Файл: Законодательные органы государственной власти (Понятие и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без граж­данства не могут быть членами Госдумы.

Второе требование — достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депу­татов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государствен­ных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федераль­ного Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исклю­чительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зави­сят от воли других государственных органов (Статья 97 Конституции РФ).

Организацией выборов депутатов Государственной Думы, их подготовкой и проведением занимаются избирательные комиссии. На них также возлагается контроль за соблюдение избирательных прав граждан РФ. В пределах собственных полномочий избирательные комиссии не зависят от органов государственной власти и местного самоуправления. Закон установление пятизвенную систему избирательных комиссий (Центральная избирательная комиссия РФ, Избирательные комиссии субъектов РФ, Окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии).

Глава 5 Конституции Российской Федерации раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст.11 Конституции РФ Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Каждая палата установление порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ст.101 Конституции РФ).

Существуют три основные группы полномочий Федерального собрания, которые установлены Конституцией: во-первых, относящиеся к исключительному ведению палаты (ст. 102 - 103); во-вторых, связанные с организацией деятельности палаты (ст.101); в-третьих, по принятию федеральных законов (ст.105).

Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, эти статьи перечисляют вопросы, которые нахо­дятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим во­просам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее, решение большинства из этих вопросов, так или иначе, пересе­кается с конституционными полномочиями других органов государ­ственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полномочия палаты решать этот вопрос (например, решение Государственной Думой вопроса о доверии Пра­вительству фактически определяет судьбу не Правительства, а самой Государственной Думы)[5]. Почти все эти вопросы (и соответствую­щие полномочия палат) упоминаются в других статьях Конституции. Перечисление вопросов, находящихся в ведении палат Фе­дерального Собрания, принципиально важно, поскольку тем самым точно описывается круг вопросов, регулируемых общеобязательными актами палат – постановлениями.


Совет Федерации утверждает из­менения границы (пункт «а» ч.1 ст.102) между субъектами Федерации, причем реше­ние по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации нахо­дится решение вопроса о возможности использования Воору­женных Сил Российской Федерации за пределами ее террито­рии (пункт «г» ч.1 ст.102). Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворче­ских задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные вы­боры) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию со­става таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначе­ние и освобождение от должности Генерального прокурора Рос­сийской Федерации (пункты «ж» и «з» ч.1 ст.102). По вопросам, отнесенным к ведению Со­вета Федерации, данная палата выносит постановления, кото­рые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

Пункты «а» и «б» ч.1 ст. 103 Конституции раскрывают принцип ответственности Правительства перед нижней палатой парламента. Пункты «и» ч.1 ст. 102 и «г» ч.1 ст. 103 дают полномочия Совету Федерации и Государствен­ной Думе формировать на паритетных началах Счетную палату. Пункт «ж» ч.1 ст.103 позволяет Государственной Думе выдвигать обвинение против Президента РФ.

Назначение на должность и освобождение от должности Предсе­дателя Центрального банка России, отнесено к ведению Государствен­ной Думы . Предсе­дателя Центрального банка России назначается Думой сроком на четыре года, но стоит отметить, что инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Пре­зиденту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или нет предложений Президента по этому вопросу (пункт «в» ч.1 ст.103).

Также к ведению Государственной Думы относится вопрос о доверии Правительству, которое несет юри­дическую ответственность перед парламентом. Вопрос о дове­рии Правительству может решаться Думой по собственной ини­циативе, либо по просьбе Председателя Правительства.

Нижняя палата    дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства и   выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности. Только Государственная Дума может выступать ини­циатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к ее ведению Государственная Дума принимает постановления.


Объявление амнистии (пункт «е» ч.1 ст.103), назначение и освобож­дение от должности Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч.1 ст.103) - это единственные вопросы, на решении которых пала­той федерального Собрания (а именно - Государственной Думой) никак не отражаются полномочия других государственных органов, не требуется инициатива Президента, а решение может породить только те последствия, которые предусмотрены в самом решении.

Решение Государственной Думы об амнистии не нуждается в каком-либо дополнительном утверждении. На уровне субъектов РФ решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы – исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы.

Иная группа полномочий Федерального собрания РФ связана с организацией деятельности палат. В соответствии со статьей 101 Конституции РФ, Государственная Дума и Совет Федерации избирают из своего состава Председателей и их заместителей.

В соответствии с пунктом 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, а также проводят по вопросам своей компетенции парламентские слушания.

Большое число наиболее значимых вопросов, рассматриваемые палатами, проходят через их комитеты и комиссии. Де­ятельность комитетов и комиссий довольно подробно регулируется регламентами палат и другими внутренними актами палат. В данное время в Совете Федерации образованы 3 по­стоянные комиссии: комиссия по регламенту и парламентским процедурам; Мандатная и Счетная комиссии, а также образованы 11 комитетов - по делам Федерации, Фе­деративному договору и региональной политике, по конституцион­ному законодательству и судебно-правовьм вопросам, по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию и другим вопросам.

Кроме того, в палатах создаются комиссии для специального изучения какого-либо вопроса или для расследования какого-либо дела. Например, в Совете Федерации сформированы Временная ко­миссия по регламенту, Постоянная наблюдательная комиссия и др. В Государственной Думе были созданы: Комиссия по ответственности должностных лиц за ее негативные результаты, Комиссия по делам беженцев и вынужденных переселенцев и др.

Часть 5 статьи 101 Конституции РФ содержит норму о Счетной палате - контрольном органе РФ. В феврале 1995 г. в силу вступил Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», который по­дробно регулирует ее деятельность. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О счетной палате РФ», счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием РФ и подотчетным ему. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и вправе проводить проверку любого государственного органа, фи­нансируемого за счет федерального бюджета. Также счетная палата дает общую оценку исполнения фе­дерального бюджета.


В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О счетной палате РФ», счетная палата решает следующие задачи: организация и осуществление контроля за своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, струк­туре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов госу­дарственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходов и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государствен­ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных вне­бюджетных фондов; регулярное представление Совету Федерации и Государствен­ной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий, контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фон­дов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных фи­нансово-кредитных учреждениях РФ; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устране­ние, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности. Деятельность комиссий ограничивается определенным сроком или конкретной задачей, для которой она создается.

Третья группа полномочий Федерального Собрания РФ связана с принятием законов.

Конституция РФ (статья 104) предоставила право законодательной инициативы Президенту РФ, Совету Федерации, членам совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения. Круг субъектов законодательной инициативы в РФ довольно широк. Это в значительной степени отличает Российскую Конституцию от Конституций других государств. В этих условиях повышается потребность в координации действий лиц и государственных органов, наделенных правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение: законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.


Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения. Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу (ст.104 ч.2 Конституции РФ).

В соответствии с частью 3 ст. 104 Конституция РФ наделила Правительство РФ серьезными полномочиями по мере воздействия на законодательный процесс, приняв, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Это требование является составным элементом системы взаимодействия федеральных органов исполнительной и законодательной власти в рамках установленного Конституцией разделения властей.

3. Органы законодательной власти субъектов РФ

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта Российской Федерации, правой статус которого закрепляется законодательством. Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается Конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

Рассмотрим порядок формирования представительных органов власти субъектов РФ. По единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. (Статья 4 пункт 3 ФКЗ Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации).