Файл: Понятие и признаки государства (Понятие «Государство» в научных трудах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 1827

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие представлений о государстве, его роли, месте в жизни человеческого общества и тенденциях развития в современном мире продолжает оставаться важной темой не только научного дискурса, но и актуализируется в связи с переменами, происходящими на международной арене, которые связанны с процессами глобализации, появлением новых акторов мировой политики, сочетанием явлений интеграции и фрагментации, как на локальном, так и глобальном уровне, повышением практической значимости вопросов управляемости социума, решение которых невозможно осуществить без участия стабильных и функциональных государств.

В последние 20 лет в научной литературе, средствах массовой информации и даже на бытовом уровне очень часто возникают жаркие, порой непримиримые споры о месте и роли государства в повседневной жизни современного россий­ского общества.

Одна сторона, к которой относятся преимущественно представители либеральных течений, убеждает в необходимости снижения социальной активности государства, уменьшения количества выполняемых им функций. Государство, якобы, доказало свою управленческую неэффективность. Его в значительной мере должны заменить институты гражданского общества, органы местного са­моуправления и коммерческие структуры. Личность должна быть освобождена от диктата государства.

Вопрос о понятии правового государства относится к числу спорных. Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения. Правовое государство является одной из центральных категорий юриспруденции, представляющая собой идеальную модель государства, вся деятельность которого подчинена праву.

На современном этапе избранная нами тема приобретает новое звучание. Она требует определенного переосмысления с позиции новых данных науки, потребностей юридической практики. Авторский интерес к данной проблеме вызван тем, что на современном этапе нет единой точки зрения о роли государства в политической системе общества.

Вместе с тем, ответить на вопрос о том, что такое государство, невозможно без анализа его признаков, поскольку содержание любого научного понятия выражается совокупностью отраженных в нём признаков исследуемого объекта. Признаки государства позволяют показать его уникальность, самостоятельность и качественную определённость. В свою очередь, раскрытие этой уникальности предполагает выявление отличительных свойств государства, его несхожести с иными социальными явлениями.


Данные вопросы были хорошо изучены в исследованиях ученых политологов, правоведов, государствоведов, разрабатывающих вопросы теории политической и правовой систем, проблемы государственного устройства (С. С. Алексеева,  В. М. Баранова, В. К. Борисова, А. Венгерова, А.Н. Головистикова, Ю.А.Дмитриев, Н. М. Коркунова, В. В. Лазарева, Р. З. Лившиц, Е. А. Лукашева, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. С. Нерсесянц, Ф. М. Раянов, Е.Б. Шилина, Е.Н. Ярмонова  и др.).

Объектом курсовой работы является исследование вопросов государства с позиции теории государства и права.

Предметом исследования является правовое понятие и признаки государства.

Цель и задачи курсовой работы. Целью является изучение понятия и признаков государства.

Достижение поставленной цели стало возможным при условии комплексного подхода к решению следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть понятие «Государство» в научных трудах различных мыслителей и исследователей;

- охарактеризовать государство как институт власти;

- исследовать признаки государства;

- проанализировать признаки и принципы правового государства в их соотношении.

Теоретическим фундаментом предпринятого исследования послужили фундаментальные труды авторов: Гринин Л. Е., Марченко, М. Н., Морозова, Л. А., Власов В.И. и других.

Специфика рассматриваемых проблем обусловила обращение автора к частнонаучным и специальным (дисциплинарным) методам, применяемым в юридической науке. К таковым, прежде всего, относятся: сравнительно-правовой и формально-юридический (догматический) метод.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие государства

1.1. Понятие «Государство» в научных трудах различных мыслителей и исследователей

Одним из наиболее дискуссионных и проблемных в теоретико-правовой науке остаются вопросы об определении понятия «государство», об определении сущности государства, его роли в социуме, взаимосвязи государства, личности и общества. Такая ситуация обусловлена структурно-функциональной сложностью государства как общественно-политического явления, важностью функций, выполняемых государством, а также его значимым влиянием на общество.


Проблемы рассмотрения понятия «государство» находятся в центре внимания отечественных и зарубежных мыслителей. Характеристика феномена «государство» и рассмотрение понятий, явлений и закономерностей, связанных с государством, нашли отражение в широком круге теоретико-правовых исследований. В их числе работы отечественных ученых: В. Н. Гессена «Общее учение о государстве» (СПб., 1912), Е. В. Спекторского «Государство (общий очерк)» (Петроград, 1918), Я. Магазинера «Общее учение о государстве» (Петроград, 1922), Д. И. Чеснокова «Что такое государство» (М., 1955), Л. С. Мамута «Проблемы теории государства в современной идеологической борьбе» (М., 1976); И. Ю. Козлихина «Идея правового государства: история и современность» (СПб., 1993), А. Г. Хабибуллина «Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики» (СПб., 1997), А. Д. Керимова «Современное государство: вопросы теории» (М., 2007), И. И. Осветимской «Государство в условиях глобализации: теоретико-правовое исследование» (СПб., 2016). Теоретическое государствоведение не теряет своего значения и в XXI в.

Рассмотрение понятия «государство» часто осуществляется одновременно с исследованием существующей политической власти. Наличие многообразия подходов к пониманию политической власти формирует и множество трактовок понятия «государство».

Платон (427-347 гг. до н. э.), древнегреческий философ, основоположник философии государства и права, оставил потомкам два своих крупных произведения - «Государство» и «Законы». Государство он понимал как выражение идеи справедливости[1].

Аристотель (384-322 гг. до н. э.), выдающийся мыслитель Античности, под государством понимал определенный полис, которому было присуще взаимодействие равноправных людей. По его мнению, государство - это «активное общение людей, которые подобны друг другу»[2].

Цицерон (106-43 гг. до н. э.), знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель, проблемам государства уделял большое внимание. В своих трудах «О государстве» и «О законах» он охарактеризовал государство как общее дело, достояние народа и подчеркнул, что народ - это соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов[3]. Государство, по Цицерону, - это взаимодействие между людьми на основе общих интересов и согласия в вопросах права.

Августин Аврелий (354-430), известный средневековый теолог и философ, обращался к проблеме понимания природы и сущности государства в трудах «Исповедь» и «О граде Божьем». Августин полагал, что в мире существуют два «града» - нечестивцев и праведников. Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий», другие - «Град земной». Земное государство - создание рук человеческих и его временная цель. Это государство создано и держится путем насилия и принуждения. Государство оправдывает свое существование поддержанием социального порядка, и только Церковь осуществляет право, несет пользу, истинную справедливость, мир и покой. Назначение благого государства Августин видел в служении Церкви[4].


Английский философ Джон Локк (1632-1704), один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма, рассматривал государство как общую волю народа. Понятие «государство» он определял как совокупность людей, которые объединилась в единое целое[5].

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804 гг.) рассматривал государство как общество людей, которое само распоряжается и управляет собой[6]. Учёный представлял государство как соединение людей под властью правового закона, главной задачей которого является охрана и гарантии прав и свобод граждан.

В трудах Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (18201895) был сформулирован новый подход к пониманию дефиниции «государство». К. Маркс и Ф.Энгельс утверждали, что государство не может существовать там, где отсутствуют разделение на классы, классовая борьба и постоянная борьба за власть; рассматривали государство как форму, в рамках которой члены общества реализуют различные общие интересы. Ф. Энгельс предложил определение понятия «государство»: государство - это машина, посредством которой один класс интенсивно подавляет другой класс. Фактически за счёт государства, полагал Энгельс, и происходит эксплуатация одних людей другими[7].

В марксисткой теории государство - это организация политической власти. Политическая власть, по Марксу и Энгельсу, - один из основных признаков государства, посредством которого раскрывается его сущность.

В своей работе «Капитал» К. Маркс акцентировал внимание на том, что государство осуществляет:

  • выполнение дел, которые носят общий характер;
  • специфические классовые функции, которые обязательно необходимо учитывать[8].

Действительно, с одной стороны, государство может решать так называемые классовые проблемы, а с другой - выполнять общечеловеческую миссию, решать вопросы общесоциального значения. Сочетая в себе таким образом и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Его социальное назначение одновременно охватывает выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и решение специфических классовых задач. Безусловно, на различных исторических этапах развития государства соотношение классовых и общечеловеческих факторов может быть различным.


В. И. Ульянов (Ленин) (1870-1924), развив марксистскую теорию, первостепенное значение придавал насильственной стороне государственной власти, которая находила воплощение в классовой диктатуре, а также первостепенной роли административного аппарата в государственном механизме. Ленин сформулировал понятие «государство», определив государство как машину для поддержания господства одного класса над другим[9].

Известный российский учёный-юрист Н. М. Коркунов (1853-1904) считал, что государство - это общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством представления исключительного права принуждения только органам государства[10]. Государство как «общественный союз, обладающий самостоятельной властью принуждения», по мнению Коркунова, возникает и функционирует в качестве средства проведения правовых установлений[11].

Выдающийся русский правовед И. А. Ильин (1882-1954) считал, что государство - это союз людей, организованный на началах права, на единой территории и с подчинением единой власти. Сравнивая государство с духовной общиной, Ильин подчеркивал, что государство не должно «опускаться» до частного интереса отдельного человека, но призвано возводить каждый духовно-верный и справедливый интерес отдельного гражданина в интерес всего народа и всего государства[12]. Если государство это делает, то оно выполняет свое духовное и христианское призвание, становится социальным государством и воспитывает этим своих граждан в духе христианской морали. Социальное государство становится орудием всеобщей солидарности и гражданского братства[13].

Выдающийся советский и российский мыслитель, основоположник либертарного правопонимания В. С. Нерсесянц (1938-2005) рассматривал государство как правовую (то есть основанную на принципе формального равенства) организацию публичной политической власти свободных индивидов. По мнению учёного, правовая сущность государства и представленное в нём правовое начало (принцип формального равенства свободных людей) проявляется во всех исторических типах и формах государства, во всех аспектах и направлениях организации и функционирования государственной власти[14].

Видный отечественный правовед Л. И. Спиридонов (1929-1999) при определении понятия «государство», учитывает признаки государства: наличие публичной политической власти, население и наличие системы налогов и сборов. Государство, по Спиридонову, - это политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществлять свою деятельность на собираемые с населения налоги[15].