Файл: Понятие и признаки государства (Понятие «Государство» в научных трудах).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 1826
Скачиваний: 31
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «Государство» в научных трудах различных мыслителей и исследователей
1.2. Государство как институт власти
2.1. Общая характеристика признаков государства
2.2. Государственный суверенитет как один из признаков государства
2.3. Признаки и принципы правового государства: их соотношение
Суверенитет как признак государства отражает особый статус государства как субъекта международных отношений, а также подчёркивает исключительное положение государства в пределах его собственной территории. В соответствии с этим выделяют внешнюю и внутреннюю форму проявления суверенитета.
Внутренняя форма проявления государственного суверенитета, выражается в верховенстве государственной власти на всей его территории, в установлении правового положения различных организаций и объединений, в установлении правил поведения и действий физических и юридических лиц, в регламентации прав, свобод и обязанностей личности, а также компетенции государственных органов и должностных лиц. Внешняя форма проявления государственного суверенитета выражается в независимости государства на международной арене, в его самостоятельности в отношениях с другими государствами и организациями на основе норм и принципов международного права.
Кроме основных признаков государства в современной юридической литературе выделяются и дополнительные признаки государства, к которым относятся национальная денежная единица, государственные символы (государственный герб, гимн и флаг), язык государственного общения и др.
С учетом выделенных признаков государства и результатов сравнительного анализа подходов к формулировке дефиниции «государство» представляется обоснованным охарактеризовать государство как политико-правовую организацию общества, распространяющую свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующую в интересах всего общества или отдельной его части, обладающую монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение[27].
Таким образом, в теоретико-правовой науке существует множество определений понятия «государство», сформулированных учеными различных специальностей: философами, историками, социологами, юристами. И хотя в формулировках понятия нашли отражение различные исторические, политические, психологические особенности существования государства, универсального понятия «государство» не создано.
В современной отечественной юридической литературе фиксируется понятие «государство» на основе признания основных признаков государства, в качестве которых выделяются: публичная политическая власть, территория, население, государственный суверенитет. Помимо основных признаков государства современные исследователи выделяют дополнительные признаки, а именно: символы (флаг, герб, гимн), памятные даты, атрибуты, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу, национальную валюту, язык государственного общения, систему налогообложения. Дополнительные признаки, также как и основные, дают возможность идентифицировать в формально-юридическом смысле каждое отдельно взятое государство, подчеркивают его самостоятельность в осуществлении своей внутренней и внешней политики, указывают на наличие у него суверенитета.
2.2. Государственный суверенитет как один из признаков государства
Проблема государственного суверенитета является на настоящий момент одной из наиболее дискуссионных как в отечественном, так и зарубежном праве, что непосредственно обусловлено происходящим в мире разнонаправленным процессом фрагментации и глобализации и неоднозначностью интерпретации термина «суверенитет». Полигранность понятия «суверенитет» позволяет автономиям, субъектам федерации и муниципальным образованиям претендовать на его часть и говорить о делимости (дроблении) или об ограничении суверенитета государства. В результате этого, правовые вопросы разграничения предметов ведения начинают сводиться к политическому торгу между государством и его составными частями. Суверенитет перестает быть юридическим критерием государственности (показателем верховенства государства внутри страны и независимости на международной арене). Он приобретает характер политического лозунга, используемого политической элитой в борьбе за власть[28]. Это в свою очередь позволяет утверждать, что анализ вопросов, связанных с пониманием государственного суверенитета в теоретико - правовом аспекте, представляется весьма актуальным.
Рассмотрим основные принципы и свойства суверенитета.
А.Л. Бредихин полагает, что следует выделять следующие принципы государственного суверенитета[29]:
- Политико-правовой характер государственного суверенитета, означающий, что государственный суверенитет обладает двумя измерениями, которыми формируется единое понятие государственного суверенитета - политическим и правовым. Что касается связи между ними, то она может быть определена как содержание и форма, где содержание представлено политическим суверенитетом, а форма - юридическим.
- Атрибутивность государственного суверенитета. Суверенитет - это неотъемлемое свойство государства. Если осуществить исключение суверенитета из государственных характеристик, то у нас уйдет возможность проведения различий между государственными статусами и административно - территориальными единицами государства.
- Реальность государственного суверенитета. Суверенитет государства должен носить реальный характер, то есть, государство должно фактически обладать суверенитетом. В противном случае это будет способствовать порождению формального суверенитета, который не осуществляется практически. Согласно мнению Н.С. Диденко, формальный суверенитет является хрупким и временным. По этой причине необходимо преодолевать фиктивность суверенитета либо за счет того, что признать государство как зависимое и утратившее свой суверенитет, либо посредством изменения юридической конституции, корректировки фактической конституции[30].
- Неисчерпаемость суверенных прав. В соответствии с данным принципом, суверенитет невозможно свести к набору определенных суверенных прав. В конституциях и законодательстве осуществляется установление основополагающих суверенных прав, однако это не означает наличие факта связанности государственной власти данными нормами. В случае необходимости правовые нормы носителя суверенитета подвергаются изменениям, либо вовсе прекращают свое действие. Ограничение перечня суверенных прав является не только невозможным, но также и нецелесообразным, поскольку это оказывает прямое негативное влияние на качество исполнения государственных функций[31].
- Непрерывность государственного суверенитета. Данное качество было выделено Ж. Боденом. Непрерывность суверенитета наблюдается тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой - то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы[32].
Что касается свойств суверенитета, то в науке встречается множество различных их классификаций.
Впервые свойства суверенитета были определены его родоначальником Ж. Боденом. В качестве таковых, по его мнению, выступали пять признаков: а) суверенитет является единым и неделимым - его невозможно разделить между королем и народом, несколькими различными организациями, и не может поочередно осуществляться ими; б) суверенная власть носит постоянный характер - она не может быть временно или на иных условиях быть передана другому лицу; в) суверенная власть является неограниченной и надзаконной - ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет; г) суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам; д) суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным людям[33]. А.Р. Халатов указывает в качестве свойств суверенитета единство, верховенство, независимость государственной власти[34]. И.Д. Левин раскрывает такие признаки суверенитета, как единство власти; монополия или концентрация властного принуждения в руках государства в лице его органов; неограниченность государственной власти; внешняя независимость власти государства[35].
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно констатировать следующее:
- государственный суверенитет является одним из важнейших признаком государства и исследование вопросов, касающихся его понятия, сущности, принципов и свойств, по нашему мнению, представляется весьма актуальным с позиции обобщения и систематизации имеющихся теоретико - правовых знаний в области анализа государственно - правовых явлений;
- принципы суверенитета представлены теми исходными положениями, которые собственно и определяют особенности и суть суверенитета. По мнению большинства ученых - правоведов к основным принципам государственного суверенитета можно отнести его политико - юридический характер, атрибутивность, реальность, неисчерпаемость суверенных прав и его непрерывность;
- под свойствами государственного суверенитета следует понимать качества данного феномена, которые являются отличительными, а именно, речь идет о независимости власти; единстве государственной власти; неограниченности суверенитета; верховенстве государственной власти.
2.3. Признаки и принципы правового государства: их соотношение
Общеизвестно, что доктрина правового государства все больше утверждается как социальная ценность общественного бытия, как один из принципов построения взаимоотношений между человеком и государством, как практический механизм не только для функционирования самоуправления и народовластия, но и для реализации и защиты общепризнанных прав и свобод каждой личности.
Следует согласиться с С. А. Комаровым[36], который считает, что в процессе формирования правового государства реализуются определенные гарантии для развития и совершенствования демократии притом, что существование последней возможно только при господстве права и закона.
На особое место принципа верховенства права указывает С.Р. Бекишиева[37], обращая наше внимание на то, что юридическое понятие «верховенство права» появилось в России благодаря Конституции 1993 года, хотя прямо в тексте Конституции эти слова не встречаются. Конституция признала, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод благодаря Конституции стала, в соответствии с решениями Конституционного Суда России, не просто актом, превышающим силу обычных федеральных законов, но и субсидиарным набором критериев конституционности всех законов в России. Так, упоминаемое в тексте Европейской конвенции понятие «верховенство права» попало в правовой оборот России[38].
Однако справедливости ради следует отметить, что во все времена развития общества и государства и философы, и юристы периодически возвращались к идее и концепции правового государства, дискуссия то ослабевала, то нарастала вновь, особенно, в плане обсуждения условий и проблем становления правового государства. Уйти от обсуждения взаимоотношений государства и права также не удавалось, т.к. создавая и порождая правовые юридические нормы, государство и себя обеспечивает правовым воздействием и правовым регулированием, устанавливая пространственные границы действия юридических норм, которые обеспечивают ограничение произвола самого государства, определяя для него пределы.
Объективно понятно, что в настоящее время перед мыслителями и юристами, как в теоретическом, так и в практическом плане возникла необходимость развития полноценной концепции правового государства, в которой будут представлены не только механизмы верховенства права и закона, но и возможные условия и механизмы возникновения, становления, функционирования и дальнейшего развития правового государства, как социального феномена современности. Более того, определенная нагрузка ложится на юридическую науку настоящего периода, т.к. ей предстоит выработать современное и правовое мышление как составную часть правовой культуры личности, основываясь на общечеловеческих принципах и ценностях, с учетом национальных традиций и особенностей культуры.
Нельзя не заметить, что одним из условий правового государства является становление и функционирование достаточно развитого гражданского общества при условии установления конституционно и претворения в жизнь основополагающих принципов правового государства, а также если само государство будет ограничивать себя законом, обеспечивая равенство личностей и себя перед законом, беря на себя ответственность за обеспечение прав и свобод человека и гражданина в стране. Из вышесказанного становится понятно, что наравне с характеристиками правового государства, высвечивается главная сторона проблемы становления правового государства, которая заключается в создании системы общественных отношений как в обществе, так и в государстве, которые должны быть обеспечены правом во всех отношениях. Взаимоотношения государства и личности, взаимная ответственность могут означать, что государство гарантирует человеку его права и повсеместно может их защитить, а личность, человек, гражданин, в свою очередь, не могут не выполнять возложенные на них обязанности или уклоняться от их выполнения.
Если в государстве созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, то, по нашему мнению, это государство позволительно называть «правовым государством»[39]. Надо отметить, что дискуссии и споры по проблемам сущности государства, права, правового государства на основе изучения взаимоотношений между государством и личность существовали, существуют и будут существовать столько, сколько будет функционировать само государство, по той причине, что названные явления многогранны и наделены объективными сложностями в понимании.
Одним из самых дискуссионных в научной юридической литературе является вопрос о качественных и сущностных характеристиках правового государства и его отличии от государства обычного, или неправового.
При обсуждении вопросов, связанных с характеристикой правового государства, зачастую используют самые различные термины, такие как принципы, признаки, свойства, черты, особенности и т.д., воспринимая их как однородные при том, что используют и применяют еще и такие парные категории как принципы-признаки. И в этом вопросе также нет единосогласия, т.к. некоторые отождествляют «признаки» и «принципы», а некоторые авторы рассматривают названные категории как самостоятельные и отдельные характеристики, разграничивая последние. Можно причислять себя к первой или второй группам, но объективно определенная смысловая разница между названными понятиями реально существует, даже если характеризовать особенности или специфику правовых государств.