Файл: Основные подходы к проблемам будущего: агностический, религиозный, интуитивный, прогностический и др..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема предсказания будущего является важным условием развития общества. То, насколько человечество способно сформировать концепцию своего будущего определит и ход его развития на долгие годы вперёд. Попытки предсказать будущее, представить его как-то, спрогнозировать или смоделировать всегда занимали умы многих деятелей науки, философии, религии, представителей власти, как прошлого, так и настоящего. Данная тенденция объясняется многими факторами и определяет позитивную актуальность исследований данного вопроса. Без представлений о будущем невозможно осуществлять управление не только человеческим обществом, но и собственной жизнью.
Еще древнегреческие мыслители - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, пытались создавать образы будущего через познание окружающего мира во всей его целостности и многообразии. Особое значение представления о будущем имели во времена перемен (революции, смена общественного строя или формации, смена религии), когда разрушалась традиционная картина мира и открывались новые возможности общественного развития. Однако на протяжении многих столетий эти представления не выходили за рамки пророчеств, предсказаний и различного рода мистификаций, ставших по существу первыми попытками ненаучного прогнозирования будущего. До тех пор, пока наука не стала располагать техникой познания и преобразования материального мира, она объективно не могла реализовывать эту задачу. Лишь сравнительно недавно были разработаны научные методы и средства прогнозирования будущих перспектив человечества. Однако научная методология познания будущего до сих пор не сложилась, так как большинство методик остаются несовершенными и не дают исследователю уверенности в точности прогноза.
Сегодня в науке трактовки и интерпретации будущего скорее намечены, чем глубоко проанализированы. Это обусловлено как специфичностью самой проблемы, дефицитом концептуальных наработок, так и отсутствием фундаментальных трудов по данной тематике.
В данной работе я буду рассматривать лишь основные подходы к данному вопросу – проблеме будущего с точки зрения различных концепций философии, социологии и религии, а так же прослежу их развитие во временном континууме.
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО
1.1 Понятие будущего и развитие представлений о нём
Проблема времени и будущего привлекла внимание людей задолго до становления классической науки. Попытаемся разобраться с историческим аспектом вопроса путём разделения его по временным отрезкам.
Первые шаги: Первобытное мышление.
Первобытное мышление, предшествовало возникновению представлений о будущем. Мы можем судить об этом, опираясь на материалы археологических раскопок и этнографических наблюдений за жизнью племен, уровень культуры которых сопоставим с уровнем культуры первобытного человека на разных этапах его развития. Особенно важны в интересующем нас плане материалы первобытной мифологии и фольклора. Изучение такого рода материалов показывает, что первобытное мышление лишь после долгого развития выработало представление о прошлом и о будущем (значительно позднее) как о категориях, отличных от настоящего. На ранних стадиях общественного развития проблема времени, скорее всего, вообще еще не осознавалась человеком. Образно говоря, его разум был способен охватывать лишь текущие события, не простираясь на прошлое и тем более на события отдаленного будущего. По наблюдениям этнографов, даже на более поздних стадиях до четкого различия между событиями прошлого, настоящего и будущего, до представления об этих событиях как о последовательно развивающемся процессе было еще очень далеко. Сказывался своего рода «презентизм» первобытного мышления: прошедшее и будущее мыслились в большей или меньшей степени (в зависимости от уровня развития мышления) подобным настоящему.
Формирование ранних представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией первобытной мифологии от простейших мифов-сказок, истолковывавших различные явления природы, к более сложным этногоническим, антропогоническим и космогоническим мифам, объясняющим установление родовых нравов и обычаев, происхождение людей и мира в целом, а также судьбу умерших. Вопросы о том как появились существующие порядки, сами люди, мир, куда «уходят» умершие, и прочие, порождались не праздным любопытством. Речь шла об авторитете старейшин, о воспитании молодежи в сложившихся традициях, о поведении в отношении умерших - словом, о многих практических сторонах образа жизни общины. Все это подталкивало мышление первобытного человека, долго не выходившее за узкий круг конкретно-эмпирических понятий, связанных с потребностями и впечатлениями текущих дней, к сложной умственной работе над достаточно абстрактной проблемой возможности иного состояния мира. В итоге еще при господстве первобытной религии была выработана идея первоначального хаоса, из которого якобы образовался существующий мир; сложились образы так называемых культурных героев - мифологических предков, которым приписывалось открытие способов добывания огня, изобретение орудий, установление существующих порядков; наконец, постепенно сформировались представления об «иных мирах», куда «переселяются» души умерших, - начиная от фантастических стран где-то вдали на той же земле и кончая столь же фантастическими мирами на небесах и под землей. Весь этот идейный арсенал был использован впоследствии современными религиями.
Шаг второй: Средние века.
Значительный пласт представлений о будущем мы находим в религиозных Священных книгах (Торе, Библии, Коране, Книге Мёртвых, Трипитаке). Процесс формирования религиозных концепций будущего был длительным и сложным. «Потусторонний мир» первобытной религии был копией мира живых. Очень недалеко ушел от этого загробный мир современных религий. Представления об «ином будущем» пробивали себе дорогу, так как отвечали насущным потребностям человека.
Буддийская концепция, опирающаяся на древнюю религию индийцев и использующая многие достижения древнеиндийской философской мысли, рисует далекое будущее как возвращение мира в исходное состояние «небытия», чтобы положить начало очередному циклу регресса от золотого века к железному. Счастливое будущее по этой концепции состоит в том, чтобы «добродетельным поведением» избавиться от бесконечных «перевоплощений» души после смерти и попасть в «Нирвану» - качественно иное состояние, при котором отсутствуют и страдания, и желания.
Наряду с этим в древнеегипетской религии зародились идеи о «МиссИи» и идеи эсхатологии (учение о «Конце Света»), которые позже получили развитие в древнеперсидской и иудейской религиях. Затем эти идеи были восприняты и переработаны христианством, впоследствии и исламом. В частности, христианская эсхатология включает в себя хилиастическое учение о грядущем тысячелетнем «Царстве Божьем» и носит характер бесспорной истории будущего (второе пришествие, конец света, всеобщее воскресение мертвых, страшный суд и т.д.). Мессианистские и эсхатологические идеи послужили точкой опоры многих восстаний рабов и занимали видное место в идеологии раннего христианства. Религиозно-философская мысль выработала целый комплекс идей, способствовавших развитию представлений о будущем как о чем-то отличном от настоящего. К таким идеям относятся: идея воздаяния в загробном мире сообразно поведению человека при жизни; идея провиденциализма - божественного провидения, якобы целенаправленно определяющего ход событий независимо от воли человека; идея мессианизма - появления в будущем мессии, который радикально изменит к лучшему существующие порядки.
В средние века появляются авторы, которые пытаются в своих трудах разработать концепции будущего с учётом политических и социальных реалий времени (Т. Мор, Т. Кампанелла), но основной подъём мыслительного процесса в отношении будущего наблюдается на Ближнем и Среднем Востоке (Аль-Фараби, Ибн-Баджа, Ибн-Туфайль, Низами и др.)
Шаг третий: Век Просвещения и Возрождения.
Наносит удар религиозной идеологии. На смену эсхатологическим представлениям о будущем пришли новые, гораздо более эффективные в качестве идейного оружия концепции утопического характера. Что же касается хилиазма, то он существует до сих пор, но уже как часть догматов современных адвентистов, иеговистов, пятидесятников и тому подобных сект, а также ряда течений христианской церкви. Разумеется, религиозные концепции будущего не оставались неизменными на протяжении тысячелетий. К сожалению, в научной литературе отсутствуют обобщающие труды, посвященные данной теме, ошибочно признаваемой достоянием теологии. Между тем исследование этих концепций важно не только потому, что с них начинается предыстория научного предвидения, и даже не потому, что они, как уже говорилось, сыграли видную роль в идейно-политической борьбе минувших тысячелетий. Они оказали сильное влияние на формирование философии истории, в частности на концепции Лейбница и Лессинга, Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля, на утопическую мысль Сен-Симона и Фурье, Оуэна и Вейтлинга. Без их учения трудно понять также суть некоторых течений современной западной истории социологии, например концепций Н.Бердяева и А.Тойнби.
Шаг четвёртый: Новое время.
Наряду и в тесной связи с религиозными концепциями стали развиваться утопические концепции, которые отличались тем, что возникновение «иного будущего» связывалось в них не со сверхъестественными силами, а с разумом и действиями людей. В этом их принципиальное отличие. Определенное представление о желаемом будущем человечества, уже не связанное непосредственно с провиденциализмом, но еще не основанное на научном понимании объективных закономерностей развития природы и общества. Это пред-научное осознание будущего, которое в отношении к будущему опирается уже не на веру, а на некоторые знания, широко используются идеи западноевропейских философов нового времени (Ф. Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Локк). Это осознание выражает сущность утопии и позволяет отграничить это понятие от близких, но не тождественных ему понятий эсхатологии и фантастики. Утопии чрезвычайно многообразны: социальные, социально-технические, технические, социально-пацифистские и др. Особую группу составляют антиутопии, рисующие произвольные картины нежелательного будущего. Подавляющее большинство утопий этого времени - социальные утопии. Главный принцип их классификации - идеализируемый социальный строй: буржуазный, социалистический.
Шаг пятый: XIX век. Предвидение становится наукой.
К середине XIX в. социальные утопии достигли в своем развитии такого уровня, который обеспечил возможность перехода от утопических концепций к научному исследованию перспектив развития человечества. В философии были открыты диалектические законы развития природы и общества, обоснована концепция исторического прогресса. Политическая экономия вплотную подошла к раскрытию решающей роли экономики, общественного производства в прогрессе человечества. Открытия в области естествознания наметили контуры совершенно иной, картины мироздания и исторического прогресса. Историческая наука к этому времени успела систематизировать основные факты всемирной истории. Она обосновала вывод: то или иное представление о лучшем будущем человечества - это общественный идеал определенной группы, заинтересованной в движении человечества по пути социального прогресса, этот идеал сливается фактически с предвидением такого будущего, которое обусловлено закономерностями общественного развития. С возникновением социальной науки, представления о будущем поднялись на качественно новую ступень: началась собственно история научного предвидения будущего Земли и человечества. Содержание утопий на нисходящей стадии развития утопизма значительно изменилось: вопросы социального переустройства общества отходят на задний план, уступая место вопросам, связанным с судьбами человеческой личности, искусственно обособленной от общества; получают распространение сравнительно редкие прежде социально-технические утопии - Э.Биркенхед, П.Гартинг. Э.Говард, Ф.Джиббс, A.JIoy, Ш.Рише, Г.Уэллс. Антиутопии изображают нежелательное будущее человечества. Социально-утопические трактаты сменяются художественно-публицистическими произведениями. В связи с успехами науки и техники быстро развивается научная фантастика. Важно подчеркнуть, что появление науки, занимающейся исследованием социального будущего, не привело к исчезновению социальных утопий. Социальный утопизм вступил в новую стадию.
Шаг шестой: XX – XXI век.
XX и теперь уже XXI век стали веком практической реализации ряда форм социальных утопий фактически во всем мире. XX в. - век доминирования научных представлений о социальном будущем, когда научные прогнозы начинают использоваться в практике многих развитых стран. Создаются международные организации, государственные институты, занимающиеся изучением социального будущего. На основе прогнозов мировых тенденций появляются прогностические модели мирового развития (Д. Медоуз, П. Абурден, Дж. Несбит и др.). В гуманитарной науке сформировалась целая система научных школ, занимающихся исследованием будущего. Следует сказать, что для утопизма характерно стремление создать идеальную (с точки зрения автора) картину будущего, продиктовать будущим поколениям своего рода «правила поведения». В противоположность этому течению в XX веке сложился, так называемый – «позитивизм», для которого характерно агностическое отношение к предвидению, т.е. объект только изучается, описывается и объясняется, наука сводится только к эмпирическим выводам из анализа и диагноза.