Файл: Понятие социального обеспечения (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
С экономической функцией тесно связана политическая функция. Перераспределение общественных благ, выравнивание доходов ориентированы на сглаживание негативных дестабилизирующих общество процессов, снижение социальной напряженности. Все это составляет суть уже политической функции. Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики.
Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Так, например, размер трудовой пенсии по старости определяется не только фиксированной базовой частью, но также страховой частью, которая напрямую зависит от продолжительности страхового стажа, размера страховых выплат в пользу застрахованного лица и т.п.
Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.
Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, одной из мер социального обеспечения, направленной на стимулирование рождаемости стало введение материнского капитала, дополнительных региональных мер поддержки семей при рождении третьих и последующих детей.
Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции[15].
Итак, рассмотрение элементов социального обеспечения позволило лучше понять сущность данного правового института, отражающего реалии современного общества. В сложных социально-экономических условиях социальное обеспечение становится мощным механизмом политического воздействия и управления общественными процессами. Не случайно, наряду с индивидуально-значимыми целями социального обеспечения выделены общественно-значимые цели воспроизводства населения, сглаживания социальной напряженности в обществе. Условия рыночной экономики стимулировали внедрение системы страхования социальных рисков.
Таким образом, социальное обеспечение является основой реализации мер современной социальной политики. От эффективности организации социального обеспечения зависит не только уровень социальной стабильности общества, но и его воспроизводство, сохранение социального потенциала. Разнообразие функций, адресатов и видов социального обеспечения демонстрирует гибкость этого института, реагирование на меняющиеся запросы российского общества. Социальное обеспечение является индикатором уровня реализации правовых гарантий российским государством как социальным государством.
Наличие разных трактовок социального обеспечения, наблюдаемое в отечественной юридической литературе, показывает, с одной стороны, многогранность данного явления, а с другой, необходимость упорядочения правовых норм, регулирующих это социальное образование. В частности, возможность упорядочения норм права социального обеспечения связана с принятием Социального кодекса.
2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Структурный анализ системы социального обеспечения
Под системой принято понимать некое единство взаимосвязанных элементов, образующих целое. В юридической литературе широко представлен состав системы права социального обеспечения с выделением общей и особенной частей, классификациями подотраслей, институтов и субинститутов.
Однако в отношении определения системы социального обеспечения не существует единой позиции. Разные исследователи выделяют разные основания для типологизации подсистем социального обеспечения и, соответственно, по-разному трактуют саму систему социального обеспечения. Остановимся на двух подходах, воплощающих структурный и компонентный анализы.
Согласно первому подходу, представленному в работах М.Л. Захарова, В.Ш. Шайхатдинова и др., выделяются организационно-управленческая, финансовая, правовая, материальная структуры или подсистемы.
Согласно второму подходу система социального обеспечения распадается на элементы – обеспечительные виды – пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги и др.
В праве социального обеспечения структурный анализ реализуется в его общей части, а компонентный – в особенной части отрасли.
Рассмотрим основные подсистемы социального обеспечения - организационно-правовую, финансовую и управленческую.
Двумя формами проявления организационно-правовой подсистемы социального обеспечения являются социальное страхование и социальная помощь. Добавляет к этим двум еще одну форму – социальное обеспечение отдельных групп населения за счет прямых ассигнований из федерального бюджета[16].
В соответствии со статьей 1 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», обязательное социальное страхование являются частью государственной системы защиты населения. Отличительной чертой данной формы социального обеспечения является страхование граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Кроме того, обязательное социальное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий лиц вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию[17]. В рамках статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» законодателем выделяются следующие виды страхового обеспечения:
1) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
10) единовременное пособие при рождении ребенка;
11) социальное пособие на погребение;
12) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, государством устанавливается еще одна организационно-правовая форма социального обеспечения – государственная социальная помощь[18].
Сравнительная характеристика двух направлений организационно-правовой подсистемы социального обеспечения представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика государственного социального страхования и государственной социальной помощи.
Критерии сравнения |
Государственное социальное страхование |
Государственная социальная помощь |
Субъекты |
физические лица, государственные органы (соц. защиты, здравоохранения и т.п.) |
физические лица с доходами ниже прожиточного минимума; государственные органы и учреждения |
Источники финансирования |
государственные внебюджетные фонды |
бюджеты всех уровней; федеральные и региональные фонды соц. поддержки |
Виды |
трудовые пенсии; страховые пособия; страховые услуги |
социальные пенсии; социальные пособия; социальные услуги |
Страховые случаи |
болезнь, инвалидность, смерть кормильца, старость и др. |
наличие 2-х условий: отсутствие средств существования в объёме прожиточного минимума граждане по уважительным причинам не платили обязательные страховые взносы |
Управленческая подсистема социального обеспечения совпадает с уровнями государственного устройства – федеральным, региональным и муниципальным, а также включает органы управления юридических лиц, реализующих собственные формы социального обеспечения трудящихся.
Наряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение получает также и негосударственное социальное обеспечение, реализуемое в следующих формах:
1. Муниципальное социальное обеспечение. Так, например, Постановлением Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 420-ПП утверждена комплексная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.». Целью программы является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.
2. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»[19]. Негосударственные пенсионные фонды - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
3. Благотворительная деятельность граждан и юридических лиц.
Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях[20]. В соответствии со статьей 1 закона, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. А в качестве одной из комплекса целей благотворительной деятельности статьей 2 обозначена «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц».