Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов ( Нотариальная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К сожалению, как показывает практика, правоохранительная деятельность приобретает новые соответствующие современным задачам и востребованные веянием времени качества с трудом.

Общеизвестен факт – качество государственного управления в правоохранительной сфере напрямую зависит от уровня развития правового регулирования государственной (правоохранительной) службы и правоохранительной деятельности.

Однако, можно констатировать следующее сложившееся положение дел: с точки зрения правового регулирования именно государственная (правоохранительная) служба и правоохранительная деятельность, по сравнению с установленными в действующем законодательстве видами государственной службы Российской Федерации (федеральной гражданской и военной) и одноименными видами деятельности, находится в ущемленном и не вполне определенном положении [25, с. 126].

Хотя, бесспорно, правоохранительная служба играет важную роль в современном государственном управлении, вместе с тем благодаря трудно объяснимым правотворческим стараниям законодателя правовое регулирование таковой и в настоящее время до сих пор в полном объеме не систематизировано, отсутствуют единые правовые основы и теоретические подходы к определению их специфики, не вполне четко определены и субъекты правоохранительной службы [19, с. 23].

Оценить такую позицию законодателя можно с точки зрения

26

юридической техники, согласно требованиям, которой юридический язык закона должен быть точным, ясным и достоверным. Так как от качества текста закона зависит степень регулирования системы видов государственной службы и определение места правоохранительной службы среди них, а также эффективность осуществления правоохранительной деятельности. В широком смысле такой оборот, как «иных видов» (ст. 2 ч. 1) [2] не добавляет, ни точности, ни ясности в построение самой системы государственной службы в РФ.

Не говоря уже о том, как должны действовать сами законодатели, да и правоохранительные органы, приводя в соответствие с названной поправкой законы и подзаконные акты, регулирующие «иные виды» государственной службы. Встает риторический вопрос: иные – это какие? Он остается без ответа со стороны законодателя. Актуальная в свое время задача – принятие Федерального закона о правоохранительной службе, закрепляющего ее организацию, требования и прохождение, решена просто и виртуозно, как в жизни – нет человека и нет проблемы.

Нет упоминания в законе правоохранительной службы, следовательно, нет надобности разрабатывать и принимать такой закон. В свою очередь правоохранительная деятельность также вполне обоснованно рассматривается как ведущая правовая форма осуществления государственных функций, значимость которой нельзя недооценивать. Вместе с тем, по настоящее время в федеральном законодательстве нет понятия этой деятельности, не определены ее цели, задачи, принципы и не установлено ее общее содержание.


Представление о том, что «понятие правоохранительной деятельности считается как бы само собой разумеющимся» [15, с. 127] совершенно не оправданы. Прежде всего, потому, что не существует дефиниции самих правоохранительных органов и в законодательстве четко не определено,

какие государственные органы относятся к правоохранительным. А

27

отсутствие данных понятий в понятийном аппарате действующего законодательства явно не способствует единообразному пониманию и применению норм в правоохранительной деятельности.

Кроме того, приведенное в Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [6] опорное нормативное определение государственной службы, к которой следует относить в качестве иного вида и правоохранительную, не отражает всей сути данного явления. Дело в том, что для определения государственной службы законодатель использует деятельностный подход, предполагающий, что государственная служба - это «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации и …» (ст. 1 ч. 1). А такой подход позволяет определить организационно - управленческие критерии ее построения: цели и функции, технологии выработки и организации исполнения решений и прохождение на должностях и т.п. [15, с. 127]. Однако, этого недостаточно для установления ее сущности, социального назначения и роли в обществе.

Поэтому принятие Закона о правоохранительной деятельности имеет значение в первую очередь для более полной систематизации правового регулирования и создания единых правовых основ, а также теоретических подходов к определению специфики правоохранительной деятельности, службы и правоохранительных органов. Положения такого закона позволят определить сущность, цели, задачи, принципы, направления (виды) правоохранительной деятельности, а также общие вопросы системы организации и деятельности правоохранительной службы и осуществляющих ее правоохранительных органов.

28


3.2. Специфика совершенствования российского законодательства о нотариате в области защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов

Нотариальные органы в России имеют двойственный административно-правовой статус, сочетающий принципы возложения на нотариусов государственных функций и государственного контроля их деятельности с саморегуляцией [16, с. 172].

Определение юридической природы российского нотариата предполагает проведение функционального анализа деятельности нотариусов. В настоящее время не существует единого мнения по поводу количества и содержания функций, выполняемых нотариатом [15 с. 127]. Разрешение этой проблемы имеет принципиальный характер, так как не только позволит выявить специфику нотариальных действий, но и предоставит возможность для четкого законодательного определения места и роли нотариата в правовой системе государства.

Особого внимания исследователей заслужили публичные функции российского нотариата. М.К. Треушников в качестве основной такой функции определяет охрану права и осуществление предварительного правосудия. В юридической науке она получила название "правоохранительно – юрисдикции - онная функция" [13, с. 4].

Е.В. Гурьевой определена правоохранительная функция нотариата, которая, по мнению исследователя, представляет собой своеобразную детализацию функций Министерства юстиции Российской Федерации, ориентированных как на организацию юридических услуг, так и на оказание правовой помощи. Необходимо также выделить функцию предварительного и последующего контроля за соблюдением законности в гражданском обороте [20, с. 10].

Увеличивая число функций российского нотариата до двух,

29

Р.И. Вергасова называет в числе таковых правозащитную и правоприменительную. Позиция автора объясняется тем, что совершаемые нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, призваны обеспечивать защиту прав и законных интересов всех обращающихся к нотариусам лиц. Совершение же нотариальных действий от имени государства выступает гарантией доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов [21, с. 13].

Е.Э. Денисовой предложена авторская классификация публичных функций нотариата. Весь их комплекс исследователем представлен двумя группами. Так, предупредительно - профилактическая, правореализационная, правоохранительная и фискальная функции нотариата вошли в группу социальных. Правоустановительную, удостоверительную, охранительную и юрисдикционную Е.Э. Денисова определила как содержательные функции [22, с. 6].


Схожая позиция в классификации функционального многообразия нотариальной деятельности принадлежит О.В. Купцовой, которая в работе "Нотариат как субъект юридической помощи в Российской Федерации" [15, с. 129] функции нотариата представила двумя группами: общие (социальные) и специальные (содержательные). Принципиальным различием во взглядах Е.Э. Денисовой и О.В. Купцовой стало исключение последней из общего комплекса специальных (содержательных) функций нотариата охранительной.

Стоит отметить, что близость социальных и содержательных функций и их практическое соединение в процессе осуществления нотариальной деятельности являются теми факторами, которые позволяют охарактеризовать эту классификацию как спорную. Особую роль в числе функций нотариата принадлежит юридическому обслуживанию граждан и организаций, разъяснению им возможностей использования правовых норм,

30

предотвращению разногласий между субъектами возможного правового спора [33, с. 110].

В этой связи наиболее удачной, на наш взгляд, является попытка А.В. Герасимова и П.В. Надтачаева представить в классификационной группе социальных функций нотариата дополнительную - функцию юридического обслуживания населения и оказания ему правовой помощи [26, с. 208].

На нотариат возложена защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций [27, с. 30]. Нотариат, название которого происходит от латинского notarius (писец, секретарь), представляет собой систему органов, которые в рамках осуществления своей деятельности удостоверяют бесспорные права и факты, удостоверяют документы и выписки из них, придают документам исполнительную силу и выполняют другие нотариальные действия по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Стоит отметить такой момент. Обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия [9, с. 36]. При этом законодатель не определяет следующие моменты.

Во - первых, не совсем понятно, какое нарушение порядка может быть охарактеризовано как существенное. С целью исключения разночтений в применении данной нормы судами необходимо соответствующее разъяснение. Полагаю, наиболее подходящим вариантом будет принятие постановления Пленума Верховного Суда о применении судами данного положения законодательства.

Во - вторых, законодателем не определено, в каком порядке осуществляется установление существенного нарушения порядка совершения нотариального действия: устанавливается ли данный факт в


31

ходе судебного разбирательства, на котором представлен нотариальный документ, необходимо ли заявление одной из сторон спора (иного участника процесса) либо суд может установить факт существенного нарушения по своей инициативе. Исходя из изложенного, полагаю необходимым решить обозначенную проблемуна законодательном уровне, дополнив ч. 5 ст. 61 ГПК РФ предложением следующего содержания: "Существенное нарушение порядка совершения нотариального действия устанавливается по заявлению стороны спора либо по инициативе суда, если имеются основания предполагать о наличии таких нарушений".

Поправки коснулись также положений, регламентирующих порядок обеспечения доказательств. Указанному вопросу посвящена ст. 102 Основ законодательства о нотариате [5]. В частности, из статьи было исключено правило, в силу которого нотариус не имел права обеспечивать доказательства по делу, которое в момент обращения заинтересованных лиц к нотариусу находилось в производстве суда или административного органа.

Таким образом, на сегодняшний день нотариус в полной мере наделен правом совершения указанных действий. Внесение данного изменения является логичным, поскольку документы, заверенные нотариусом, наделены повышенной доказательственной силой, что в какой-то степени облегчает задачу суда. По этой причине предоставление нотариусу права на обеспечение доказательств по делу, находящемуся на стадии рассмотрения, своевременно и обосновано, направлено на закрепление доказательств и их всестороннее изучение в более короткие сроки.

На основании изложенного может быть резюмировано следующее.

Внесенные в 2014 годуизменения в законодательство о нотариате могут бытьпризнаны как существенные, повышающие роль нотариата в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Очень важное нововведение коснулось доказательственной силы

32

документов, заверенных нотариусами - они получили повышенную доказательственную силу: обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, были отнесены к числу обстоятельств, не требующих доказывания. Анализ редакции ГПК РФ позволяет говорить нам о необходимости внесения в него изменений и дополнений редакционного характера, целью которых является исключение разночтений в процессе практики его применения.

Таким образом, современному российскому нотариату характерна двойственная правовая природа, проявляющаяся в функционировании нотариата на стыке публичных и частных интересов как связующего звена между гражданским обществом и государством.