Файл: Система органов местного самоуправления (Аппарат представительного органа местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты понятия местного самоуправления
1.1 Характерные черты системы местного самоуправления
1. 3 Функции и полномочия системы органов местного самоуправления
Глава 2. Структура и характеристика полномочий различных органов в составе местного самоуправления
2.1 Аппарат представительного органа местного самоуправления
2.2 Исполнительные органы местного самоуправления
Введение
Органы местного самоуправления характеризуют децентрализованный характер государственной власти и представляют собой не просто местную территориальную администрацию, решающую насущные вопросы населения, это система органов со сложной структурой, представительными, исполнительными и иными органами, осуществляющими свою самостоятельную от центральной государственной власти деятельность во имя исполнения интересов и обеспечения нужд граждан вверенной в её ведомство территории. В широком смысле деятельность органов местного самоуправления сконцентрирована вокруг решения вопросов местного значения при помощи властных полномочий, данных им федеральным законом. Местное самоуправление всегда имеет выборный характер и состоит из представительного органа во главе с выборным главой, администрации, исполнительных и иных органов, осуществляющих контроль и порядок на отдельной территории.
Актуальность темы исследования, представленной в данной курсовой работе, определяется весомой значимостью органов местного самоуправления в государственной, политико – правовой и социальной сферах жизни общества, живущего в правовом демократическом государстве. Органы местного самоуправления выражают инициативу граждан самостоятельно выявлять проблемные вопросы и нужды общества, определять возможные пути их решения и самостоятельно и эффективно решать текущие вопросы. Данные полномочия гарантированы органам местного самоуправления Конституцией Российской Федерации, соответствующими законодательными актами и уставом органа местного самоуправления. В качестве средства осуществления полномочий, в ведомстве органов местного самоуправления находится местный бюджет и внебюджетные средства.
Местное самоуправление существует и способно реализовывать свою деятельность в условиях, когда существующий спектр проблем местной территории возможно решить при помощи на уровне муниципальных органов и их средств. Необходимым условием для осуществления деятельности местного самоуправления должно быть её полное соответствие региональным и общегосударственным законам, но в то же время разграничение обязанностей, полномочий, собственности и финансово – бюджетных средств с государственными центральными органами власти. Именно в условиях повсеместно организованной работы системы местного самоуправления активные и неравнодушные граждане способны изъявлять инициативу в управлении местной территории и быть сопричастными в решении текущих вопросов об укладе местной жизни.
В ходе исследования были изучены работы в сфере данной проблематики таких авторов, как Э. П. Кутафин, В. В. Лазарев, А. Б. Венгеров, В. С. Нерсесянц, Г. В. Атаманчук.
Объект исследования – система органов местного самоуправления.
Предметом исследования являются органы местного самоуправления, их структура, функции, полномочия и взаимодействие с органами государственной власти.
Цель данного исследования заключается в изучении и анализе основных характеристик и направлений работы системы органов местного самоуправления, а также в попытке выявить проблемы и возможные пути их решения во взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти.
В соответствии с целью, был определён ряд следующих задач исследования:
- выявить сущностные особенности системы органов местного самоуправления и определить их роль в возможности осуществления народной воли;
- провести анализ появления, исторического развития и правовой основы существования органов местного самоуправления;
- выявить и изучить основные функции, задачи и полномочия;
- исследовать структурные составляющие системы органов государственного управления, их функции и сферы деятельности;
- проследить пути взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти, выявить характерные для них проблемы и осуществить попытку в поиске их возможных решений.
Представленный спектр целей и задач исследования объясняется современной ситуацией возрастающего интереса к вопросу работы органов местного самоуправления как органа, выражающего реальные интересы народа и способствующего организации эффективной работы с удовлетворением потребностей и нужд граждан. Кроме того, повсеместно возникающие в большом количестве общественные и политические организации, представляющие различные программы и идеи самоуправления свидетельствуют об общественной заинтересованности общества в вопросе местного самоуправления.
Курсовая работа содержит введение, главу, посвященную теоретическим аспектам системы местного самоуправления как явления, главу, содержащую анализ структуры органов местного самоуправления и их взаимодействие с государственной властью, заключение и список использованной литературы и источников.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия местного самоуправления
1.1 Характерные черты системы местного самоуправления
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление может осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. [1]Закон предусматривает ограничение прав граждан на местное самоуправление на отдельных территориях в целях обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и защиты конституционного строя. При этом, важно отметить, что препятствием к осуществлению прав граждан на местное самоуправление не может выступать численность населения.
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации[2], самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей. Здесь же следует представить наиболее полное определение самого понятия. Местное самоуправление – это негосударственная форма выражения воли и власти народа, осуществляемых определённым территориальным или районным сообществом при самостоятельном выявлении и решении вопросов местного значения в соответствии с законами Российской Федерации. [3]
Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то этот термин следует понимать, как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность. Местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление.[4] К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-тепло-, водоснабжения и канализация. Кроме того, муниципальные образования должны быть обеспечены полной экономической и финансовой самостоятельностью.
Такое разнообразие областей осуществления власти на уровне местного самоуправления характеризует и методы, применяемые в нём, а именно:
-экономические;
-организационно-распорядительные;
-социально-психологические.[5]
Сочетание всех этих методов при осуществлении властных полномочий на местах позволяет достичь наиболее эффективного развития территории.
Для более полного ознакомления с понятием и структурой работы органов местного самоуправления на теоретическом уровне, следует отметить следующие принципиальные моменты – характеристики:
- наличие у муниципального образования собственности и автономного бюджета;
- существование и реальное функционирование местных представительных органов;
- отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему; соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления;
- реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;
- выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями, осуществление контроля над аппаратом управления;
- свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах; гарантия социальной защиты населения, образующего местное сообщество, особенно при проведении крупномасштабных преобразований.
Существование органов местного самоуправления и муниципалитетов необходимо для того, чтобы местное политически направленное сообщество и общество в целом имели свободу в решении социальных, экономических, политико – правовых и иных вопросах, возникающих на территории их преимущественного проживания и их решение в соответствии с интересами населения и различными особенностями муниципального образования. К примеру, такие региональные особенности, как невозможность постройки назначенных высшим руководством зданий для больниц в регионе, где вечная мерзлота диктует необходимость строить дома на сваях, может быть в полной мере проконтролирована лишь органами местного самоуправления. [6]
Кроме вышеупомянутой необходимости существования органов местного самоуправления, их существование имеет ещё целое множество положительных и практически необходимых черт, о которых речь пойдёт в третьей главе, где более подробно рассматривается характер взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления.
Современная ситуация в России такова, что органы местного самоуправления имеют практически полную свободу, ведь в подобных условиях местное сообщество получает реальное право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью и находить решения многих других местных вопросов. Органы местного самоуправления имеют право на формирование, утверждение и исполнение предписаний по местному бюджету. Система местного самоуправления даёт гарантии и обеспечивает исполнение государственных стандартов по основным показателям уровня качества жизни российских граждан, что создаёт благоприятные условия для осуществления воли и власти народа в свободной форме, но в условиях закона.
Население, образующее местное сообщество, приобретает полную свободу в выборе и использовании форм осуществления методов демократии организации сборов, собраний и конференций. Население имеет закрепленное федеральным законом и уставом местного сообщества право на проявление инициативы по всем вопросам по всем вопросам местного значения. Это способствует развитию собственной правовой базы муниципальных образований в сочетании с федеральной правовой базой. Проекты местных нормативно-правовых актов, внесенные населением в органы самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — обнародованию для всеобщего сведения.
Появление таких негативных явлений, как преобладание в условиях местного самоуправления частных интересов над общими и интересов местного сообщества над общенациональными, ослабление межрегиональных социально-экономических связей, возникновение трудностей в разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих проектов и программ в связи с ограниченностью средств отдельно существующих местных сообществ и многие другие, может быть исключено при правильной организации местного самоуправления.
Для более полного понимая цели существования органов местного самоуправления следует кратко отметить область первоочередных задач:
- Определение и формулировка социальных потребностей и целей населения, проживающего на территории подвластного ему муниципального образования, района или региона.
- Выявление потребности этой территории в материальных, финансовых и трудовых ресурсах. Определение уровня безработицы, и наоборот, обеспечение возможности успешного соискания рабочих мест всеми жителями.
- Контроль и корректировка эффективности работы производственных и хозяйственных предприятий и организаций, вне зависимости от частного или муниципального характера, формы и ведомственной принадлежности данной собственности.
- Поддержание благоприятного уровня и качества финансового и хозяйственного обеспечения местных организационных групп и сообществ.
- Обеспечение возможности свободного участия населения в обсуждении вопросов в отношении социально – экономического развития и свободы проявления инициативы в рамках, установленных законом.
- Контроль над расходами и формирование устойчивых источников дохода местных бюджетов, повышение уровня жизни населения на территории самоуправляемого региона.
- Формирование комфортных условий для работы, проживания и досуга жителей региона, повышение его привлекательности в целях привлечения новых инвестиционных вложений, маркетинг территории, сохранение культурных особенностей, памятников и культурно – исторического достояния региона.