Файл: Система органов местного самоуправления (Аппарат представительного органа местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты понятия местного самоуправления
1.1 Характерные черты системы местного самоуправления
1. 3 Функции и полномочия системы органов местного самоуправления
Глава 2. Структура и характеристика полномочий различных органов в составе местного самоуправления
2.1 Аппарат представительного органа местного самоуправления
2.2 Исполнительные органы местного самоуправления
В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Соответственно в крупных городах в составе администрации учреждаются органы, занимающиеся вопросами здравоохранения, народного образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, инженерной инфраструктуры жилья, архитектуры и градостроительства, транспорта и связи, благоустройства, социальной защиты населения, культуры и спорта, потребительского рынка услуг и др.
В сельских районах создаются подразделения, ведающие земельными ресурсами и земельной реформой, управлением муниципальным имуществом, экономикой и др. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др.
Перечень подразделений исполнительного органа определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете, могут обладать правами юридического лица.
Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).[15]
Как правило, к ведению исполнительных органов муниципальных образований отнесены вопросы владения муниципальной собственностью, формирования и распоряжения местным бюджетом, охрана порядка, памятников и окружающей среды, вопросы социально – экономического развития, жилищно – коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение, строительство, транспорт, торговля, социальная поддержка населения всей управляемой территории и СМИ.
Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности, когда все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления, и принципа гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия. В законах о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатся нормы о подотчетности исполнительных органов представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт прекращения полномочия предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. и глав администраций.
Решения, принимаемые исполнительным органом в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми юридическими лицами и гражданами. Они действуют в пределах границ муниципального образования.
2.3 Иные органы в системе местного самоуправления
Федеральный Закон РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает возможность создания в муниципальных образованиях и иных, помимо рассмотренных выше, органов местного самоуправления. В самом Законе указаны два из них: контрольный орган муниципального образования и избирательная комиссия.
Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Хотя наличие таких органов не является обязательным, целесообразность их создания, особенно в крупных муниципальных образованиях, не вызывает сомнений. В связи с этим в настоящее время во многих муниципальных образованиях такие органы уже созданы. Как свидетельствует практика, на них обычно возлагаются функции контроля за эффективностью и целесообразностью расходов муниципальных денежных средств, использованием иных видов муниципальной собственности; законностью и своевременностью движения муниципальных бюджетных средств; хозяйственно-финансовой деятельностью муниципальных предприятий, учреждений и организаций с точки зрения целевого и эффективного использования муниципальной собственности; производственно-финансовой деятельностью иных экономических субъектов, получающих средства из местного бюджета либо пользующихся налоговыми и иными льготами и преимуществами, предоставленными органами местного самоуправления.[16]
Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).
Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Статус избирательных комиссий муниципальных образований и их полномочия устанавливаются Федеральным Законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный Закон об основных гарантиях избирательных прав) и законами субъектов РФ.
Перечень органов местного самоуправления, указанный в ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не является закрытым, так что на практике возможно создание и иных органов.
2.4. Современная ситуация взаимодействия муниципальных и государственных органов
Центральным вопросом о самой сути местного самоуправления как явления можно считать полемику о его взаимосвязи с государственной властью и государственным управленческим аппаратом. Анализ различных точек зрения по этому вопросу позволил прийти к выводу о том, что определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и других видов политики. [17]
Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государств принципах:
• отсутствие центра власти (децентрализация управления)
• самоорганизации граждан
• законности
• осуществления публично-властных полномочий в различных формах во имя успешного управления подвластной территорией. [18]
В современном мире демократический характер политической власти признан наиболее лояльным и верным в отношении осуществления гражданских прав. В свою очередь, система местного самоуправления и существование муниципалитетов являются гарантами демократического уклада. Органы местного самоуправления – это итог ухода от централизации власти в государстве, которая в худшем случае не позволят осуществлять властные полномочия на местах тем, кто в действительности знает, для чего и каким образом эта власть должна осуществляться. В противном случае, если в государственной власти нет места местному самоуправлению, то такую власть следует называть тоталитаризмом.
Местное самоуправление выступает гарантом отсутствия злоупотребления центральных государственных структур властными полномочия при отсутствии реальной осведомлённости о текущем состоянии района и его особенностях. Реальное участие в местном самоуправлении предоставляет населению возможность для получения политического образования. Общие задачи, совместная деятельность людей их общая ответственность положительно влияют на развитие демократии.
Местное самоуправление может быть реализовано исключительно при наличии следующих условий:
- гарантируется соблюдение общегосударственных интересов;
- обеспечиваются территориальная целостность, суверенитет и безопасность государства;
- сохраняется единое экономическое пространство, не разграниченное таможенными, финансовыми и иными барьерами, что способствует свободному перемещению товаров и услуг на всей территории страны.
Появление таких негативных явлений, как преобладание в условиях местного самоуправления частных интересов над общими и интересов местного сообщества над общенациональными, ослабление межрегиональных социально-экономических связей, возникновение трудностей в разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих проектов и программ в связи с ограниченностью средств отдельно существующих местных сообществ и многие другие, может быть исключено при правильной организации местного самоуправления.[19]
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов, уставами муниципальных образований.
Законы, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральному закону, а также ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.[20] Кроме того, органам местного самоуправления постоянно оказывается помощь в развитии территорий. Одна из действенных форм такой помощи — План первоочередных действий Губернатора, который формируется на основании предложений с мест и нацелен на решение наиболее сложных проблем, с которыми в одиночку органам местного самоуправления не справиться.
Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Конституция Российской Федерации закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает строки из Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Заключение
Органы местного самоуправления представляют собой исторически существующий политико – правовой и социальный институт, действующий ещё во времена общинного строя в догосударственный период развития человеческого общества. Это форма самоорганизации граждан в их самостоятельном решении вопросов, возникающих на территории их совместного проживания с учётом интересов всего населения. Органы местного самоуправления в настоящее время – отражение народовластия, осуществляющегося в целях обеспечения нужд, защиты интересов, традиций, истории и национальных особенностей. Конституция РФ утверждает, признаёт и является гарантом существования системы органов местного самоуправления как одной из форм осуществления власти народа и выражения им своих интересов в решении текущих вопросов местного значения.