Файл: Понятие социального обеспечения (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Социальное обеспечение является одной из важнейших составных частей политики российского государства. Переход к рыночным отношениям актуализировал необходимость выработки особого государственного подхода для соблюдения ключевых принципов социального государства.
Рост инфляции и соответственно обесценение денежных доходов, отсутствие надежного механизма социальной защиты привели к резкому снижению уровня жизни населения. К социально уязвимым категориям населения относятся на сегодняшний день пенсионеры, инвалиды и семьи с детьми. Негативные явления в жизнедеятельности российского общества продолжают нарастать и требуют серьезных преобразований в социальной политике, формирования качественно нового правового и организационного механизма социального обеспечения населения.
Ратификация Россией международных правовых норм, касающихся права граждан на социальное обеспечение, в частности Всеобщей декларации прав и свобод человека, Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах», конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», обусловила приведение национального законодательства в соответствие с данными актами.
Конституция Российской Федерации, определившая Россию как социальное государство, несомненно, требует значительных изменений в законодательстве о социальном обеспечении и его дальнейшего развития. Основой для такого развития можно считать закрепление в Конституции новых подходов, связанных с признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина. Потребность в дальнейшем совершенствовании законодательства о социальном обеспечении - соблюдение принципа преемственности в праве обусловлена, таким образом, как новыми задачами, стоящими перед государством в социальной сфере, так и теми проблемами, необходимость решения которых вытекает из ранее принятых актов и текста самой Конституции.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в области отечественного социального обеспечения.
Предметом являются теоретические аспекты понятия и системы российского социального обеспечения, их нормативная основа.
Целью данного исследования является правовой анализ понятия и системы социального обеспечения Российской Федерации.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие социального обеспечения в российской юридической теории и практике;
- Соотнести понятие социального обеспечения со смежными категориями социальной защиты и социальной политики;
- Выделить и рассмотреть элементы социального обеспечения;
- Изучить систему социального обеспечения Российской Федерации с применением структурного анализа;
- Изучить систему социального обеспечения Российской Федерации с применением компонентного анализа.
Теоретические основания исследования представлены современными учебниками и учебными пособиями по праву социального обеспечения следующих авторов: О.В. Бочаровой, Ж.А. Горбачевой, К.Н. Гусова, М.Л. Захарова, Е.Е. Мачульской, Э.Г. Тучковой, К.С. Харина, В.Ш. Шайхатдинова и др.
Нормативно-правовую основу работы составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, устанавливающие понятие, виды и систему социального обеспечения Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование), а также анализ литературы по проблеме исследования, сравнительно-правовой анализ российских нормативно-правовых актов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе отражены разные подходы к определению социального обеспечения, рассмотрено его соотношение со смежными категориями социальной защиты и социальной политики. Во второй главе работы представлены структурный и компонентный анализ системы социального обеспечения Российской Федерации.
В отечественном праве сложились разные подходы к определению социального обеспечения.
Отдельные авторы относят социальное обеспечение к «наследию советской системы» и говорят о его логичной замене современным понятием «социальная защита». Это можно наблюдать на примере отделов социального обеспечения, на смену которым пришли органы и учреждения социальной защиты населения. Социальным обеспечением в советский период называлась государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан (в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети)[1]. Термин «социальная защита» возник в социальной практике в 90-е годы ХХ века. Его появление было вызвано необходимостью социальной адаптации людей к новым для них условиям рыночных отношений. Социальная защита в
условиях рынка реализует социальную функцию государства – обеспечения достойного уровня жизни всем группам населения. Принцип социальной справедливости находит отражение в отчислениях работодателей и бизнесменов в социальные фонды как плате за возможность нормальной хозяйственной деятельности в условиях стабильного общества[2]. На смену принципу всеобщего социального обеспечения приходит принцип адресной социальной защиты. Адресатами становятся безработные, инвалиды, беженцы и вынужденные переселенцы, дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие категории населения, нуждающиеся в особой поддержке и помощи государства.
Согласно другой точке зрения, право на существование имеют и социальное обеспечение, и социальная защита. Соотношение этих категорий К.С. Хариным представлено следующим образом. Автор выделяет широкое и узкое понимание социальной защиты. Включая в содержание узкой трактовки наряду с гарантиями по охране труда, здоровья граждан, установления минимального размера оплаты труда, охраны окружающей среды нормы социального обеспечения[3].
В.Ш. Шайхутдинов обращает внимание на неразрывную связь социального обеспечения с социальной политикой и социальной защитой. И, если социальная политика является целенаправленным воздействием государства, органов местного самоуправления, общественных объединений на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения[4], то социальная защита по мысли исследователя является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики[5], а социальное обеспечение «представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия»[6].
Р.И. Иванова в определении социального обеспечения подчеркивает его экономические основания: социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе[7].
Содержание социального обеспечения задано статьей 39 Конституции РФ, которая устанавливает гарантии социального обеспечения «по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
В.Ш. Шайхатдинов дает такое определение социального обеспечения: «институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в помощи и поддержке»[8]. То есть в данном понятии выражена суть социального обеспечения: с одной стороны, нуждаемость субъектов, а с другой, поддержание минимально необходимого уровня жизни – удовлетворение жизненно важных потребностей людей. Исследователь называет основания возникновения права граждан на социальное обеспечение социально-экономическими рисками и делит их на страховые и не страховые[9].
Более емкое определение социального обеспечения дает Е.Е. Мачульская: «социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию»[10]. В данном определении автор обозначил и цель социального обеспечения, и получателей, и основные виды социального обеспечения, а также выделил его экономическую составляющую.
Таким образом, анализ разных подходов к определению социального обеспечения, рассмотрение его связей со смежными категориями социальной защиты и социальной политики позволили вывести комплексное толкование данного правового института. Социальное обеспечение является формой реализации социальной защиты граждан от социальных рисков как практической основы социальной политики государства с целью выравнивания их положения по сравнению с другими членами общества, проявляющейся в обеспечении пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами и социальными услугами за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Конкретизируем основные элементы социального обеспечения, упоминавшиеся в предыдущем параграфе. К ним отнесем основания, субъектов, цель и функции, правоотношения.
Основанием возникновения правоотношений по социальному обеспечению являются наступление жизненных обстоятельств, которые могут быть классифицированы следующим образом:
- Биологического характера (беременность и роды; рождение детей; болезнь или травмы от общих причин; инвалидность от общих причин; смертность от общих причин; достижение пенсионного возраста).
- Производственного характера (несчастный случай на производстве; профессиональное заболевание; военная травма; заболевание, полученное в период прохождения военной или правоохранительной службы; инвалидность, смерть; выслуга лет).
- Экономического характера (инфляция, безработица, малообеспеченность).
- Демографического характера (наличие и количество детей в семье; состав семьи; сиротство)[11].
Правовые отношения по социальному обеспечения реализуют правовые связи субъектов – органов социального обеспечения (социальной защиты) и граждан. Правоотношения по социальному обеспечению – это «урегулированное нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий, социальных компенсаций), предоставлению социальных услуг и льгот, возникающих между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами (семьями), имеющими на них право»[12].
Р.И. Иванова к признакам социального обеспечения относит следующие: наличие объективной необходимости предоставления помощи государства; финансирование выплат из специальных источников – бюджета или внебюджетных фондов; законодательное закрепление условий назначения социальных выплат; установление социальных нормативов в отношении социальной помощи[13].
Субъектами отношений являются, с одной стороны, органы социальной защиты, а с другой, адресаты социального обеспечения – инвалиды, пожилые люди, семьи с детьми, бедные граждане и др.
Целью социального обеспечения, как уже было замечено ранее, является поддержание жизненно необходимого уровня граждан и членов их семей в условиях наступления разных обстоятельств. К.Н. Гусов предлагает конкретизировать элемент цели, выделяя ближайшие, промежуточные и конечные цели[14]. Так, если взять в качестве примера обеспечение женщины пособием по беременности и родам, то сама материальная поддержка женщины в тот период, когда она не может работать является ближайшей целью. Промежуточной целью выступает забота о здоровье матери и ребенка. Конечная же цель социального обеспечения в этом случае заключается в поддержании воспроизводства населения. Таким образом, исследователь выделил индивидуально-личностный и общественный (социальный) смысл назначения социального обеспечения. Во втором своем значении социально обеспечение реализует ключевые ориентиры государственной социальной политики.
Тесно примыкает к предложенной классификации целей социального обеспечения классификация его функций. Традиционно выделяются четыре функции социального обеспечения – экономическая, политическая, демографическая и социально-реабилитационная.
Безусловно, одной из основных функций является экономическая функция социального обеспечения. Значимость этой функции подчеркивают исследователи, выделяя в своих определениях социального обеспечения экономическую составляющую. Сущность данной функции заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым, оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).