенка к школе
1.1. Психологические особенности ребенка, поступающего в школу
Ребенок на седьмом году жизни продолжает развиваться как физически, так и психологически. Продолжается становление психологических новообразований, которые появились ранее. В организме ребенка идет активное созревание. Вес ребенка увеличивается, рост ребенка все выше и выше, изменяются пропорции тела. Мозг ребенка сформирован почти так же, как у взрослого. У ребенка в этом возрасте хорошо развита двигательная сфера. Общее развитие ребенка связано с мелкой моторикой. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием интеллекта, развитием речи и подготовка руки к письму.
Все виды деятельности дошкольника в этом возрасте становятся моделирующими. Ребенок в деятельности моделирует деятельность взрослого. Ребенок в игре моделирует отношения и деятельность взрослых.
Действия переходят во внутренний план из внешнего плана. Теперь ребенок перед тем, как, что-то сделать ему нет необходимости свои действия проговаривать. У ребенка меняется отношение к себе и образу Я. На данном этапе формируется сочувствие, активная позиция к окружающей жизни, заботливость [11, 156c.].
Ведущей потребностью в данном возрасте является потребность в общении, как со взрослыми, так и в общении со сверстниками. В дошкольном возрасте расширяется общение со взрослым. Это происходит за счет развития речи. Общение в этом возрасте становиться внеситуативно - личностное. Общение со взрослым становится теперь вне какой-то определенной ситуации. Теперь общение со взрослым происходит на познавательные темы, тема близких родственников, на нравственные темы. Мотивом для общения со взрослым становиться личностные.
У ребенка начинает развивается произвольное внимание. Ребенок начинает управлять своим вниманием, удерживать внимание на нескольких объектах. Продолжает развиваться внимание, у ребенка оно становится произвольным. Ребенок способен более длительное время удерживать свое внимание и объем внимания достигает 7-8 объектов [24, 169c.]. У ребенка увеличивается концентрация внимания, если раньше ребенок мог удерживать 15-20 минут, а сейчас уже 25-30 минут. Так же ребенок может сконцентрировать внимание на одном и том же задании или объекте [26, 453c.].
Продолжает развиваться память как зрительная, так и слуховая. К концу года ребенок может произвольно наблюдать за объектом, возникает произвольное внимание и в результате чего появляется произвольная память. Наблюдать за объектом ребенок может наблюдать целенаправленно. В результате чего возникает произвольная память. Произвольная память возникает тогда, когда ребенок самостоятельно ставит себе цель запомнить. А потом вспомнить. Развитие произвольной памяти происходит тогда, когда ребенок выделил задачу на запоминание. Следует поощрять стремление ребенка запоминать, это залог развития памяти и не только памяти, но и всех остальных познавательных процессов. Развитие произвольной памяти способствует развитие опосредованной памяти - продуктивный вид запоминания. Для того что бы ребенок легче и быстрее запоминал необходимо, чтобы материал был ярким, красочным, необычностью и т.д. Впоследствии ребенок способен усиль свою память с помощью группировки и классификации. В этот период следует обучить ребенка способом группировки и классификации в целях запоминания.
В 6-7 лет - наглядно-образное мышление. Продолжается развиваться образное мышление, но затруднено воспроизведение метрических отношений. К концу дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление, наглядно-логическое мышление достигает своего пика в развитии. Предполагает оперирование словами, понятиями, понимание логики рассуждений. В развитии логики рассуждении необходимо помощь взрослого, в построении логики. Начинается развитие понятий. Словесно-логическое, понятийное, абстрактное мышление будет сформировано в подростковом возрасте. Ребенок может установить причинно-следственные связи, находить решение проблемной ситуации. Так же может делать исключения на основе всех изученных обобщения. Так же может выстроить последовательность из 6-8 картинок. Продолжают развиваться обобщение и рассуждении, но они ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Формируются функции пространственного анализа и синтеза. Чувства тела, соотношение целого и частей целого, метрические представления, координатные представления и пространственные представления.
У ребенка идет развитие творческого воображения, этому способствует в первую очередь игра, яркие впечатления, эмоции. В данном возрасте у ребенка активизируется воображение, сначала воссоздающего, а потом творческого. Этот период очень благоприятен для развития воображения и творчества.
В этом возрасте продолжает развиваться речь. В речи ребенка отражается словарный запас. Так же развивается звуковая культура речи, грамматический строй речи, лексика, связная речь. При правильном построении работы у ребенка формируется диалоговая и монологовая речь. Продолжается развиваться связная речь ребенка. В высказываниях детей отражается как расширенный словарный запас, так и характере обобщений, которые формируются в этом возрасте. Дети начинают употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы и т.д.
Ребенок готов воспринять новые правила и новую обстановку вокруг себя. Готов к общению со сверстниками и учителем. Так же ребенок готов воспринимать проблему не только со своей проблемой, но и учитывать мнение окружающих.
У ребенка активно развиваются познавательные процессы. Ребенок начинает осознавать, что есть не только игра, но еще и важные задания, и дела.
Он может считать до 10, сказать, где меньше предметов, где больше. Знает геометрические фигуры, может их назвать. Может сказать, где право и где лево, может правильно показать направление движений. Знает простейшие знаки, может совершить простейшие действия. Ребенок должен уметь объединить несколько предметов по одному признаку.
По А.Н. Леонтьеву деятельность это те процессы, которые осуществляется и выражается отношение самого человека к окружающему его миру. А ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой идет развитие отдельных процессов (мышление, память и т.д.), развитие личности в целом, в этой деятельности зарождаются новые формы деятельности.
Ведущим видом деятельности в 6-7 лет является игра. И не просто любая игра, а сюжетно-ролевая игра. В игре дети начинают осваивать отношения между людьми, отражающие жизненные ситуации, происходящие между людьми. Игра усложнятся, в игре может быть сразу несколько центров, в которых развивается сюжет [11, 185c.].
В сюжетно-ролевой игре ребенок 6-7 лет начинают осваивать сложные взаимодействия с людьми, в играх отражаются значимые события, такие как свадьба, дни рождения и т.д. Игровые действия становятся более сложными, обретают сложный смысл. Игровое пространство усложняется. У игры может несколько центров. Ребенок может отслеживать действие партнеров, но еще и поддерживать свою линию игры.
Образы людей или героев сказок передаваемые детьми становятся сложнее. Рисунки становятся более детальным, дети начинают использовать яркие цвета. Между рисунками девочек и мальчиков становится более явное отличие. Мальчики начинают рисовать космос, машины и другую технику, а девочки начинают рисовать принцесс, балерин и другие женские образы. В рисунках девочек чаще всего встречаются сюжеты про маму и дочку и т.д.
Изображение человека становится более детальными и пропорциональным. Ребенок рисует пальцы рук, рот, глаза и т.д.
К 6-7 годам дети осваивают конструирование из строительного материала. Дети свободно владеют обобщенными способами анализа изображением, не только изображения, но еще и построек. Они могут анализировать не только конструктивные особенности различных деталей построек, но еще и могут определять форму построек на основе сходства с объёмными предметами. Свободные постройки детей становятся более симметричными и пропорциональными, строительство построек на основе зрительных ориентиров.
Так же дети быстро подбирают необходимый материал, который необходим для постройки. Дети четко представляют точную последовательность, в которой они будут осуществлять постройку, так же представляют, из какого материала будут осуществлять задуманную постройку. Дети представляют способы выполнения постройки любой сложности, как по собственному замыслу, так и по определенным условиям.