Файл: Основные подходы к проблемам будущего: агностический, религиозный, интуитивный, прогностический и др..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО

2.1 РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОДХОД

Религия (лат. Religare – связывать, соединять) – определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).[1]

Любая религиозная концепция соответствует определённому уровню общественного развития. Языческая религия существовала тогда, когда люди находились на начальных ступенях своего развития – первообщинный строй и рабовладение. При переходе к более сложным формациям общественного строя (феодализм, капитализм) через Иисуса Христа, Магомета, Будду человечество перешло на более «продвинутые» религиозные культы. Перешло от многобожия к монотеизму (веру в одного Бога-Творца).

Через 2000 лет, после зарождения христианства, человечество достигло высокого уровня технического развития мира, но, к сожалению, духовная основа почти утратила своё прежнее значение для общества. Цивилизация стала развиваться однобоко. Религия не может ответить на вопросы обывателя конструктивно с приложением фактов. Церковь требует «слепой веры» - «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоанн, гл. 20:29). Так сказал апостолу Фоме после воскресения Иисус Христос. Это основной постулат христианства, но также и всех религий мира.[2]

По церковным догмам все религии мира не возникли сами по себе. Они даны нам Богом, через Космическую Иерархию. Но, правда жизни такова, что современное общество, нынешние достижения науки и техники, высокий интеллектуальный уровень человека, зачастую отталкивают людей от церкви. Встаёт вопрос, ждать, когда Высшие Силы вновь дадут новую религию или мы сами позаботимся о себе? С точки зрения современного человека церковь стоит на месте, она догматична по своей сути и не развивается. Высшие иерархи церкви пытаются привлечь к вере как можно больше людей, но получается это всё хуже и хуже. Здесь играет роль не только развитие человека, но и отношение служителей церкви к своей «пастве». Богатство церковнослужителей стало «притчей во языцах» и уж если они не соблюдают канонов своей веры, то куда уж там заставить современного человека им следовать. Отсюда неверие обывателя в «конец света», и «приход МиссИи». На данном этапе развития человечества религиозный подход к проблемам будущего не просматривается, и никто в такое развитие будущего по большей части не верит.


2.2 ИНТУИТИВНЫЙ ПОДХОД

Интуиция (позднелатинское intuition – «созерцание», от глагола intueor – пристально смотрю) – способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайда, озарения (едино-моментного подсознательного вывода, основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте), «чутье», проницательности.[3]

В истории интеллектуальной мысли понятие «интуиция» несло разное содержание. Она воспринималась и как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Платон утверждал, что созерцание прообразов чувственного мира есть вид непосредственного знания, приходящего в виде внезапного озарения, но при этом необходимо иметь длительную подготовку.[4]

Начиная с Античности, интуиция противопоставлялась не только чувственным формам познания, но и логическому мышлению. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей просто­те более достоверное, чем сама дедукция...».[5]

Интуиция представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в созна­нии более или менее бессознательно, а предельно ясно осознает­ся именно итог мысли — истина. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказатель­ство, которое предполагает опору на широкий круг знаний и на саму практику.

Интуитивный подход базируется на интуиции, на ощущениях того, что выбор сделан правильно. Интуиция (озарение, суть дела) - способность постижения истины без обоснования с помощью логики. Интуитивный подход используется для решения относительно несложных проблем, когда решение зависит от соответствия появившейся проблемной ситуации прошлым ситуациям. При интуитивном подходе используется личный опыт, проницательность в большей степени, чем последовательная логика или четкие умозаключения. Интуиция базируется на многолетней практике и здравом смысле, зачастую «хранящихся» в подсознании. Обращаясь к своей интуиции, основанной на многолетнем опыте решения проблем, люди гораздо быстрее осознают, что возникли проблемы и при этом интуитивно предчувствуют варианты решения проблем, что значительно сокращает время их разрешения (принятие решений). При этом чаще всего интуитивно реагируют на «проблемы - угрозы», чем на «проблемы - возможности».


Интуитивный подход к проблеме будущего не является научным – это как гадание и сто процентного результата просто не может быть. Есть современные методики развития интуиции у человека, как основы творческих способностей менеджеров различного звена. Они направлены на краткосрочную перспективу принятия управленческих решений.

2.3 ПРОГНОЗНЫЙ ПОДХОД

Прогно́з (от греч. πρόγνωση «предвидение, предсказание») — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. В узком смысле, это вероятностное суждение о будущем состоянии объекта исследования.

Прогнози́рование - это разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив дальнейшего развития какого-либо процесса. Необходимость прогноза обусловлена желанием знать события будущего, что достоверно — невозможно в принципе, исходя из статистических (ошибки текущих оценок), вероятностных (многовариантность следствий), эмпирических (методологические ошибки моделей), философских (ограниченность текущих знаний) принципов.

Точность любого прогноза обусловлена:

- объёмом «истинных» (верифицированных с известной погрешностью) исходных данных и периодом их сбора;

- объёмом неверифицированных исходных данных и периодом их сбора;

- свойствами объекта прогнозирования и системы его взаимодействия с субъектом прогноза;

- методиками и моделями прогнозирования.

При возрастании совокупности факторов, влияющих на точность прогноза, он практически замещается рутинным расчётом с некоторой установившейся погрешностью.

Прогнозы делятся (условно):

по срокам:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные;

- дальнесрочные;

по масштабу:

- частные;

- местные;

- региональные;

- отраслевые;

- в масштабе страны;

- мировые (глобальные).

по ответственности (авторству):

- личные;

- на уровне предприятия (организации);

- на уровне государственных органов.

К основным методам прогнозирования относят:

- статистические методы;

- экспертные оценки (например, метод Дельфи);

- методы моделирования;

- интуитивные - выполненные без применения технических средств, экспромтом, «в уме», специалистом, имеющим опыт ранее применяемых научных методов в данном типе прогнозов.[6]


2.4 АГНОСТИЧИСКИЙ ПОДХОД

Агностици́зм (от древне-греческого  ἄγνωστος - непознаваемый, непознанный) - философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге (или богах). В общеупотребительном смысле (особенно в англоязычной литературе) агностицизм нередко смешивают с атеизмом, со скептицизмом в отношении религии вообще.[7]

Сторонники агностицизма в широком смысле считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах.

Кроме философского агностицизма, существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая её некой светской школой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения. Научный агностицизм существует как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира, то есть, хотя познание возможно, но оно всегда остаётся неточным.

Термин был введён в употребление английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли в 1869 году, когда «Метафизическое общество» предложило Гексли стать участником его заседаний.

- «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, - пишет Гексли, - и начал задаваться вопросом, кто же я - атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего»[8].

По его определению, агно́стик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано — либо на данный момент развития, либо вообще. Исторической предпосылкой агностицизма является конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.


Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни, сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей, как и возможности отсутствия их. Отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путём.

Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО

Среди множества проблем современности одной из самых интересных является проблема будущего. Все, кто живет сегодня, строят мир будущего, мир XXI века. Каким он будет? Что даст человечеству?

Марксистско-ленинской концепцией общественного развития, в основе которой лежит изменение общественно-экономических формаций, предусматривается построение коммунизма как будущего человечества. Этой концепции противостоят концепции футурологии. Концепции коммунизма здесь рассматриваться не будут, т.к. «флагман» коммунистического развития в мире – СССР, «почил в бозе» и возвращение к такой идеологии выглядит весьма сомнительным, с моей точки зрения.

Футурология (от лат. Futurum – будущее и греч. Λόγος – учение) – прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или предсказания будущих тенденций. Методы изучения тесно роднят футурологию с историей и прогнозированием, а интерес к будущему – с научной фантастикой. Термин «футурология» предложил социолог Осип Флехтхайм в 1943 году. [9]

Футурология - это изучение истории и прогнозирование будущего. Как наука стала формироваться в конце 60-х гг. ХХ в. В западных странах «футуробум» захватил не только специалистов, но и широкую публику. Футурологические книги Д. Белла, Ч. Рейча, О. Тоффлера стали бестселлерами. На заседании «Комиссии 2000 года» Д. Белл говорил - «Теперешняя ситуация чем-то напоминает ту, которая имела место в XVIII в., когда такие пытливые мыслители, Джон Локк, Адам Смит и французские философы сформировали принципы, положенные в основу демократического государственного устройства и рыночной экономики последующих 200 лет, - «рациональность», «мобильность», «потребность в общедоступной информации», «свободный обмен». Однако, сегодня нужна новая всеобъемлющая философия, которая сформирует основы плюралистической экономики и общества услуг». [10]