Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования психологических условий готовности ребенка к школе
1.1. Психологические особенности ребенка, поступающего в школу
1.2. Психологические условия готовности ребенка к обучению в школе
2. Экспериментальное исследование психологических условий готовности ребенка к школе
2.1. Описание выборки и методики исследования
2.2. Диагностика уровня готовности к школе на этапе констатирующего эксперимента
2.3. Формирование готовности к школе
2.4. Диагностика уровня готовности к школе на этапе контрольного эксперимента
Н.Г. Салмина утверждает, что есть три показателя, которые необходимы для успешной психологической подготовки ребенка к школе: 1) произвольность в поведении; 2) уровень сформированности семиотической функции; 3) личностные качества, которые будут необходимые для обучения в школе.
Одним из условий успешной готовности ребенка к школе преодоление трудностей. Очень важно ребенка приучить начатое дело доводить до конца. Стоит ребенка подготовить к последующим неудачам, которые неизбежны. Ребенок должен осознавать преодоление трудностей и неудач, и ребенок должен правильно относиться к ним.
При подготовке ребенка к школе стоит обращать внимание на «зону ближайшего развития». «Зона ближайшего развития» определяется тем, что может достичь ребенок, сотрудничая со взрослым. Если актуальный уровень психологической готовности ребенка такая, что «зона ближайшего развития» ниже той, которая необходима для усвоения школьной программы. То такой ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению.
Так же у ребенка к моменту поступления в школу должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Она возникает на рубеже дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Она помогает ребенку включиться в учебный процесс как субъекта деятельности. Выражается в произвольном поведении ребенка.
Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющее ребенку подняться на более высокий уровень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражание предполагаемому образцу, тогда как ребенку бывает трудно контролировать свое поведение в одиночку.
Выводы по первой главе
1. Поступление в школу - это важное событие в жизни каждого ребенка и не только ребенка, но еще и родителей. Перед родителями встает вопрос, стоит ли готовить ребенка к поступлению в школе. И если стоит ребенка готовить к поступлению в школу, то, что необходимо для этого делать. К поступлению в школу стоит готовить ребенка для того, чтобы обучение в школе было успешным, и ребенок успешно осваивал программу школьного обучения в коллективе сверстников.
2. Готовность ребенка к школе заключается не только в том, чтобы дать ему определенные знания, умения и навыки, но еще и в психологической готовности ребенка к школе. Так как учебная деятельность в школе отличается от учебной деятельности в детском саду.
3. Психологическая готовность ребенка состоит из трех основных компонентов: интеллектуальная, личностная и мотивационная. Под интеллектуальной готовностью понимается развитие познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание и т.д. Личностная готовность включает в себя отношение ребенка к взрослым и к сверстникам. Так же включает в себя мотивацию ребенка к обучению в школе, регуляцию своей деятельности и своего поведения.
Самый важный аспект в готовности ребенка к школе это мотивационный. К моменту поступления ребенка к школе у ребенка должна быть сформирована мотивация. Ребенок должен хотеть в школу не потому, что ему купили красивые вещи, а потому что в школе можно узнать, что-то новое. Так же у ребенка должно быть желание посещать занятия.
Так же в психологическую готовность входит волевая готовность. Ребенку в школе придется не только то, что ему хочется, но и делать то, чего он не хочет. И ему придется прилагать усилия, чтобы выполнять задания, которые ему не хочется делать.
4. Для того, чтобы подготовить ребенка к обучению школу стоит с ним заниматься. Отвечать на все интересующие вопрос ребенка, играть с ним в различные игры. С ребенком стоит наблюдать за природой, которая окружает. Главное, что бы у ребенка не только не пропал познавательный интерес, но и подкреплялся.
С ребенком стоит читать книги, смотреть познавательные фильмы. Только после прочтение книги стоит с ребенком провести беседу по поводу прочитанной книги. Так же стоит, и побеседовать и про просмотренный фильм. Можно ребенка попросить пересказать прочитанную книгу или просмотренный фильм.
Поэтому для успешного обучения в школе ребенку необходима подготовка не только всех познавательных процессов, но еще и психологическая готовность.
Поступая в школу ребенку необходимо уметь строить адекватные отношения со взрослыми в системе обучения, то есть у ребенка должна быть развита произвольность в поведении. Если уровень произвольности у ребенка низкий, то ребенок не видит за вопросами взрослого учебной задачи.
5. Так же ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками не должно отличатся конфликтностью, должен устанавливать деловые отношения со сверстниками. Отношение ребенка к сверстникам должно быть как к партнерам.
В противном случае ребенку будет трудно выслушать сверстников и продолжить свой рассказ. Трудно будет реагировать на свои неудачи, трудности и удачам. Общения со сверстниками помогает ребенку отстаивать свое мнение, выслушивать чужое мнение. Помогает ребенку договариваться с другими членами коллектива.
2. Экспериментальное исследование психологических условий готовности ребенка к школе
2.1. Описание выборки и методики исследования
Исследование проходило на базе Муниципального общеобразовательного учреждения детского сада №52. В исследовании было проведено в подготовительной группе детей в возрасте 6-7 лет, в исследовании приняло участие 30 детей.
Детям было предложено 3 графических заданий. Во всех трех заданиях время выполнения было не ограниченно, дети выполняли задания в своем темпе. После того как были проведены задания был проведен опросник. В первом задании ребятам предложено нарисовать человека, а конкретно мужчину. Ребятам был дан листок формата А4 и простой карандаш. Так же была дана инструкция: «Нарисуй человека».
Рисунки, сделанные детьми, были оценены по 5 балльной шкале. Где 5 баллов - это отсутствие изображения, нет рук и ног, каракули, 4 балла - рисунок достаточно примитивен, конечности нарисованы линиями (достаточно одной пары), 3 балла - на рисунке ребенка изображена голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы линиями. На рисунке отсутствует шея, уши, волосы, так же отсутствие пальцев рук и ступни ног. 2 балла - на рисунке выполнены все требования. Допускается возможность отсутствия трех деталей - шея, волосы, один палец руки, но не отсутствие какой-то части лица. 1 балл - нарисованы голова, туловище, конечности. Должна быть нарисована мужская одежда, верхние конечности заканчиваться кистями с пальцами. Г олова соединены шей, но не больше туловища. На голове волосы или шапка (шляпа), уши, на лице нос, глаза, рот.
Во втором задании, которое называется «Срисовывание группы точек», ребенку необходимо нарисовать точки по образцу. На листочке нарисованы точки в определенном порядке. Ребенку дается инструкция: «Здесь нарисованы точки, попробуй их нарисовать так же». Результаты полученные оцениваться по 5 балльной системе. Где 1 балл дается за то, что ребенок точно воспроизвел изображенные точки и именно нарисованы точки. Какое- либо отклонение от строчки одной или несколько точек допускается. Так же возможно увеличение или уменьшение фигуры не больше, чем вдвое. 2 балла
- число и расположение точек совпадает с образцом. Допускается отклонение не более трех точек от изображения. Так же допускается возможность изображение кружочков вместо точек. 3 балла - рисунок точек в целом соответствует образцу, не более чем в двое увеличение как в длину, так и ширину. Число нарисованных точек не обязательно соответствует изображенных точек на образце, но не должно превышать более 20 точек, и не меньше 7 точек. Отклонения от задания не учитываются. 4 балла - на изображении точек соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Число точек и размеры изображения не соответствует образцу. 5 балов
- каракули.
Третье и последнее задание называется «Скопируй фразу». Ребенку, который еще не умеет писать, предлагают скопировать написанную фразу. Предоставляется листочек, где написана фраза и ребенку дается инструкция «Посмотри на листок, здесь, что-то написано. Ты пока не умеешь пока писать, а ты попробуй ее нарисовать. Посмотри на нее внимательно и напиши так же». Нарисованные изображения оцениваются по следующим критериям: 1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Написанные буквы не более, чем в два раза больше, чем на образце. Буквы нарисованные образуют три слова. Вся строка отклонена. 2 балла - предложение можно прочитать, но буквы приближенны к образцу. Стройность их не обязательно. 3 балла - все буквы разделены не более, чем на 2 группы. Можно прочитать 4 буквы. 4 балла - из всего предложения не менее 2 букв похожи на образец. Все предложение имеет вид предложения. 5 баллов - каракули.
После проведения все заданий подводится не только результат по отдельным заданиям, но еще и общий подводится результат по всем трем заданиям. Результат проводиться путем сложения баллов по всем трем заданием. Где 5 баллов это зрелый ребенок по уровню психомоторному развитию, который готов к обучению в школе. 6-7 баллов средний уровень готовности ребенка к школе. Если ребенок получил такое количество баллов, то можно дать положительный прогноз по дальнейшему развитию. 8-9 баллов значит у ребенка уровень, ниже среднего по подготовке ребенка к школе. Если ребенок получил 10 и больше баллов, то означает, то, что ребенок незрелый по психомоторному развитию.
После проведения всех трех заданий был проведен опрос. В опросе 20 вопросов. Все вопросы не предусматривают варианты ответов. Опросник направлен на выявление школьной зрелости ребенка. Оценка результатов переводится в баллы, которые в конце опросника суммируются. По сумме баллов автором было выделено 5 групп школьной зрелости. Первые три группы зрелости определяются как положительные.
2.2. Диагностика уровня готовности к школе на этапе констатирующего эксперимента
После проведения первого диагностического задания под названием «Нарисуй человека» были получены такие результаты, как 5 баллов получили 7 человек (23%), 4 балла получили 15 человек (50%), 3 балла получили 5 человек (17%), 2 балла получили 3 человека (10%), 1 балла 0 человек (0%).
Второе задание под названием «Срисовывание группы точек», были получены следующие результаты - 1 балл получили 3 человека (10%), 2 балла получили 3 человека (10%), 3 балла получили 4 человека (13%), 4 балла получили 18 человек (60%), а 5 баллов получили 2 человека (7%).
По третьему заданию были получены такие результаты как, 1 балл получили 0 человек (0%), 2 балла получили 2 человека (7%), 3 балла получили 4 человека (13%), 4 балла получили 20 человек (67%), 5 баллов получили 5 человек (17%).
По итогам проведенных всех трех заданий были получены, такие как результаты как 5 баллов получили 3 человека (7%), 6-7 баллов получили 6 человек (20%), 8-9 баллов получили 21 человек (70%), 10 и больше баллов получил 1 человек (3%).
После проведения опроса и обработки результатов. По итогам можно сделать такие выводы как к 1 группе относятся 2 человека (7%), ко 2 группе относится 5 человек (17%), к 3 группе относится 19 человек (63%), к 4 группе относятся 3 человека (10%), к 5 группе относится 1 человек (3%).
По результатам диагностики можно сделать выводы о том, что с данной группой необходимо проводить дополнительные занятия, упражнения и игры по подготовке ребенка к школе.
Был проведен опрос по определению школьной зрелости, были получены следующие результаты, к 1 группе относятся 3 человека (10%), ко 2 группе относятся 3 человека (10%), к 3 группе относятся 8 человек (27%), к 4 группе относятся 9 человека (30%), к 5 группе относятся 7 человек (23%). По результату проеденного опроса можно сказать, что те, кто находится на первых трех группах можно сказать, что они зрелые к школьному обучению.
2.3. Формирование готовности к школе
Поступление в школу — это самый важный момент в жизни, как ребенка, так и родителей. Поэтому к такому важному моменту стоит подготовиться. Готовиться стоит как интеллектуально, так и психологически. В плане интеллектуально готовности ребенка стоит подготовить во время занятий с ним и в это время давать определенные знания и обучить определенным умениям и навыкам, которые необходимы в школе.
Психологическая готовность к школе важна в развитии ребенка, так как она влияет на то, как будет успешна обучение в школе, насколько успешно будет проходить усвоение школьной программы. Насколько успешно ребенок адаптируется в школе среди сверстников. На сколько успешно будет общение ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.
К психологической готовности стоит подходить с такой же серьезностью, как и к интеллектуальной сфере жизни ребенка. С ребенком так же стоит заниматься, развивая познавательную сферу, личностную сферу, волевую и мотивационную. Не стоит упускать ни одну сферу психологической готовности к школе.