Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования психологических условий готовности ребенка к школе
1.1. Психологические особенности ребенка, поступающего в школу
1.2. Психологические условия готовности ребенка к обучению в школе
2. Экспериментальное исследование психологических условий готовности ребенка к школе
2.1. Описание выборки и методики исследования
2.2. Диагностика уровня готовности к школе на этапе констатирующего эксперимента
2.3. Формирование готовности к школе
2.4. Диагностика уровня готовности к школе на этапе контрольного эксперимента
Так же был проведен опрос на определение школьной зрелости детей. В нем 20 вопросов на различные темы. Опрос был проведен в той группе, которые, проходили программу в течение года. Были получены следующие результаты в 1 группе - 8 человек (53%), 2 группа - 5 человек (33%), 3 группа - 1 человек (6%), 4 группа - 1 человек (6%), 5 группа 0 человек (0%).
Так же опрос был проведен в той группе, в которой не проводились занятия по программе и были получены такие результаты как в 1 группе - 2 человека (13%), 2 группа - 5 человек (33%), 3 группа - 6 человек (40%), 4 группа - 1 человек (6%), 5 группа - 1 человек (6%).
Таблица 5
Сравнение результатов опроса в экспериментальной и контрольной группах
Группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
1 группа |
8 человек (53%) |
2 человека (13%) |
2 группа |
5 человек (33%) |
5 человек (33%) |
3 группа |
1 человека (6%) |
6 человек (40%) |
4 группа |
1 человек (6%) |
1 человек (6%) |
5 группа |
0 человек (0%) |
1 человек (6%) |
По итогам проведенного опроса так же видно, что показатели выше у тех детей, которые проходили программу по подготовке к школе. А у тех детей, которые не проходили программу подготовки к школе. И это значит, что дети из экспериментальной группы более зрелые, чем дети из контрольной группы.
По всем диагностическим заданиям и опросу по показателям видно, что те дети, которые занимались по программе, более готовы к обучению в школе, а те, кто не занимался по программе менее подготовлены к обучению в школу.
Диагностические задания выявляет умение ребенка действовать по образцу, которое будут необходимы при обучении в школе. Поэтому можно сказать о том, что у тех детей, которые прошли обучение по программе, развито умение действовать по образцу.
Так же по итогам теста можно сказать о том, что у детей экспериментальной группы показатели выше, по сравнению с контрольной. Можно сказать о том, что у детей стал выше интеллектуальный уровень готовности к школе. Можно сделать вывод о том, что стоит с детьми заниматься, но дополнительно к занятиям стоит выполнять еще и психологические условия. Условия помогут наиболее лучше подготовить ребенка к школе.
Выводы по второй главе
1. Школа самый важный момент в жизни ребенка, к нему стоит подготовиться. Подготовка может быть разная и проходить по-разному. Но перед тем, как проводить занятия необходимо провести диагностику детей и определение уровня готовности детей к школе.
С детьми было проведены диагностические задания и определен уровень готовностей к школьному обучению. Был определен средний уровень готовности детей к школе.
2. После диагностики детей и обработки результатов было принято решение о разработке программы по подготовке детей к школе. После того как программа была разработана группу разделили на 2 группы. Программа проводилась только с одной группой, а с другой группы была обычная жизнь.
Программа состоит из 4 разделов. В программе так же были соблюдены те условия, которые были разработаны в гипотезе. В программу входит работа с родителями, работа с педагогами учреждения, занятия. С группой детей проводятся занятия раз в неделю. Обязательно проводится индивидуальная работа с детьми. С родителями и педагогами проводится консультации.
3. После проведенной программы с детьми одной и второй группы провелась повторно диагностика на определения уровня готовности к школе. Диагностический материал был использован такой же, как и при первой диагностики.
4. По итогам проведенной диагностики можно сказать, что экспериментальная группа показала результаты выше, чем контрольная. В связи с этим можно сделать вывод об эффективности проведенной работы по формированию готовности к школе.
5. Можно так же сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Если проводить занятия, которые направлены на создание психологических готовности к школе, а именно развитие познавательных процессов; развитие пространственных отношений; развитие произвольного поведения; развитие мелкой моторики, то можно обеспечить более высокую готовность ребенка к школе. В группе без проведения занятий и без обеспечения психологических условий готовность к школе оказалась не настолько высокая.
6. Очень важно не только просто проводить занятия с детьми, но еще очень важно проводить работу с родителями. Объяснять, что проводятся занятия по готовности к школе. Родителям даются рекомендации по тому, как лучше готовить ребенка в домашних условиях.
Заключение
Обучение в школе - это очень важный этап в жизни каждого ребенка. Очень важно, чтобы он прошел успешно, от этого зависит вся дальнейшая жизнь человека. Поэтому важное значение имеет подготовка ребенка к обучению в школе. Подготовка должна заключаться не только в передаче определенных знаний и передаче умений и навыков, но психологическая подготовка ребенка к обучению в школе.
Будет успешное или не успешное обучение ребенка в школе в большей степени зависит насколько он готов к этому обучению. И насколько будет успешной, зависит именно от психологической подготовки ребенка в школе. Многие родители считают, что важной задачей подготовки ребенка к школе это дать знания, умения и знания и чем больше, тем лучше. А другая половина родителей считает наоборот, что кто-то подготовит их детей к школе и что не стоит беспокоиться о подготовке ребенка к школе. А про психологическую подготовку ребенка никто не задумывается.
Психологическая готовность ребенка к школе занимает немало важное место в подготовке ребенка к школе. В психологическую подготовку входит личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. У ребенка к поступлению в школу должать быть сформирована позиция школьника. Вовремя приходить на уроки, уважительное отношение к учителю, выполнять во время все задания, которые дает учитель. Удерживать длительно свое внимание на выполнение задания. Так же ребенок должен понимать ситуации урока, что на уроке ребенок должен слушаться учителя.
Так же у ребенка должна быть сформирована мотивация. Ребенок должен хотеть в школу для того, чтобы узнать, что-то новое, познакомится с новыми ребятами, а не потому, что родители купили новые вещи и ими хочется пользоваться.
Ребенок должен уметь общаться как со взрослыми, то есть с учителем, так и со сверстниками. Он должен знать как стоит общаться со взрослыми и в какой ситуации. И как стоит общаться со сверстниками, и то же в какой ситуации.
У ребенка должна быть сформирована адекватная самооценка. Адекватная реакция на свои достижения и неудачи. За счет этого формируется адекватная реакция на поощрения и порицания со стороны родителей, учителей и ближнего окружения. При возникновении трудностей в достижении цели не опускать руки и не расстраивается, а наоборот уметь преодолевать трудности.
Психологическую готовность можно и нужно формировать в 5-7 лет. Она должна формироваться наряду с подготовкой в плане знаний, умений и навыков. Такая подготовка должна проводится не только в специализированных учреждения (детский сад, развивающие центры и т.д.), но и дома с родителями. Родители должны постоянно сотрудничать со своим ребенком в плане подготовки ребенка к школе и не только.
Психологическая подготовка ребенка может проходить в виде различных занятий, упражнений и игр. Занятия могут проходить как по расписанию, так и в свободное время от занятий. Игры и упражнений могут, как и входить в занятия, так и проводиться в свободное время, например во время прогулки или перед обедом. В начале, середине и в конце года обязательно делается диагностика для определения уровня, на котором находится ребенок. Если диагностика делается в начале года для определения, в каком направлении двигается, а в средине года для корректировки направления программы.
Не стоит забывать и о всесторонней подготовке ребенка к школе. Как и о знаниях, умениях и навыках, которые будет в дальнейшем необходимы для обучения, развития и социализации ребенка. Так не стоит и откидывать психологические стороны развития и подготовки ребенка, так как ребенку необходимо уметь общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Уметь ребенку адаптироваться к меняющимся условиями окружающей среды. Быть самостоятельным, чтоб умел постоять сам за себя.
В подготовке ребенка должны принимать участие не только детский сад и дополнительные курсы, но обязательно должны принимать и родители. В первую очередь должны заниматься подготовкой с ребенком к школе должны родители. Так от того, как и сколько занимаются родители с ребенком, зависит будущее ребенка не только в школе, но и после школы.
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2007. - 375.
2. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации [Текст] / И.Н. Агафонова // Начальная школа. - 2004. - № 1. - С.23-27.
3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2003. - 212 с.
4. Асеев, В.Г. Возрастная психология [Текст] / В.Г. Асеева. - Иркутск. - МГУ. - 195 с.
5. Баттерворт, Дж., Харрис, М. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттекворт, М. Харрис. - М.: Проспект, 2005. - 135 с.
6. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / B.Н. Белкина. - М.: Юнити, 2005. - 315 с.
7. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Просвещение, 2004. - 815 с.
8. Венгер, А.Л., Бугрименко, Е.А. Готов ли шестилетний ребенок к школе? [Текст] / Л.А. Венгер, Е.А. Бугрименко // Начальная школа. - 2002. - № 6. - C. 7-12.
9. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2003. - 385 с.
10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2006. - 256 с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.
12. Габай, Т.В. Педагогическая психология [Текст] / Т.В. Габай. - М.: Логос, 1995. - 348 с.
13. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо. - М.: Книга, 2004. - 446 с.
14. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 38-42.
15. Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе [Текст] / Л.А. Дмитриевская // Начальная школа. - 2007. - № 12. - С.17-21.
16. Жукова, Л.Е., Кочурова, Е.Э., Кузнецова, М.И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению к школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [Текст] / Л.Е. Жукова, Е.С. Кочурова, М.И. Кузнецова // Начальная школа. - 2003. - № 8. - С.5-11.
17. Жукова, Л.Е., Кочурова, Е.Э., Кузнецова, М.И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению к школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [Текст] / Л.Е. Жукова, Е.С. Кочурова, М.И. Кузнецова // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С.70-77.
18. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 483 с.
19. Кайл, Р. Детская психология: тайны психики ребенка [Текст] / Р. Кайл. - СПб.: Питер, 2002. - 370 с.
20. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007. - 675 с.
21. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Мир книги, 2008. - 364 с.
22. Мир детства: Дошкольник [Текст] / Под ред. Хрипкова, А.Г. - М.: Педагогика, 2005. - 256 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2003. - 326 с.
24. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2005. - 355 с.
25. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.
26. Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Владос, 2007. - 530 с.
27. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 2006. - 240 с.
27. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Н.Н. Палагина. - М.: МПСИ, 2005. - 288 с.
28. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2006. - 688 с.
29. Психология дошкольника: хрестоматия [Текст] / Сост. Г.А. Урунтаева. - М: Академия, 2006. - 345 с.
30. Психология развития [Текст]/ Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М: Академия, 2007. - 352 с.
31. Психология человека от рождения до смерти: полный курс психологии развития [Текст] / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Питер, 2007. - 670 с.
32. Психологическая готовность к школьному обучению [Текст] // Начальная школа. - 2004. - № 36. - С.9-13.
33. Рогов, Е.Н. Настольная книга практического психолога [Текст] / Н.Н. Рогов. В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
34. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. - М.: Педагогика, 2006. - 850 с.
35. Савицкая, Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Текст] / Д.В. Савицкая // Начальная школа. - 2004. - № 3. – С. 61-63.