Файл: Понятие социального обеспечения (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовая подсистема социального обеспечения образована внебюджетными социальными фондами, а также федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. Главными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные внебюджетные фонды, в основе формирования которых – уплата страховых взносов. Такими фондами на сегодняшний день являются пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 17 закона «Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

  1. страховые взносы;
  2. межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  3. штрафные санкции и пеня;
  4. денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
  5. доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
  6. иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Структурный анализ системы социального обеспечения Российской Федерации показал тесную взаимосвязь таких ее подсистем (структур), как управленческая, финансовая, организационно-правовая. Центральную позицию среди подсистем занимает организационно-правовая в соответствии с формами которой упорядочивается финансирование и выстраивается иерархия органов управления.

2.2 Компонентный анализ системы социального обеспечения

Основными компонентами системы социального обеспечения являются пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги.

В то же время выделенные компоненты можно считать подсистемой видов социального обеспечения[21].

Охарактеризуем компоненты по следующей схеме: понятие, признаки, виды.

Пособия по социальному обеспечению явля­ются самостоятельным видом социального обеспечения, выплачиваемым гражданам в ка­честве социальной помощи в денежной форме в установленных законодательством случаях.

Пособиям как виду социального обеспечения присущи следующие характерные признаки:


а) являются материальной поддерж­кой граждан в случаях, имеющих социальную значимость;

б) имеют одноразовый либо дискретный характер выдачи;

в) выплачиваются в фиксированных зако­ном размерах (в соотношении с утраченным заработком либо в твердой сумме, либо в раз­мере, кратном официально установленной минимальной оплате труда);

г) выплачиваются безвозмездно;

д) обусловлены трудовой деятельностью либо не связаны с ней;

е) назначаются независимо от гражданства;

ж) установлены в централизованном порядке (на федеральном и ре­гиональном уровнях) и на локальном уровне и другие признаки.

Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным кате­гориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по най­му, выдается за счет средств государственного социального страхова­ния, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую служ­бу, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

Имеющаяся в настоящее время система пособий по социальному обес­печению постоянно изменяется и дополняется новыми видами пособий.

Различают пособие-содержание, выступающее как средство сущест­вования для гражданина, и пособие-возмещение, являющееся дополни­тельной социальной помощью для гражданина, имеющего другие ис­точники существования.

Ввиду многообразия пособий их классифицируют по следующим признакам:

а) предназначению;

б) субъектам (получателям), обеспечиваемым пособиями;

в) правовому регулированию (пособия, предусмотренные федераль­ным законодательством, законодательством субъектов РФ, актами орга­нов местного самоуправления, локальными нормативными актами);

г) времени выплаты (разовые и периодические, в том числе ежеме­сячные);

д) источникам финансирования.

Основной классификацией является классификация пособий по предназначению. В ней выделяют следующие виды: по временной нетрудоспособности; гражданам, имеющим детей; по безработице; по нуждаемости; на погребение.

Компенсационные выплаты по социально­му обеспечению являются одним из видов со­циального обеспечения граждан, который за­ключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выражен­ный характер возмещения в случаях, предус­мотренных действующим законодательством.

Различают следующие виды компенсаци­онных выплат:

1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребен­ком), состоящим в трудовых отношениях с ра­ботодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком;


2) на детей, находящихся под опекой и по­печительством в приемной семье;

3) студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантам, находящимся в академических отпусках по меди­цинским показаниям;

4) трудоспособным неработающим лицам, занятым уходом за инва­лидом I группы, престарелым или ребенком-инвалидом;

5) на питание обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

6) вынужденным переселенцам;

7) иные компенсационные выплаты по социальному обеспечению

В соответствии с федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслужи­вание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, со­циально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению соци­альной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основными видами социального обслуживания явля­ются: материальная помощь; социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в социальных учреждениях; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях со­циального обслуживания; консультативная помощь; реабилитационные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется на основа­нии обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объедине­ния.

Еще один вид социального обеспечения - пенсии - можно классифицировать, исходя из того, как они подразделяются по действую­щему законодательству на пенсии по государ­ственному пенсионному обеспечению в соот­ветствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде­рации», Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутрен­них дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-ис­полнительной системы, и их семей» и на тру­довые пенсии согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Пенсии по государственному пенсионно­му обеспечению - ежемесячная государствен­ная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с усло­виями и нормами, установленными федераль­ным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляет­ся гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченно­го в связи с прекращением государственной службы при достижении ус­тановленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности; либо в целях компенсации вреда, нанесенно­го здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инва­лидности или потере кормильца, при достижении установленного зако­ном возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставле­ния средств к существованию.


В свою очередь, трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получа­ли застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с ус­ловиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудо­вых пенсиях в Российской Федерации.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразде­ляются:

- на пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

- социальные пенсии.

Установлены следующие виды трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по старости;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Таким образом, система социального обеспечения Российской Федерации представлена довольно обширной и разнообразной классификацией видов. При этом подсистема видов социального обеспечения может быть сведена к четырем основным – пенсиям, пособиям, компенсационным выплатам и социальным услугам.

Подводя итог рассмотрению системы социального обеспечения, необходимо отметить ее сложный, многоуровневый, разнонаправленный характер. Структурный анализ системы позволил обозначить в качестве ключевой подсистемы организационно-правовую структуру. Компонентный анализ продемонстрировал превалирование одной организационно-правовой формы социального обеспечения – государственного социального страхования. Страхование социальных рисков становится базовым принципом дальнейшего развития отечественной системы социального обеспечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение современной литературы по проблемам права социального обеспечения показало противоречивость определения ключевого понятия отрасли – социального обеспечения. Разными исследователями выделяются разные ведущие признаки этой категории. Однако необходимо обратить внимание на практически единодушное обоснование экономической составляющей социального обеспечения. С одной стороны, подчеркивается важная функция материальной поддержки социального обеспечения в сложных социально-экономических условиях, а, с другой, акцентируется роль социального обеспечения как средства перераспределения валового внутреннего продукта, средства экономического выравнивания.

Социально-правовой анализ системы социального обеспечения был реализован по схеме, предложенной В.Ш. Шайхутдиновым, с выделением структурной и компонентной составляющих. Следует, однако, заметить, что в юридической литературе исследователи социального обеспечения уделяют мало внимания категории системы социального обеспечения, предпочитая ограничиваться рассмотрением системы права социального обеспечения. ТО есть в отечественной теории социального обеспечения образовался пробел, заполняемый подробным анализом структуры данной отрасли права, с типологизацией правовых институтов и субинститутов, выделением общей и особенной частей права социального обеспечения и пр.


Общая ситуация разброса мнений, разных интерпретаций теоретических конструкций (признаки социального обеспечения, виды социального обеспечения и др.) обусловлена отсутствием кодифицированного источника норм права социального обеспечения, а также не прекращающимся реформированием российской социальной системы. Достаточно сказать, что с 1 января 2015 г. перестанут действовать: полностью – закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ», частично – закон «О трудовых пенсиях в РФ».

СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ. – СПб.: Виктория плюс, 2014. – 48 с.
  2. Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутрен­них дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-ис­полнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1// Ведомости СДН РФ и ВС РФ. – 1993. - № 9. – Ст. 328.

Федеральный за­кон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. - № 33. – Ст. 3340.

  1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-Ф // СЗ РФ. – 1995. – № 50. – Ст. 4872.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. - № 19. – Ст. 2071.

  1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3686.
  2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде­рации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. - № 51. – Ст. 4831.
  3. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. - № 52. – Ст. 4920.
  4. Постановление Правительства г. Москвы «Об утверждении комплексной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.» от 6 сентября 2011 г. № 420-ПП.

Литература

Бочарова О.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 152 с.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 560 с. 

  1. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. – 174 с.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М., 2000. – С. 5-6.