Файл: Законодательные органы государственной власти (Понятие и задачи).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Стоит заметить, что на депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет (Статья 13, Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Конституция РФ).
Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными. (Статья 4, Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Конституция РФ).
К компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ относится: принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ; издание законов по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ; осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ (Статья 5. Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации Конституция РФ).
Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.
Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.
Законодательная власть в Оренбургской области осуществляется народом посредством референдума и Законодательным Собранием Оренбургской области (Статья 30 , глава IV. Законодательная власть, Конституция РФ).
Законодательное Собрание Оренбургской области — это законодательный (представительный) орган государственной власти Оренбургской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Оренбургской области. Законодательное Собрание обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать. Статус Законодательного Собрания регулируется законом области (Устав (Основной Закон) Оренбургской области, Глава IV. Законодательная власть, статья 31).
Законодательное Собрание состоит из 47 депутатов, которые избираются в соответствии с законом области о выборах депутатов Законодательного Собрания. Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания одного созыва - пять лет. И законодательное Собрание проводит заседания не реже одного раза в два месяца. Стоит заметить, что внеочередные заседания Законодательного Собрания созываются по предложению председателя Законодательного Собрания, а в его отсутствие - заместителя председателя Законодательного Собрания, Губернатора области, по письменному предложению не менее одной трети от числа избранных депутатов, по инициативе одного из комитетов или комиссий Законодательного Собрания (Устав (Основной Закон) Оренбургской области Глава IV. Законодательная власть, статья 32).
Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Оренбургской области, обладающий в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом и пассивным избирательным правом. Выборы в Законодательное Собрание проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутат Законодательного Собрания обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий и регулируются законами Оренбургской области (статья 33, Глава IV. Законодательная власть, Устав (Основной Закон) Оренбургской области).
В соответствии с Уставом (Основной Закон) Оренбургской области , статьи 35, Главы IV. Законодательная власть, к компетенциям Законодательного Собрания относится: утверждение областного бюджета и отчета об его исполнении, представление Губернатору области; в пределах полномочий, определенных федеральным законом, установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Оренбургской области; утверждение программы социально-экономического развития Оренбургской области, представленные Губернатором области; установление налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Оренбургской области, а также порядок их взимания, установление льготы по платежам в областной бюджет; утверждение бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Оренбургской области и отчеты об их исполнении; установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Оренбургской области, в том числе долями (паями, акциями) Оренбургской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; утверждение заключений и расторжений договоров Оренбургской области; установление порядка назначения и проведения референдума Оренбургской области; установление порядка проведения выборов в Законодательное Собрание, порядок проведения выборов Губернатора Оренбургской области и порядок отзыва Губернатора Оренбургской области; установление административно-территориального устройства Оренбургской области и порядок его изменения; установление системы исполнительных органов государственной власти Оренбургской области; установление порядок предоставления ссуд (кредитов) и финансовых гарантий за счет средств областного бюджета; регулирует иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, законами области к ведению и полномочиям Оренбургской области.
Нужно отметить, что правом законотворчества на территории Оренбургской области обладает лишь Законодательное Собрание. В соответствии с Уставом (Основной Закон) Оренбургской области, статья 37 Глава IV. Законодательная власть, губернатор, депутаты Законодательного Собрания, его председатель, органы местного самоуправления, областной и арбитражный суды, областной прокурор, контрольно-счётная палата области, избирательная комиссия области, а также инициативные группы граждан имеют право законодательной инициативы.
Устав и законы области вступают в силу после официального опубликования их полного текста. Стоит отметить, что законы и иные нормативные правовые акты Оренбургской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Нормативный правовой акт публикуется в областной газете, являющейся официальным органом печати Оренбургской области, а также в официальном бюллетене Законодательного Собрания (Устав (Основной Закон) Оренбургской области Глава IV. Законодательная власть, статья 39).
Счетная палата Оренбургской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием, и подотчетна ему. Она осуществляет контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области, за бюджетно-финансовыми отношениями в Оренбургской области. И в своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами а также настоящим Уставом и законами области (Устав (Основной Закон) Оренбургской области Глава IV. Законодательная власть, статья 40).
Полномочия Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно, в случае если Законодательным Собранием примет решение о самороспуске в порядке, предусмотренном законом области. Также Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно если вступило в силу решение областного суда о неправомочности данного состава депутатов Законодательного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий и вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске Законодательного Собрания.
Стоит заметить, что в случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена.
В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области назначаются внеочередные выборы в Законодательное Собрание области в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом области и законом Оренбургской области. Досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (Устав (Основной Закон) Оренбургской области Глава IV. Законодательная власть, статья 41).
Заключение
Итак, подведем итог, в государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны и др. И общее наименование органа законодательной власти — парламент.
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием. Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации и является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Если же говорить о порядке формирования Государственной Думы, то можно сказать, что российские законодатели установили наиболее оптимальную модель выборов, в которой сочетаются мажоритарная и пропорциональная системы. Отметим, что голосование по партийным спискам полностью соответствует Конституции РФ, где четко указано, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Существующая система выборов, безусловно, способствует формированию политического плюрализма в Российской Федерации.
В ходе подготовки проекта Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации предлагались самые разные варианты формирования данной палаты. В наибольшей степени соответствует представительному характеру Федерального собрания, способ, при котором органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ выдвигают кандидатов, а граждане прямыми, всеобщими и тайными выборами решают, кто из них будет заседать в Совете Федерации, в качестве одного представителя от законодательного органа и одного представителя от исполнительного органа государственной власти от каждого субъекта РФ.
Компетенцию палат Федерального собрания можно сгруппировать следующим образом: во-первых, это полномочия, относящиеся к исключительному ведению палаты; во-вторых, полномочия, связанные с организацией деятельности палаты; в-третьих, полномочия по принятию федеральных законов.
Также следует обратить особое внимание на различие функций палат по принятию федеральных законов. Законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу, и существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. То есть можно сказать, что Совет Федерации рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их.