Файл: Понятие и признаки государства (Понятие «Государство» в научных трудах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 1833

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заметим, что, если «принципы» в научной литературе принято воспринимать как основные исходные положения концепции, теории, учения, науки в целом, то «признаки» - это, по большому счету, характеризующие государство показатели, характеристики, имеющие качественные стороны, которые можно определить. Отсюда можно заключить, что принципы правового государства являются общими для всех правовых государств - важными, основными, базовыми фундаментами, без которых правовое государство не имеет смысла, при том, что признаки правового государства определяют каждое государство в отдельности и характеризуют его специфику, отличие одного правового государства от другого и, в конечном счете, указывают на отличие правового государства от неправового.

В сфере рассмотрения признаков, присущих правовому государству также нет единого мнения. Так, например, одни ученые (А. В. Малько) выделяют такие основные принципы правового государства, как принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования, определяя при этом содержательную сторону понятия; а также принцип последовательного связывания государственной власти с помощью права, с целью создания для государственных служащих правового режима ограничения, рассматривая это как формально-юридическую сторону понятия[40].

Характеризуя правовое государство, А.Н. Соколов[41] указывает на наличие у правового государства нескольких главных принципов, а именно: принцип гарантии свободы личности по отношению к государству, который конкретизируется в общепризнанных правах человека;

принцип правового равенства, который конкретизируется в понимании того, что законы имеют одинаковую для всех силу действия и что все граждане равны перед законом; принцип правовой безопасности в отношениях с государством; принцип разделения государственной власти организационно на законодательную, исполнительную и судебную, когда правовое государство рассматривается как многоаспектное и многосторонне образование. Справедливости ради следует заметить, что принцип разделения властей и принцип разделения государственной власти следовало бы назвать первым, т.к. без его реализации остальные названные вначале принципы не имеют смыслового значения.

Вероятно, следует заметить, что принципы - это требования к созданию идеальной модели правового государства: господство права, разделение власти на ветви, гарантированность реализации и защиты прав и свобод личности, а признаки - это присущие реально существующему государству как явлению действительности характеристики, черты, которыми указанное государство реально обладает; это - свойства правового государства, указывающие на него как на собственно правовое, т.е. отличающееся от обычного, неправового, государства. Отметим, что признаки по отношению к принципам являются вторичными и производными и образуют механизм их реального содержания, обеспечивая их реализацию и претворение в жизнь.


Нельзя не вспомнить, что главный принцип государства современной России, получивший закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», как утверждает и В.Е. Чиркин[42]. Но возникает вопрос, каждый ли человек и его права и свободы - высшая ценность для государства? Или, точнее, все ли права и свободы человека-личности являют собой высшую ценность? А если данный человек преступник, предатель, вор, мошенник? Как тогда поступает государство? Позволим себе предположить, что принцип приоритета прав человека по отношению к государству потому и принцип, что является определяющим и гарантирующим не только реализацию прав личности, но и основой механизма деятельности государственных служащих, обеспечивая её ограничение и самоограничение, создавая преграды всесильной государственной власти.

Актуальными для ряда государств являются такие принципы, как принцип федерализма, который необходим не только для горизонтального разделения власти, но и для ее разделения по вертикали; а также принцип взаимной ответственности личности и государства, который слабо реализуется и трудно переходит в признак государства, хотя и представляется достаточно значимым.

Заметим, что правовое государство является развивающейся категорией, достаточно динамичной и многосторонней, что обязывает нас указать на то, что определенный некоторыми учеными перечень принципов правового государства не может быть завершенным или исчерпывающим, т.к. система постоянно развивается и совершенствуется, изменяется структура общества и государства. Изменения касаются правосознания и правовой культуры личности, реализуется механизм защиты прав человека и гражданина, при том, что основные, базовые, фундаментальные начала теоретического обоснования основ правового государства следует обозначать с тем, чтобы определить его место и роль во взаимоотношениях с гражданским обществом в процессе реализации главной задачи правового государства, которая заключается в создании механизмов и гарантий для максимальной реализации прав и свобод личности.

Надо отметить тот факт, что признаки правового государства являются конкретизирующими характеристиками принципов правового государства, которые дополняют их, обеспечивают гарантии и реализацию, элементарно претворяют в жизнь и сами претворяются в реальность, формируя при этом правовую действительность и правовую среду, благоприятную для человека и гражданина.


Тогда признаками правового государства в отличие от неправового, следует назвать верховенство права и закона, ограничение власти законом, наличие механизмов защиты прав личности, ответственность государства перед личностью за свои деяния, деятельность судов по эффективной судебной защите граждан, издание правовых законов.

Говоря о формировании и становлении правового государства в России, следует заметить, что гражданское общество в стране формируется, но формируется медленно и трудно, не создана основа его структуры, определенные трудности вносит проблема формирования среднего класса, то растет, то уменьшается беднейший слой населения, налицо проблемы, связанные с имущественным расслоением социальных групп и слоев населения. Определенная нестабильность российской политической системы порождает конфронтацию между различными партиями и течениями, в деятельности которых нет согласованности, они порой просто борются друг с другом, не пытаясь понять друг друга и объединиться, что было ярко продемонстрировано в ходе дебатов кандидатов на пост президента страны в марте 2018 года. Определенные проблемные моменты существуют в развитии федерализма в России, принципа разделения властей и государственной власти; претерпевает становление система законодательства России и идет формирование правовой системы страны в целом, что оказывает влияние на правовое воспитание и образование различных слоев населения, не обеспечивая формирования национальных правовых традиций в сознании населения и не способствуя формированию правосознания и правовой культуры населения.

Теоретический аспект становления правового государства в стране, несмотря на конституционное закрепление, несколько занижен, особенно в сфере государственного управления и деятельности правоохранительных органов.

Вместе с тем, не так уж все безнадежно и формирование правового государства в Российской Федерации происходит с учетом развития гражданского общества в стране, наличия соответствующего уровня правовой культуры и культуры в целом, которые отражают реальную расстановку сил в государстве.

В Конституции России определена цель построения правового государства (ст. 1)[43], более того, в ней же закреплены основные принципы создания государственности, особый акцент делается на формировании гражданского общества, процесс создания которого требует много усилий и времени, материальных и нравственных затрат. Однако многочисленные страдания, бедствия, войны и революции обязывают нашу страну не только воспринимать идею правового государства как теорию, концепцию, но и как единственную дорогу к развитию и процветанию страны, дабы не вернуться к диктатуре и тоталитаризму. Более того, очень хотелось бы верить в то, что возникшая и востребованная в нашей стране концепция правового государства в ближайшем будущем не только обрела бы характер доктрины, но и обеспечила бы себе условия и гарантии в процессе формирования правового государства в России.


Заключение

Таким образом, с опорой на современную учебную литературу, можно дать наиболее точное определение государству: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Представление о государстве и его характеристике наиболее точно можно получить при раскрытии признаков государства, которые отличают его от первобытного общества и общественных организаций.

  1. Территория. Это пространство, которое занимает государство. В неё входит суша, недра, воздушное пространство, а также водные ресурсы. На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств.
  2. Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства. Состав населения может складываться из людей одной национальности или же, напротив, быть многонациональным.
  3. Публичная власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей. Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи государственных органов и учреждений. Они все объединяются, образуя тем самым единую систему, которая называется государственным аппаратом. Власть такого аппарата распространяется на всех людей, живущих на территории государства постоянно или временно.
  4. Право. Право — система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы находятся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов.
  5. Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы. Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер. В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения — санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.
  6. Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности.
  7. Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и (или) организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.
  8. Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет — это независимость, неподчинённость и неподотчётность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним.

Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами. В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться другим государствам.

Внутренний суверенитет отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны.

Характеризуя сущность государства, в первую очередь необходимо отметить, что сущность — это то главное, что определяет содержание, назначение и функционирование какого-либо института. Важнейшим и основополагающим элементом государства является власть, с её принадлежностью, назначением и функционированием в обществе. Другими словами, поднимая вопрос о сущности государства, нужно узнать о том, кому государственная власть принадлежит, кто её осуществляет и в интересах кого. Именно поэтому данный вопрос относится к довольно дискуссионным.

Однако абсолютно любое государство занимается социальными делами и защищает общественные интересы, что выражается, например, в борьбе с последствиями стихийных бедствий, эпидемиями и преступностью. Любое государство служит одновременно и обществу в целом, и определенным социальным силам. Данное соотношение неодинаково, оно меняется в зависимости от исторического периода. Что касается конкретно современного демократического государства, то оно в первую очередь служит всему обществу.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О гражданстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031; 2016. № 18. Ст. 2500. Ст. 3.

Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 376.

Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 34–35, 82, 118.

Бекишиева С.Р. Правовое государство и верховенство права: проблемы соотношения и практического воплощения в российской правовой системе // Юридический вестник ДГУ. Т. 23. 2017. № 3. С.19.