Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
Введение
Конкуренция – это экономическое соперничество предпринимательских структур за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Сущность конкуренции сводится к свободе выбора экономических решений, которая предоставлена участникам рыночных отношений в условиях соперничества. Основной целью участия фирм в конкурентной борьбе выступает привлечение и удержание клиентов ради получения прибыли и максимизации ее величины.
Современный этап развития рыночной экономики характеризуется усилением конкурентной борьбы за рынки сбыта и высокой скоростью роста самих рынков, на которых происходит обострение конкуренции. Постепенно усиление конкуренции затрагивает все большее число отраслей мировой экономики, при этом речь идет об обострении как ценовой, так и неценовой конкуренции.
Одним из основных причин усиления конкуренции считаются глобализационные изменения, происходящие в современном мире. Развитие глобализации привело к разрушению физических, социопатических и географических барьеров.
Процессы движения капиталов упростились, границы рынков – расширились, а торговля – получила свой небывалый расцвет. В таких условиях, особенно на фоне развития информационных технологий, товаропроизводители стали активно выходить на мировой рынок сбыта, их продукция стала предлагаться гораздо большему числу потребителей, а конкуренция между ними, соответственно, возросла.
Актуальность данного исследования обоснована существующей экономической ситуацией хозяйствования предприятий в России и необходимостью их выживания в условиях конкурирующей рыночной экономики. Конкурентоспособность определяет способность предприятия развиваться и планировать свои продажи на длительную перспективу. При проведении оценки конкурентоспособности продукта и компании выявляются узкие места, которые служат резервами повышения ее конкурентоспособности в перспективе.
Проблема исследования - без проведения анализа конкурентного рынка и конкурентоспособности невозможно планировать развитие на рынке.
Цель работы - исследовать подходы к изучению конкуренции, провести сравнительный анализ видов конкуренции.
Задачи:
- Раскрыть сущность конкуренции;
- Исследовать теории конкуренции.
Объект исследования - конкуренция как рыночное явление.
Предмет исследования - конкуренция как метод развития компании.
Методы исследования: метод сравнения и классификации, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы теорий конкуренции
1.1 Сущность конкуренции
Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов[1].
Теория конкуренции появилась в период становления современного капитализма. Важнейшим звеном ее становления явилась вышедшая в 1776 году работа Адама Смита «Исследования о причине и природе богатства», но реально идеи конкуренции возникли раньше. Например, австрийский экономист Й. Шумпетер считает то, что уже французский исследователь П. Буагильбер описал конкуренцию как «упорядочивающий экономический принцип». Проблемы конкуренции и формирования рыночных цен были описаны в работах Д. Юма, Дж. Стюарта, Ф. Кенэ, А. Тюрго. В целом, как отмечает Ю. В. Тарануха, в трудах по экономике того времени механизм конкуренции рассматривался как первичное естественное состояние хозяйственной системы того времени и исходя из этого создавалась ее теория.
В теоретической концепции А. Смита конкуренция рассматривается как необходимое условие свободного предпринимательства. В конкурентной борьбе, по мнению классика, предприниматель действует в своих корыстных целях, но служит общему благу. Таким образом, появляется экономический человек, который вступает в конкурентную борьбу вследствие ограниченности благ.
По А. Смиту,Ю конкуренция возникает тогда, когда на рынке много участников, между ними нет сговора, в том числе, о ценах, все знают конкурентные условия, имеют доступный доступ к разным сферам деятельности, есть возможность приспособиться к рыночным условиям.
Конкуренция порождается следующими условиями:
- во-первых, хозяйственной обособленностью каждого из производителей;
- во-вторых, его зависимостью от структуры рынка;
- в-третьих, противоборством с другими компаниями в борьбе за покупателя.
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене. Следовательно, мы видим, что элементами борьбы являются: цена, качество, интересы общества и другие.
Конкуренция имеет следующие функции[2]:
1. Функция размещения (аллокационная) – направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
2. Инновационная функция – стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.
3. Распределительная функция – создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.
4. Контрольная функция – инструмент (средство), который препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке.
Существует множество видов конкуренции. Мы рассмотрим классификацию в зависимости от соотношения спроса и предложения[3]:
1)Чистая конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами. На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара.
2)Олигополистическая конкуренция- состоит из небольшого количества продавцов, довольно чувствительно относящихся к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов.
3)Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно[4]:
1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.
2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.
3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или, когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.
4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода.
На рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов можно найти достаточно сходства, чтобы объединить продавцов в широкие категории, похожие на отрасль.
Ещё Адам Смит считал, что основой экономического развития является конкуренция между таким количеством участников, которое не позволяло бы установить контроль над объёмом выпуска и ценами.
Основными условиями совершенной конкуренции представители классической школы политической экономии считали[5]:
- независимость действий участников рынка (продавцов) и невозможность сговора между ними;
- количество конкурентов на рынке должно быть таким, чтобы исключить чрезмерные доходы;
- полная информированность всех участников рынка о его основных параметрах.
Развивая концепцию Смита, его последователи утверждали, что силы спроса и предложения действуют свободно, не существует объединение торговцев с обеих сторон, каждый выступает самостоятельно. Результатом взаимодействия спроса и предложения является состояние свободной конкуренции, при котором покупатели конкурируют с покупателями, а продавцы – с продавцами. При этом допускается, что уровень информированности каждого участника рынка о деятельности других является достаточным[6].
А. Маршалл обосновал механизм автоматического формирования равновесного состояния на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Также Маршалл сформулировал теорию анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке. Концепция совершенной конкуренции была полностью сформулирована в работе одного из основателей Чикагской экономической школы Ф. Найта «Риск, неопределённость и прибыль». В своем исследовании он попытался аналитически построить общество совершенной конкуренции и противопоставить эту идеальную совершенную конкуренцию фактам повседневной жизни[7].
Условиями существования совершенной конкуренции Ф. Найт считал: полную осведомленность всех участников рынка об уровне цен; полную мобильность всех экономических ресурсов; неделимость товаров и их однородность; независимость действий субъектов рынка (невозможность любых форм сговора между участниками) и тенденцию к монополизации. Итоговый вывод в исследовании совершенной конкуренции заработал лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглер. Он предложил термин «рыночная конкуренция», поскольку считал, что совершенная рыночная конкуренция будет существовать при наличии неопределенно большого количества торговцев (из которых никто не контролирует значительную долю спроса или предложения), действующих независимо на совершенном рынке.
В начале ХХ в. изменились взгляды на конкуренцию, которая рассматривалась лишь как ценовая, и ее роль в экономике из-за неспособности существующей модели раскрыть суть конкурентной деятельности[8]. Критики совершенной конкуренции придерживаются позиции, что она является нереалистичной и дает эмпирически несовершенную модель реального мира по сравнению с концепциями несовершенной и монополистической конкуренции. Они указывали на элементы монополии, существовали в экономике, и не находили их отражение в концепции ценовой конкуренции. Важную роль в формировании этой позиции сыграл английский экономист П. Саффа.
Он утверждал, что ситуация монополии типична для рынка, по сравнению с ситуацией конкуренции. Вклад американского экономиста Э. Чемберлина заключается в том, что он был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие «монополистической конкуренции». Он считал, что большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Он сделал вывод, что цены – не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей.
2. Анализ теорий совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Теория совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция - это состояние рынка, где множество продавцов предлагает одинаковые товары или услуги.