Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Необходимость финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая политика любого государства имеет такие цели как стабильность экономического развития, управление инфляцией, баланс внешней экономики. Цели эти достигаются путем вмешательства государства в регулирование всех звеньев экономической системы. Таким образом возникает осуществление регулирующей функции финансов.

В процессе регулирования также участвует и стимулирующая функция финансов, когда некоторые сегменты экономики в целях поощрения снабжаются финансовыми ресурсами для большего развития своей деятельности, а другие сегменты, наоборот, ограничиваются в поступлении финансовых средств.

Финансы – это система денежных взаимоотношений, при помощи которых становится возможным осуществление формирования и использования денежных средств в процессе денежного оборота.

По сути, финансы – это фактор возникновения финансово-экономических отношений, на которых держатся все экономические процессы.

Финансы подразделяются на группы: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы домохозяйств.

Каждое из этих звеньев одной, по сути, системы выполняет свою функцию, играет свою роль в цикле денежных оборотов и экономических процессов.

Однако, эти группы создают единую систему, эффективное функционирование которой может обеспечить высокий уровень развития экономики, других отраслей, а также качества жизни населения.

Это делает финансы главным инструментом регулирования экономики любого масштаба.

Для обоснования этих слов в данной курсовой работе необходимо раскрыть такие понятия, как сущность финансов и их функции, предназначение, их влияние на экономические процессы и участие в них как внутри страны, так и за ее пределами, взаимодействие со всеми элементами экономической системы.

Целью данной курсовой работы является определение сущности финансов, их функций, а, главное, роли в регулировании экономики.

На данный момент предмет управления финансами является как никогда важным вопросом в развитии экономической системы в связи с непростой ситуацией во многих странах с экономическим упадком, в странах, относящимся к развивающимся и др.


ГЛАВА 1. ФИНАНСЫ. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ И ФУНКЦИИ

1.1. Возникновение финансов

Термин «финансы» возникает из латинского языка от слова «финиш», что в денежных отношениях между населением и государством означало конец или завершение платежа, окончательный расчет.

Затем от этого термина произошло само слово «финансы» (finansia), которое означало непосредственно денежный платеж. Позже термин «финансы» применялся в гораздо более широком смысле, то есть, как совокупность общественных доходов и расходов. Еще позже появляется такой термин как «публичные финансы», который и определяет сложную совокупность государственных доходов и расходов.

Возникновение финансов и развитие науки в данной сфере было обоснованно реальной необходимостью, которая исходила из практической действительности тех времён. Разрабатывалась основа финансовой науки: доходы государства, налогообложение и прочее.

Со временем происходило развитие товарно-денежных отношений, увеличение роли государства в экономике страны, возникновение рыночной экономики, развитие финансов, как инструмента этой экономики. Финансы – историческая категория, они присутствуют во всех формациях с наличием товарно-денежных отношений и государства.

Самый важный признак финансовых ресурсов – это их денежный характер, их денежное выражение в наличной и безналичной формах. Кроме товарно-денежных отношений для возникновения финансов необходима и регулирующая роль государства, в котором финансы становятся рычагом воздействия государства на общественное воспроизводство.[1]

Возникновение финансов напрямую зависело от развития общества. На некотором этапе истории возникает фонд денежных средств государства – бюджет, распоряжение которого не могло осуществляться лишь главой государства.

Еще одним не менее важным фактором в возникновении финансов было то, что формирование и использование бюджета начало иметь системный характер, а именно: возникали системы доходов и расходов государства, закрепляемые на законодательном уровне. Если раньше государственные доходы сформировывались в основном за счет натуральных податей и повинностей, то позднее преимущественной формой налогов становилась денежная форма. 


Финансы имеют два основных этапа развития:

1. Первый этап: неразвитая форма финансов, когда большая часть денежных средств приходилась на военное обеспечение, а финансовая система состояла из одного звена – бюджета.

2. Второй этап развития финансов объясняется появлением финансовой системы, которая была несколько сложнее предыдущей. Такая финансовая система включала в себя государственный бюджет, страхование, государственное кредитование.

Через финансы государство может оказывать сильное влияние на социальную сферу. Во времена государственно-монополистического капитализма развивались все элементы финансовой системы: бюджет государства, финансы предприятий, страхование, кредитование и прочее. Финансы превращаются в основной рычаг косвенного воздействия государства на общественное производство. 

1.2. Сущность и функции финансов

Финансы – это часть производственных, часть денежных отношений, но экономическая сущность категорий «финансы» и «деньги» различна, различны и функции, выполняемые ими.

Сущность финансов заключается в обеспечении всех возможных экономических процессов на всех уровнях. Финансы являются главным и универсальным инструментом всех экономических отношений.

Сущность финансов отражается в своих базовых функциях:

1. Накопительная или аккумулирующая функция финансов - процесс накопления денежных средств или финансовых активов, предназначенных для возможности функционирования каких-либо процессов.

2. Распределительная – функция для покрытия целевых потребностей соответствующей системы, объекта, субъекта в финансовых ресурсах.

Распределительная функция обеспечивает те отношения, которые связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода.

 Валовой внутренний продукт заключает в себе стоимость затрат материального характера, амортизационные отчисления и национальный доход.

Национальный доход состоит из прибавочного продукта и необходимого.

Необходимый продукт (заработная плата и другие денежные доходы) необходим для потребления работниками сферы производства. [2]

Чистый доход предприятий, прибавочный продукт выступают в виде доходов предприятий материальной сферы производства. В результате первичного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода сформировываются первичные доходы работников сферы материального производства и предприятий. В результате дальнейшего распределения или перераспределения образуются вторичные или производственные доходы. Главным источником вторичного распределения считается именно чистый доход. За счет него обеспечивается процесс расширенного воспроизводства. Оставшаяся часть перераспределяется и отходит на централизованные государственные денежные фонды. С помощью централизованных денежных фондов государство может выполнять свои функции. Роль финансов при распределении и перераспределении неравнозначна. То есть, первичное распределение связано с такими экономическими инструментами как цена, заработная плата, а перераспределение осуществляется в основном при помощи финансов. Контрольная функция исходит из распределительной функции и осуществляется в процессе контролирования распределения валового внутреннего продукта, национального дохода, чистого дохода по соответствующим денежным фондам и, соответственно, их использования.


3. Контрольная функция выражается в анализе и контроле количественных и качественных параметров процессов траты денежных средств.

Контрольная функция количественно показывает экономические процессы, которые связаны непосредственно с распределением и перераспределением суммарного общественного продукта. 

Контрольная функция связана с нормативным характером финансовых отношений. Предварительное планирование конкретных субъектов этих отношений, объемов и сроков, целевое использование денежных средств закреплено в нормативных актах.

Нормативными актами регламентируются сами условия распределения доходов и прибыли, которые уже направляются на расширенное воспроизводство, условия платежей в бюджет, финансирование из бюджета, кредита, формирования и использования разных денежных фондов хозяйствующих субъектов. 

Контроль соблюдения нормативных актов, которые выражают суть распределительной функции, показывает в первую очередь содержание контрольной функции. Именно в этом и состоит неразрывная связь этих двух функций.  Однако, первичной в этом взаимодействии считается распределительная функция, так как без этой функции контрольная функция никак не может существовать, из-за отсутствия субъекта контроля. Следовательно, контрольная функция есть производная от распределительной функции. [3]

Две неразрывно связанные стороны финансовых отношений выражаются в контрольной и распределительной функции. Способом реализации контрольной функции является финансовая информация, заключенная в финансовых показателях статистической, оперативной, бухгалтерской отчетности. При помощи этих финансовых показателей (таких как выручка, прибыль, рентабельность, оборачиваемость, платежеспособность и другие) есть возможность контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, а также эффективность и результативность экономических процессов на микроуровне и макроуровне. 

Реализация контрольной функции напрямую зависит от финансовой дисциплиной, следования установленным нормам и правилам выполнения денежных обязательств. Самой важной задачей контроля финансов считается проверка полного соблюдения всех установленных законов по финансовым вопросам, своевременного и полного исполнения всех финансовых обязательств перед бюджетом, целевыми фондами государства и банками, и, конечно, исполнение взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам. На практике финансовый контроль осуществляется через деятельность органов финансового контроля. 


4. Инвестиционная функция осуществляется в организации и вложение денежных средств в проекты.[4]

Система экономических отношений

Система экономических отношений заключает в себе стадии:

  1. Производство;
  2. Распределение;
  3. Обмен;
  4. Потребление;

Сущность денег выражается и с помощью функций, которые они исполняют. Как правило выделяют пять функций денег:

  1. мера стоимости;
  2. средство платежа;
  3. средство обращения;
  4. средство накопления;
  5. мировые деньги.

Общественный продукт проходит несколько стадий: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы принимают участие в распределении стоимости и ее использовании. При этом финансы одновременно выполняют две функции: распределительную и контрольную. Денежные отношения возникают в процессе использования необходимого продукта. Финансы связаны с прибавочным продуктом, чистым доходом общества. Распределение прибавочного продукта осуществляется с целью повторения производства не в прежних, а в возрастающих масштабах. Более того, часть прибавочного продукта поступает в распоряжение государства на содержание властных структур, армии, правоохранительных органов и другие общегосударственные нужды. Это осуществляется через налоги посредством создания децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. Сфера функционирования прибавочного продукта – финансовые отношения. Деньги опосредствуют движение всех частей общественного продукта.

Отрыв денежных отношений от их материально-вещественных элементов, которые они опосредствуют и проявление их в новом качестве прибавочном продукте (чистом доходе хозяйствующих субъектов и общества) превращает эти денежные отношения в финансовые. 
Финансовыми являются денежные отношения, которые опосредствуют отношения распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта – прибавочного продукта. В результате распределения прибавочного продукта образуются целевые фонды денежных средств предприятий (децентрализованные) и государства (централизованные). Совокупность этих целевых фондов денежных средств образует финансовые ресурсы государства и субъектов хозяйствования. Финансовые ресурсы являются материальной основой деятельности отдельных предприятий, организаций, учреждений и государства в целом. 
Исходя из вышесказанного, финансы – экономические (производственные) отношения по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на расширенное воспроизводство и общегосударственные нужды. Использование прибавочного продукта посредством образования целевых фондов денежных средств является наиболее эффективной формой его расходования. 
Основным материальным источником денежных ресурсов и фондов является национальный доход страны или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства средств производства. 
С помощью финансов происходит создание и использование национального дохода. Таким образом, финансы отличаются от денег и по содержанию, и по выполняемым функциям. Деньги имеют более древнюю историю. 
Деньги – это всеобщий эквивалент, средство измерения затрат сырья, рабочей силы. Движение денег сопровождается параллельным движением материально-вещественного продукта, это акт купли-продажи. Финансы – средство распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), средство контроля за образованием и использованием денежных ресурсов. Таким образом финансы – это экономические (производственные) отношения поскольку они возникают в общественном производстве. Финансы могут проявляться в разнообразных формах на поверхности общественной жизни, но обязательно сопровождаются движением наличных или безналичных денежных средств, т.е. финансы – часть денежных отношений. Финансы как часть производственных, денежных отношений имеют объективный характер и выступают как экономическая категория. Особенность финансов, как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Существование денег является обязательным условием существования финансов. Поэтому в условиях натуральных взаимоотношений финансы не существуют. Реальное движение денежных средств происходит на стадии распределения и обмена. Но обмен обслуживается деньгами как всеобщим эквивалентом, совершаются акты купли-продажи, т.е. стадия обмена осуществляется в помощью денег как таковых. 
Областью возникновения и функционирования финансов является стадия распределения, где происходит отрыв стоимости от движения товаров и ее отчуждение, т.е. переходом из рук одних владельцев в руки других или целевым обособлением стоимости в рамках одного владельца. 
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды целевого назначения. На разных уровнях процесса воспроизводства и на предприятиях, и в экономике страны в целом образуются и используются фонды денежных средств. Причем не имеет значения в какой форме эти деньги выступают в виде наличных денежных знаков, кредитных карточках или в записях на банковских счетах. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и выполнения функций государства, и составляет финансы общества. Финансы, как часть производственных отношений, относятся к базису и закрепляются правовыми актами.[5]