Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (ООО «Ванаварская энергетическая компания»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы распределения и использования прибыли предприятия
1.1. Прибыль предприятия как экономическая категория
1.2. Методические подходы к анализу прибыли предприятия
1.3. Способы и методы управления прибылью в организациях
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
2.2. Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия
3.1. Пути совершенствования формирования и использования прибыли на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы объясняется тем, что анализ распределения и использования прибыли предприятия позволяет руководству выявить ошибки в деятельности организации для последующего их исправления, а также выявить резервы роста финансовых результатов, что в последующих периодах позволит организации работать более эффективно. Высокая прибыль является основной целью всей финансовой политики хозяйствующих субъектов. Именно получение прибыли служит основой для реализации всех мероприятий и целевых ориентиров, которые были в планах и которые должны быть реализованы при помощи финансовых ресурсов. В условиях реализации коммерческой деятельности, каждое предприятие нуждается в финансовом обеспечении, которое образуется за счет активов компании, средств на банковских счетах.
Целью данной работы является исследование анализ и повышение эффективности управления прибылью предприятия на примере ООО «Ванаварская энергетическая компания».
Задачами данной работы являются:
- раскрыть теоретические основы формирования и использования прибыли предприятия;
- провести анализ финансовых результатов деятельности ООО «Ванаварская энергетическая компания»;
- предложить рекомендации по совершенствованию управления прибылью ООО «Ванаварская энергетическая компания».
Объектом исследования в работе выступает ООО «Ванаварская энергетическая компания».
Предмет исследования – прибыль ООО «Ванаварская энергетическая компания».
В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения, анализа и статистики. Благодаря использованию данных методов, написание работы получилось более емким и рациональным.
Научную основу работы составили периодические издания, а также труды и авторов по вопросам исследования финансов предприятия, такие как Л.А. Горбачева, В. Н. Опарин, И. Т. Балабанов, Д.А. Ендовицкий, З.А. Кипкеева, А. А. Мицкевич, Н.П. Любушин и других.
Структура работы. Работа состоит из введения, отражающего суть работы, а также его предмет, объект, цели и задачи работы, трех глав, отражающих специфику работы, заключения, в котором подводятся итоги по работе, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические основы распределения и использования прибыли предприятия
1.1. Прибыль предприятия как экономическая категория
В первую очередь необходимо понять содержание рассматриваемого понятие, поэтому рассмотрим трактовку его сущности различными авторами.
Согласно Л. А. Горбачевой, «Прибыль – это конечный результат производственной и коммерческой деятельности фирмы, это главный фактор, который стимулирует предпринимательскую деятельность» [9, с. 7].
Прибыль также можно рассматривать в качестве двигателя производства. Вообще, прибыль на предприятии в разные периоды времени является неравнозначной и изменяется в зависимости от многих факторов (сильная конкуренция, общая экономическая нестабильность в стране и др.).
По мнению В. Н. Опарина, прибыль определяется как «безусловный доход от факторов производства, который выступает в качестве вознаграждения за предпринимательскую деятельность, усовершенствования и нововведения технического характера, за грамотную оценку рисков, их прогнозирование, и принятие взвешенных решений» [18, с. 20].
И. Т. Балабанов рассматривает прибыль с точки зрения ее происхождения, как «награду», которая была заработана благодаря предпринимательской инициативе. Он считает, что это «неожиданная» прибыль, полученная при наиболее благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанная соответствующим законодательством (легализованная)» [3, с. 17].
Таким образом, под прибылью следует понимать финансовые ресурсы, которые являются частью вновь созданной стоимости, выступающей в качестве одной из форм чистого дохода коммерческой организации, который образуется в сфере материального производства или в сфере предоставления услуг. Организация получает прибыль после того, как произойдет производственный цикл выпускаемого продукта, то есть, когда воплощенная в определенном продукте стоимость после осуществления стадии обращения примет денежную форму. Не следует путать такие понятия, как доход предприятия и прибыль. Доход предприятия, в отличие от прибыли, представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (то есть это часть выручки, оставшаяся после вычета из нее материальных затрат на производство продукции).
Прибыль является основным источником финансовых ресурсов коммерческой организации. Главной задачей любого современного предприятия является получение как можно большей прибыли. Предприятие прибыльно в случае превышения выручки над себестоимостью продукции и наоборот, предприятие считается убыточным, если затраты превышают выручку.
Когда у предприятия есть прибыль, это позволяет ему наиболее полно удовлетворить экономические интересы самого предприятия, его собственников, работников и государства [10, с. 109].
Реализация экономических интересов предприятия состоит в том, чтобы постоянно увеличивать его прибыль, которая в дальнейшем идет на последующее его развитие.
Также в росте прибыли заинтересованы и собственники организации, поскольку именно ее рост способствует увеличению ресурсов их собственности и росту получаемых ими дивидендов.
Для работников предприятия заинтересованность в увеличении прибыли связана с тем, что ее рост будет способствовать созданию дополнительных возможностей для их материального поощрения и стимулирования [13, с. 66].
Удовлетворение экономических интересов государства осуществляется через уплату налогов, с помощью которых оно решает определенные социальные задачи.
Таким образом, можно сказать, что значение прибыли в условиях рыночной экономики огромно. Для ее получения товаропроизводители предпринимают самые различные действия: увеличивают объемы производства продукции, необходимой потребителю, снижают затраты на производство продукции. При здоровой конкуренции это является не только средством достижения цели предпринимательства, но и способом удовлетворения потребностей современного общества. Для предпринимателя прибыль - это не только самоцель деятельности, но и важный сигнал, который указывает, где и как можно добиться максимальной положительной динамики в приросте стоимости, создающий стимул для инвестирования в эти сферы.
Каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с проблемами поиска путей повышения эффективности своей деятельности. Такой поиск приводит к нахождению решения путем увеличения выручки от реализации или сокращения затрат. Сокращение затрат - очень непростой способ достижения роста рентабельности своей деятельности. Гораздо более манящим является изыскание резервов роста выручки, цифры увеличивающихся столбиков которой, как мантру, повторяет предприниматель [16, с. 11].
При этом возрастание выручки также возможно в двух направлениях — увеличиваем цену и переходим в другой сегмент или наращиваем объемы продаж. С ценой сложнее — конкуренты могут переманить клиентов на свою сторону, мотивируя беспрецедентной выгодой. А вот с объемами возможны варианты. И здесь на помощь придет предпринимателю не только искусство продаж, которым он владеет или планирует овладеть более виртуозно, но и стройная система управления всей коммерческой деятельностью его любимого детища — его предприятия.
Многие ученые-экономисты выделяют в своих работах следующие виды прибыли. Схематично классификацию видов прибыли отобразим на рисунке 1.
Рис. 1. Виды прибыли [19, с. 235]
Как можно заметить из данных рисунка 1, все виды прибыли подразделяют на несколько основных групп исходя из признаков деления.
По порядку формирования выделяют – маржинальный доход, валовую прибыль и т.д.
По источникам формирования – прибыль от реализации услуг, прибыль от реализации имущества и тд.
По видам деятельности – прибыль от финансовой деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности и т.д.
По характеру использования – прибыль, направленная на дивиденды, капитализированная прибыль
По периодичности получения – чрезвычайная прибыль, регулярная прибыль
Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий, которое отображено на рисунке 2.
Значение прибыли для предприятия
в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности
используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;
выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.
Рис. 2. Значение прибыли в организации [17, с. 21]
Прибыль представляет собой основной финансовый ресурс организации, источник развития и расширения производственной базы, формирования доходной части бюджетов разных уровней, развития социальной сферы. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы собственникам и учредителям организации. По показателю прибыли инвесторы судят о целесообразности инвестиций в организацию, поставщики – о платежеспособности организации, а кредитные учреждения оценивают возможность организации по возврату заемных средств.
Таким образом, можно сказать о том, что прибыль можно назвать основополагающим источником доходов предприятия в условиях рыночной экономики и значение прибыли трудно переоценить.
1.2. Методические подходы к анализу прибыли предприятия
В качестве основы для более детального анализа формирования прибыли выступает в первую очередь, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности, в содержании которой находятся данные о величине выручки от продаж готовой продукции (работ, услуг) без учета налогов; себестоимости реализованных товаров; коммерческих и управленческих расходов; прочих доходов и расходов; чистой прибыли, а также расшифровку отдельных прибылей и убытков [5, с. 31].
На первом этапе определяется валовая прибыль. Она рассчитывается как разница между выручкой от продажи продукции и ее себестоимостью (1) [14, с. 176]:
ВП = В – С, (1)
где В - выручка предприятия, полученная от реализации продукции (работ, услуг);
С - себестоимость продукции (работ, услуг).
На следующем этапе производится расчет прибыли от продаж (Ппр) (2):
Ппр = ВП - Рком – Рупр, (2)
где Рком – коммерческие расходы;
Рупр – управленческие расходы.
С учетом сальдо прочих доходов и расходов определяется прибыль до налогообложения.
Далее производится расчет прибыли до налогообложения (Пдон) (3):
Пдон = Ппр ± операционные доходы и расходы ± внереализационные доходы и расходы (3)
В экономике при анализе и расчетах прибыли зачастую используются и другие показатели прибыли, которые различаются по своей структуре. Так, например, маржинальная прибыль определяется разницей между выручкой и переменными расходами, а экономическая прибыль – это прибыль до уплаты налогов и процентов за пользование заемными средствами.
После того, как были установлены отложенные налоговые активы и обязательства, рассчитывается текущий налог на прибыль и чистая прибыль отчетного периода [12, с. 133]. Формула для расчета чистой прибыли (ЧП) (4):
ЧП = Пдон – Нпр.тек., (4)
где Нпр.тек. – текущий налог на прибыль.
Более полную картину результатов финансово-хозяйственной деятельности показывает рентабельность. Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность компании. Рассчитывается она как отношение полученной прибыли к затраченным средствам или объему продаж.
Существует четыре основных вида рентабельности:
1. Рентабельность активов (Ра) показывает способность активов предприятия обращаться в прибыль. Другими словами, она показывает, сколько прибыли приходится на каждый вложенный в организацию рубль. Рассчитывается рентабельность активов по формуле (5):
Ра = П / А* 100, (5)
где А – среднегодовая величина активов,
П – прибыль предприятия.
2. Рентабельность продаж (Рп) показывает, сколько чистой прибыли заработало предприятие с каждого рубля проданной продукции и рассчитывается (6):
Рп = П / В * 100, (6)
где В – выручка от продаж.
3. Рентабельность продукции (Рпр) – показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого вложенного в продукцию рубля (7).
Рпр = П / С, (7)
где С – себестоимость продукции.
4. Рентабельность собственного капитала (Рск) – показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственного капитала и характеризует эффективность его использования. Рассчитывается рентабельность собственного капитала следующим образом (8):