Файл: Система органов местного самоуправления (Аппарат представительного органа местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безусловно, из самого названия очевидно, что местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или же федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.

На основе вышесказанного, следует ещё раз отметить, что основной целью органов местного самоуправления, а значит и каждой организации в муниципальном образование – повсеместное привлечение неравнодушного к жизни региона или района местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения.

В нашей стране местное самоуправление осуществляется на основе Конституции РФ и Федеральным законом, в соответствие с которыми формируются и основополагающие принципы, структура и направленность деятельности органов местного самоуправления.

1.2 Становление, развитие и правовые основы деятельности муниципальных органов в Российской Федерации

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. Ещё во времена общинного строя самоуправление уже существовало как возможность преодоления кризиса государственной власти. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.

Основной исторического подхода является понимание явление местного самоуправления как естественной правотворческой деятельности, направленной на решение общественных вопросов, управление экономическими и хозяйственными делами и процессами. Предложенная концепция позволяет дать множество определений, характеризующих систему местного самоуправления. В узком смысле, местное самоуправление – это некий синтез областей самоуправления - общественное, территориальное, производственное.


Вся история местного самоуправления в России может быть разделена на два больших периода:

  • Первый: период становления и развития общинного строя, появление союзов, поселений, практика разделения органов политической власти на местные и центральные;
  • Второй: появление на Руси христианской религии способствовало развитию городов.

Появление местного самоуправления является результатом фактической потребности людей в контроле и управлении обществом и социально – экономическим, хозяйственными аспектами жизни общины. Таким образом, первые предпосылки муниципального управления зародились в естественных условиях становления общества, когда еще не было государства, издающего законы.

Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Во времена общинного строя имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о зарождении специфической системы общинного местного самоуправления. Местное самоуправление зарождается с момента появления первых союзов общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.

С приходом на Русь христианской религии и вплоть до конца XVIII в. местное самоуправление существовало в форме производственных и территориальных общин. В условиях общей трудовой деятельности, несения повинности и управления делами собственности, люди объединялись в общины и изъявляли свои интересы, могли участвовать в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества были первыми прототипами органов местного самоуправления, поскольку именно с них начинается первая попытка на пути к народовластию.

Во времена существования Российской Империи местное самоуправление было тесно сопряжено с капитализмом. Власть на местах осуществлялась в свободной форме, однако, большим препятствием был сословный принцип формирования местного управленческого аппарата власти, не позволяющего в полной мере соответствовать органам местного самоуправления тем основным принципам, которые в современности являются основой идеи местного самоуправления – свобода вступления в органы местного самоуправления. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования органов власти.

Местное самоуправление в советский период претерпевало период застоя, поскольку с 1917 по 1990 годы власть была централизованной и органы местного самоуправления потеряли свои былые полномочия. Фактически, общественное управления делами местного значения на отдельных территориях осуществлялось в немного иных формах. Это были местные государственные органы публичной власти, которые всё же обладали обособленностью от государственной власти в сфере решения местных вопросов.


В современной России, а именно с 1990 года и в том числе с принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году, за органами местного самоуправления было закреплено право на существование и осуществление своей деятельности в решении вопросов местного значения в отношении всех сфер жизни общества .

Сейчас можно с уверенностью сказать, что в основных чертах этот институт народовластия у нас создан. На федеральном уровне и практически во всех субъектах Федерации имеется законодательная база, устанавливающая статус и правовой режим самоуправления. Определены территории местных сообществ, уточнена система муниципальных образований. Фактически завершено структурирование органов местного самоуправления[7].

Существенный вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных форм и полномочий внесла Конституция России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России, включающую в себя:

  • территориальные границы местного самоуправления;
  • установленные на законодательном уровне механизмы местного самоуправления;
  • перечень основных принципов системы местного самоуправления;
  • регламентированные полномочия органов местного самоуправления и внутриструктурные полномочия должностных лиц местного самоуправления;
  • законодательно утвержденные гарантии свободного осуществления местного самоуправления.[8]

Принципы местного самоуправления – это основополагающие идеи, обусловливающие организацию и деятельность населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Они отражают сущность местного самоуправления как особой формы организации власти, определяют его функции и полномочия. Соблюдение принципов местного самоуправления является обязательным для населения муниципального образования, органов государственной власти и местного самоуправления.

Выделяют следующие принципы местного самоуправления.

  1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления.
  2. Принцип законности в деятельности органов местного самоуправления требует безусловную организацию деятельности органов местного самоуправления исключительно в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает соблюдение законности в системе местного самоуправления, а именно, осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм.
  3. Гласность деятельности местного самоуправления. Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения посредством публикации в местных СМИ, гарантирующих прозрачность деятельности органов местного самоуправления.
  4. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления, поскольку управление общественной жизнью и исполнение общественных интересов должно осуществляться при полном подчинении главе администрации.
  5. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, добровольных выборов и других форм прямого изъявления народной воли. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями.
  6. Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
  7. Организационное обособление местного самоуправления его органов в системе управления государством и функциональная связь с органами государственной власти.
  8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы муниципального образования правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.
  9. Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.
  10. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Европейская Хартия местного самоуправления исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочий.[9] Этот важнейший принцип местного самоуправления был закреплён в Конституции Российской Федерации, которая в свою очередь гарантирует экономическую и финансовую самостоятельность органов местного самоуправления, признает и защищает муниципальную собственность и право. Этим же документом органам местного самоуправления предоставляется право на самостоятельное распоряжение местным бюджетом, установление местных налогов и сборов.
  11. В соответствии с Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В рамках данных общих принципов субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.[10]
  12. Государственная гарантия местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.
  13. Ответственность всех органов и должностных лиц перед населением и ответственность субъектов муниципального управления перед государством.

1. 3 Функции и полномочия системы органов местного самоуправления

Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно данному закону местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В статье 17 Федерального закона рассматриваются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К ним относятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;


7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Статья 19 Федерального Закона определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.