Файл: Конкуренция как рыночное явление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рынке совершенной (чистой) конкуренции отдельный продавец или покупатель не может влиять на цену - она устанавливается благодаря равновесию спроса и предложения[9].

На рынке чистой конкуренции нет никаких ограничений на вход и выход. Пример рынка совершенной конкуренции. Представим большую ярмарку, куда множество фермеров привозит на продажу картошку. Картофель одинаковый по качеству. Все фермеры обладают одинаковой информацией о спросе, о конкурентах и издержках, о ценах. Начать торговать картошкой или уйти с рынка можно в любой момент.

На таком рынке продавец не может установить желаемую цену на свою продукцию. Если цена будет выше, чем у других торговцев, картошку никто не купит. Договориться со всеми об одинаковых ценах тоже не получится - конкурентов слишком много. В результате устанавливается равновесная цена.

Совершенная конкуренция - это идеальная модель, которая существует лишь в теории, полагают современные экономисты. Некоторые рынки, однако, приближаются к ней: например, фондовая биржа, где множество продавцов торгует одинаковыми ценными бумагами. На подобных рынках эта модель позволяет достаточно точно предсказывать поведение продавцов и покупателей.

Признаки и условия совершенной конкуренции:

  • Множество равноценных продавцов и покупателей.
  • Однородность продукции. Товары или услуги идентичны и взаимозаменяемы.
  • Отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка.
  • Высокая мобильность факторов производства. Ресурсы можно мгновенно перенаправить на другие нужды.
  • Равный и полный доступ всех участников к информации: о ценах, спросе и предложении, конкурентах.
  • Критерием эффективности конкурентного рынка выступает равенство цен и предельных издержек.

Когда хотя бы один из этих признаков отсутствует, конкуренция называется несовершенной. Рынок чистой конкуренции обладает целым рядом преимуществ. Это[10]:

  • Невозможность завышать цены.
  • Отсутствие товарного дефицита.
  • Саморегулирование рынка. Нет необходимости в государственном вмешательстве.
  • Эффективное распределение ресурсов, высокоэффективное производство.
  • Равенство возможностей для участников рынка. Свобода предпринимательства.

К недостаткам рынка чистой конкуренции относятся:

  • Нестабильность рыночной системы. Разорение производителей, проигравших в конкурентной борьбе.
  • Сосредоточенность каждого участника на личной выгоде, отсутствие внимания к общественным издержкам.
  • Риск перепроизводства.

В реальности рынков совершенной конкуренции не существует, признают экономисты. Число производителей и покупателей не бесконечно. Их продукция почти всегда в чем-то отличается. Действуют бюрократические и экономические ограничения на вхождение в отрасль. Фирмы обладают разной информацией, находятся в неравных условиях. Какие-то из компаний могут обладать рыночной властью и диктовать цены.

Однако к совершенной конкуренции приближаются рынки следующих товаров:

Сельскохозяйственная продукция. Например, зерно, которым торгуют на товарных биржах, однородно. Его предлагает множество производителей, которые вынуждены мириться с рыночными ценами.

Ценные бумаги. Цена акций и облигаций, которые торгуются на бирже, зависит от спроса и предложения. Ни владелец ценных бумаг, ни покупатель не может установить биржевые котировки по своему желанию, а принимает их как данность.

Иностранная валюта. На валютном рынке действует множество продавцов и покупателей, их товар - валюта - абсолютно однороден, поэтому не важно, у кого именно ее покупать. Курсы валют устанавливаются в ходе открытых торгов, повлиять на них отдельный продавец или покупатель практически не способен.

Рынок товаров и услуг малого бизнеса тоже иногда можно рассматривать как рынок чистой конкуренции. Ларьки, автосервисы, фотомастерские, ателье, обувные мастерские в масштабах рынка крайне малы, их услуги и товары не уникальны, так что им приходится принимать существующие на рынке цены.

Совершенная конкуренция – идеальный тип рыночной структуры, в рамках которой действует множество мелких субъектов, не способных оказывать влияние на процесс ценообразования. В рамках совершенной конкуренции продавцы предлагают стандартизированный товар, в результате чего покупателю все равно у какого продавца приобретать товар. В таких условиях ценовая конкуренция неприменима.

Действующие в рамках совершенной конкуренции продавцы осуществляют продажу каждой единицы товаров по одной и той же рыночной цене, складывающейся как результат взаимодействия спроса и предложения. Продажа дополнительной единицы товара увеличивает совокупный доход на одинаковую величину предельного дохода, приравненную к рыночной цене товара. В каждом конкретном случае для продавца – участника рынка свободной конкуренции складывается равенство предельной и средней выручки, графическое выражение которых выглядит как горизонтальная прямая, расположенная на уровне цены товара.


2.2 Анализ несовершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция представляет собой тип рыночной структуры, в рамках которой действует большое число продавцов и покупателей, заключающих сделки в определенном диапазоне цен, обусловленном предложением различных вариаций товаров, отличающихся такими характеристиками как качество, внешний вид, сервисное обслуживание и прочее.

Наличие этих отличительных характеристик понятно покупателю и обусловливает его желание платить больше за похожий товар. В стремлении привлечь внимание покупателя продавцы используют не только ценовой рычаг воздействия, но и широкий спектр мер неценовой конкуренции (реклама, методы активных продаж, различные акции и прочее).

Поскольку численность продавцов в рассматриваемой структуре рынка значительная, их влияние друг на друга минимально или практически неощутимо.

Основные положительные и отрицательные стороны конкурентной среды РФ (таблица 1)

Таблица 1 – Положительные и отрицательные стороны[11]

Положительные

Отрицательные

Возможность использовать значительные финансовые ресурсы для поддержания или модернизации производства.

Соблазн переложить максимум издержек на потребителя, который не в состоянии оказать обратное влияние на производителя (например, отказаться от его услуг).

Установление единых стандартов, которым должна соответствовать продукция (что упрощает контроль качества).

Вероятность снижения качества предоставляемых услуг (компания идет на это, чтобы снизить издержки).

Возможность использовать современные достижения НТП

Вероятность «застоя» в техническом прогрессе (у производителя нет побудительных мотивов к совершенствованию услуг).

В течение последних четырех лет постепенно растет доля тех, кто испытывает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие: если в 2015 году доля таких респондентов составила 21%, то в 2018 году она составила 27%. В то же время доля тех, кто совсем не испытывает конкурентного давления постепенно снижается (с 14% в 2017 году до 12% в 2018 году).

Продолжает снижаться оценка интенсивности конкуренции на российских рынках: доля участников опроса, указавших на наличие высокой или очень высокой конкуренции, в 2018 году составила 46% (48% в 2017 году и 53% в 2015 году). Одновременно рост числа конкурентов представляемого ими бизнеса в 2018 году отмечали 48% опрошенных (против 58% в 2015 году). Тем не менее, на сокращение числа конкурентов указала меньшая доля респондентов, чем в двух предыдущих опросах: 22,5% в 2018 году против 23,1% в 2017 году и 24% в 2016 году.


По результатам опроса 2018 года, значительно меньшая доля представителей транспортного машиностроения (минус 67 п.п.), сферы производства и распределения электроэнергии, газа, воды (минус 33 п.п.) и сельского хозяйства (минус 28 п.п.) ощущает уверенность в отношении сбыта всего объема своей продукции при росте ее цены на 15% при прочих равных условиях, в сравнении с показателями 2017 года.

Рисунок 1 – Динамика оценок бизнесом состояния конкуренции, %

В то же время для производителей строительных материалов такая уверенность возросла (плюс 21 п.п.). Они все чаще заявляют о низкой эластичности спроса на свою продукцию: по их ожиданиям, при увеличении цены их продукции на 15% при прочих равных условиях, объемы их продаж снизятся менее чем на 15%.

В пользу развития конкуренции свидетельствует рост доли респондентов, которые считают спрос очень чувствительным к изменениям цены, в таких сферах как предоставление финансовых услуг (25% в 2018 году против 0% в 2017 году) и сельское хозяйство (22% в 2018 году против 10% в 2017 году), выборка по каждой из которых в указанные два года составляла не менее 1,8% респондентов.

Об увеличении числа конкурентов за счет появления новых иностранных компаний заявляли, главным образом, представители сельского хозяйства (40%), производителей электронного и оптического оборудования (33%) и неметаллических изделий (22%).

О сокращении числа конкурентов заявили 22,5% представителей бизнеса (23,1% в 2017 году и 24,0% в 2016 году).

Снижение числа конкурентов российский бизнес связывает в первую очередь с антиконкурентными действиями органов власти и давлением со стороны органов власти: на это указали 49% респондентов, отметивших снижение количества конкурентов. Этот фактор традиционно уже несколько лет подряд является лидирующим. Второй по важности причиной ухода компаний с рынка стали изменения нормативно-правовой базы (42%). При этом значимость данных факторов для бизнеса растет: в 2017 году на антиконкурентные действия органов власти указали 40% респондентов, на изменения нормативно-правовой базы — 37%. Фактор ухода российских компаний с рынка, как и в 2017 году, занял 3 место (28%).

Рисунок 2 – Оценка бизнесом причин сокращения числа конкурентов

Наиболее существенными барьерами для ведения деятельности с точки зрения отечественного бизнеса являются высокие налоги. На значимость данного барьера указали 56% респондентов (53% в 2017 году). Кроме того, в числе наиболее серьезных проблем участники опроса указали барьеры доступа к финансовым ресурсам (включая высокую стоимость кредитных ресурсов) (49%), нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий (44%) и коррупцию со стороны органов власти (27%).


Для отдельных сфер экономической деятельности также характерны иные барьеры:

  • представители сферы транспортного машиностроения отметили сложность или затянутость процедуры получения разрешений и лицензий (100%);
  • недостаток квалифицированных кадров заметен в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа, воды (75%), в текстильной (55%) и пищевой (47%) промышленности, а также в отрасли металлургического производства (46%);
  • для представителей отрасли производствастроительных материалов трудности создают высокие транспортные и логистические издержки для (64%);
  • представители текстильной промышленности испытывают конкуренцию со стороны теневого сектора (55%) представители транспортного машиностроения и сельского хозяйства выделяют сложность получения доступа к земельным участкам (50 и 44% соответственно).

Если говорить о несовершенной конкуренции, то ярким её представителем являются монопольные рынки. Предприятия, которые функционируют в подобных условиях, не имеют никакого стимула развиваться и совершенствоваться. Кроме этого, они производят такой товар и предоставляют такие услуги, которые нельзя заменить никакой другой продукцией.

Целый сектор экономики можно назвать примером такого рынка – нефтегазовая промышленность, а компанией-монополистом является ОАО «Газпром». Примером рынка совершенной конкуренции является сфера, оказывающая услуги по ремонту автомобилей. Всевозможных СТО и автомастерских, как в городе, так и в других населённых пунктах, существует очень много. Практически везде предоставляются одинаковые услуги, и выполняется примерно одинаковый объем работ. Если на рынке наблюдается совершенная конкуренция, тогда становиться невозможным искусственно повысить цены на товары в правовом поле. Примеры этому мы встречаем в повседневной жизни, на обычных рынках.

Антимонопольная политика России

Глобальные экономические вызовы современной экономики ставят новые цели и задачи по совершенствованию правовых и организационных мер обеспечения, защиты и развития конкуренции. При этом решение таких задач может быть обеспечено только при условии преодоления негативных факторов экономики, объективно сдерживающих развитие конкуренции и экономический рост.

Высокий уровень развития конкуренции во всех отраслях способен обеспечить стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности, повышение благосостояния потребителей и повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.