Файл: Понятие социального обеспечения (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
Финансовая подсистема социального обеспечения образована внебюджетными социальными фондами, а также федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. Главными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные внебюджетные фонды, в основе формирования которых – уплата страховых взносов. Такими фондами на сегодняшний день являются пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 17 закона «Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
- страховые взносы;
- межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пеня;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Структурный анализ системы социального обеспечения Российской Федерации показал тесную взаимосвязь таких ее подсистем (структур), как управленческая, финансовая, организационно-правовая. Центральную позицию среди подсистем занимает организационно-правовая в соответствии с формами которой упорядочивается финансирование и выстраивается иерархия органов управления.
2.2 Компонентный анализ системы социального обеспечения
Основными компонентами системы социального обеспечения являются пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги.
В то же время выделенные компоненты можно считать подсистемой видов социального обеспечения[21].
Охарактеризуем компоненты по следующей схеме: понятие, признаки, виды.
Пособия по социальному обеспечению являются самостоятельным видом социального обеспечения, выплачиваемым гражданам в качестве социальной помощи в денежной форме в установленных законодательством случаях.
Пособиям как виду социального обеспечения присущи следующие характерные признаки:
а) являются материальной поддержкой граждан в случаях, имеющих социальную значимость;
б) имеют одноразовый либо дискретный характер выдачи;
в) выплачиваются в фиксированных законом размерах (в соотношении с утраченным заработком либо в твердой сумме, либо в размере, кратном официально установленной минимальной оплате труда);
г) выплачиваются безвозмездно;
д) обусловлены трудовой деятельностью либо не связаны с ней;
е) назначаются независимо от гражданства;
ж) установлены в централизованном порядке (на федеральном и региональном уровнях) и на локальном уровне и другие признаки.
Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.
Имеющаяся в настоящее время система пособий по социальному обеспечению постоянно изменяется и дополняется новыми видами пособий.
Различают пособие-содержание, выступающее как средство существования для гражданина, и пособие-возмещение, являющееся дополнительной социальной помощью для гражданина, имеющего другие источники существования.
Ввиду многообразия пособий их классифицируют по следующим признакам:
а) предназначению;
б) субъектам (получателям), обеспечиваемым пособиями;
в) правовому регулированию (пособия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами);
г) времени выплаты (разовые и периодические, в том числе ежемесячные);
д) источникам финансирования.
Основной классификацией является классификация пособий по предназначению. В ней выделяют следующие виды: по временной нетрудоспособности; гражданам, имеющим детей; по безработице; по нуждаемости; на погребение.
Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Различают следующие виды компенсационных выплат:
1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком;
2) на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;
3) студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
4) трудоспособным неработающим лицам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым или ребенком-инвалидом;
5) на питание обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
6) вынужденным переселенцам;
7) иные компенсационные выплаты по социальному обеспечению
В соответствии с федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основными видами социального обслуживания являются: материальная помощь; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в социальных учреждениях; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги.
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Еще один вид социального обеспечения - пенсии - можно классифицировать, исходя из того, как они подразделяются по действующему законодательству на пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и на трудовые пенсии согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потере кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.
В свою очередь, трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются:
- на пенсии за выслугу лет;
- пенсии по старости;
- пенсии по инвалидности;
- социальные пенсии.
Установлены следующие виды трудовых пенсий:
- трудовая пенсия по старости;
- трудовая пенсия по инвалидности;
- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Таким образом, система социального обеспечения Российской Федерации представлена довольно обширной и разнообразной классификацией видов. При этом подсистема видов социального обеспечения может быть сведена к четырем основным – пенсиям, пособиям, компенсационным выплатам и социальным услугам.
Подводя итог рассмотрению системы социального обеспечения, необходимо отметить ее сложный, многоуровневый, разнонаправленный характер. Структурный анализ системы позволил обозначить в качестве ключевой подсистемы организационно-правовую структуру. Компонентный анализ продемонстрировал превалирование одной организационно-правовой формы социального обеспечения – государственного социального страхования. Страхование социальных рисков становится базовым принципом дальнейшего развития отечественной системы социального обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение современной литературы по проблемам права социального обеспечения показало противоречивость определения ключевого понятия отрасли – социального обеспечения. Разными исследователями выделяются разные ведущие признаки этой категории. Однако необходимо обратить внимание на практически единодушное обоснование экономической составляющей социального обеспечения. С одной стороны, подчеркивается важная функция материальной поддержки социального обеспечения в сложных социально-экономических условиях, а, с другой, акцентируется роль социального обеспечения как средства перераспределения валового внутреннего продукта, средства экономического выравнивания.
Социально-правовой анализ системы социального обеспечения был реализован по схеме, предложенной В.Ш. Шайхутдиновым, с выделением структурной и компонентной составляющих. Следует, однако, заметить, что в юридической литературе исследователи социального обеспечения уделяют мало внимания категории системы социального обеспечения, предпочитая ограничиваться рассмотрением системы права социального обеспечения. ТО есть в отечественной теории социального обеспечения образовался пробел, заполняемый подробным анализом структуры данной отрасли права, с типологизацией правовых институтов и субинститутов, выделением общей и особенной частей права социального обеспечения и пр.
Общая ситуация разброса мнений, разных интерпретаций теоретических конструкций (признаки социального обеспечения, виды социального обеспечения и др.) обусловлена отсутствием кодифицированного источника норм права социального обеспечения, а также не прекращающимся реформированием российской социальной системы. Достаточно сказать, что с 1 января 2015 г. перестанут действовать: полностью – закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ», частично – закон «О трудовых пенсиях в РФ».
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция РФ. – СПб.: Виктория плюс, 2014. – 48 с.
- Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1// Ведомости СДН РФ и ВС РФ. – 1993. - № 9. – Ст. 328.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. - № 33. – Ст. 3340.
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-Ф // СЗ РФ. – 1995. – № 50. – Ст. 4872.
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. - № 19. – Ст. 2071.
- Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3686.
- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. - № 51. – Ст. 4831.
- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. - № 52. – Ст. 4920.
- Постановление Правительства г. Москвы «Об утверждении комплексной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.» от 6 сентября 2011 г. № 420-ПП.
Бочарова О.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 152 с.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 560 с.
- Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. – 174 с.
Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М., 2000. – С. 5-6.