Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
На рынке совершенной (чистой) конкуренции отдельный продавец или покупатель не может влиять на цену - она устанавливается благодаря равновесию спроса и предложения[9].
На рынке чистой конкуренции нет никаких ограничений на вход и выход. Пример рынка совершенной конкуренции. Представим большую ярмарку, куда множество фермеров привозит на продажу картошку. Картофель одинаковый по качеству. Все фермеры обладают одинаковой информацией о спросе, о конкурентах и издержках, о ценах. Начать торговать картошкой или уйти с рынка можно в любой момент.
На таком рынке продавец не может установить желаемую цену на свою продукцию. Если цена будет выше, чем у других торговцев, картошку никто не купит. Договориться со всеми об одинаковых ценах тоже не получится - конкурентов слишком много. В результате устанавливается равновесная цена.
Совершенная конкуренция - это идеальная модель, которая существует лишь в теории, полагают современные экономисты. Некоторые рынки, однако, приближаются к ней: например, фондовая биржа, где множество продавцов торгует одинаковыми ценными бумагами. На подобных рынках эта модель позволяет достаточно точно предсказывать поведение продавцов и покупателей.
Признаки и условия совершенной конкуренции:
- Множество равноценных продавцов и покупателей.
- Однородность продукции. Товары или услуги идентичны и взаимозаменяемы.
- Отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка.
- Высокая мобильность факторов производства. Ресурсы можно мгновенно перенаправить на другие нужды.
- Равный и полный доступ всех участников к информации: о ценах, спросе и предложении, конкурентах.
- Критерием эффективности конкурентного рынка выступает равенство цен и предельных издержек.
Когда хотя бы один из этих признаков отсутствует, конкуренция называется несовершенной. Рынок чистой конкуренции обладает целым рядом преимуществ. Это[10]:
- Невозможность завышать цены.
- Отсутствие товарного дефицита.
- Саморегулирование рынка. Нет необходимости в государственном вмешательстве.
- Эффективное распределение ресурсов, высокоэффективное производство.
- Равенство возможностей для участников рынка. Свобода предпринимательства.
К недостаткам рынка чистой конкуренции относятся:
- Нестабильность рыночной системы. Разорение производителей, проигравших в конкурентной борьбе.
- Сосредоточенность каждого участника на личной выгоде, отсутствие внимания к общественным издержкам.
- Риск перепроизводства.
В реальности рынков совершенной конкуренции не существует, признают экономисты. Число производителей и покупателей не бесконечно. Их продукция почти всегда в чем-то отличается. Действуют бюрократические и экономические ограничения на вхождение в отрасль. Фирмы обладают разной информацией, находятся в неравных условиях. Какие-то из компаний могут обладать рыночной властью и диктовать цены.
Однако к совершенной конкуренции приближаются рынки следующих товаров:
Сельскохозяйственная продукция. Например, зерно, которым торгуют на товарных биржах, однородно. Его предлагает множество производителей, которые вынуждены мириться с рыночными ценами.
Ценные бумаги. Цена акций и облигаций, которые торгуются на бирже, зависит от спроса и предложения. Ни владелец ценных бумаг, ни покупатель не может установить биржевые котировки по своему желанию, а принимает их как данность.
Иностранная валюта. На валютном рынке действует множество продавцов и покупателей, их товар - валюта - абсолютно однороден, поэтому не важно, у кого именно ее покупать. Курсы валют устанавливаются в ходе открытых торгов, повлиять на них отдельный продавец или покупатель практически не способен.
Рынок товаров и услуг малого бизнеса тоже иногда можно рассматривать как рынок чистой конкуренции. Ларьки, автосервисы, фотомастерские, ателье, обувные мастерские в масштабах рынка крайне малы, их услуги и товары не уникальны, так что им приходится принимать существующие на рынке цены.
Совершенная конкуренция – идеальный тип рыночной структуры, в рамках которой действует множество мелких субъектов, не способных оказывать влияние на процесс ценообразования. В рамках совершенной конкуренции продавцы предлагают стандартизированный товар, в результате чего покупателю все равно у какого продавца приобретать товар. В таких условиях ценовая конкуренция неприменима.
Действующие в рамках совершенной конкуренции продавцы осуществляют продажу каждой единицы товаров по одной и той же рыночной цене, складывающейся как результат взаимодействия спроса и предложения. Продажа дополнительной единицы товара увеличивает совокупный доход на одинаковую величину предельного дохода, приравненную к рыночной цене товара. В каждом конкретном случае для продавца – участника рынка свободной конкуренции складывается равенство предельной и средней выручки, графическое выражение которых выглядит как горизонтальная прямая, расположенная на уровне цены товара.
2.2 Анализ несовершенной конкуренции
Монополистическая конкуренция представляет собой тип рыночной структуры, в рамках которой действует большое число продавцов и покупателей, заключающих сделки в определенном диапазоне цен, обусловленном предложением различных вариаций товаров, отличающихся такими характеристиками как качество, внешний вид, сервисное обслуживание и прочее.
Наличие этих отличительных характеристик понятно покупателю и обусловливает его желание платить больше за похожий товар. В стремлении привлечь внимание покупателя продавцы используют не только ценовой рычаг воздействия, но и широкий спектр мер неценовой конкуренции (реклама, методы активных продаж, различные акции и прочее).
Поскольку численность продавцов в рассматриваемой структуре рынка значительная, их влияние друг на друга минимально или практически неощутимо.
Основные положительные и отрицательные стороны конкурентной среды РФ (таблица 1)
Таблица 1 – Положительные и отрицательные стороны[11]
Положительные |
Отрицательные |
Возможность использовать значительные финансовые ресурсы для поддержания или модернизации производства. |
Соблазн переложить максимум издержек на потребителя, который не в состоянии оказать обратное влияние на производителя (например, отказаться от его услуг). |
Установление единых стандартов, которым должна соответствовать продукция (что упрощает контроль качества). |
Вероятность снижения качества предоставляемых услуг (компания идет на это, чтобы снизить издержки). |
Возможность использовать современные достижения НТП |
Вероятность «застоя» в техническом прогрессе (у производителя нет побудительных мотивов к совершенствованию услуг). |
В течение последних четырех лет постепенно растет доля тех, кто испытывает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие: если в 2015 году доля таких респондентов составила 21%, то в 2018 году она составила 27%. В то же время доля тех, кто совсем не испытывает конкурентного давления постепенно снижается (с 14% в 2017 году до 12% в 2018 году).
Продолжает снижаться оценка интенсивности конкуренции на российских рынках: доля участников опроса, указавших на наличие высокой или очень высокой конкуренции, в 2018 году составила 46% (48% в 2017 году и 53% в 2015 году). Одновременно рост числа конкурентов представляемого ими бизнеса в 2018 году отмечали 48% опрошенных (против 58% в 2015 году). Тем не менее, на сокращение числа конкурентов указала меньшая доля респондентов, чем в двух предыдущих опросах: 22,5% в 2018 году против 23,1% в 2017 году и 24% в 2016 году.
По результатам опроса 2018 года, значительно меньшая доля представителей транспортного машиностроения (минус 67 п.п.), сферы производства и распределения электроэнергии, газа, воды (минус 33 п.п.) и сельского хозяйства (минус 28 п.п.) ощущает уверенность в отношении сбыта всего объема своей продукции при росте ее цены на 15% при прочих равных условиях, в сравнении с показателями 2017 года.
Рисунок 1 – Динамика оценок бизнесом состояния конкуренции, %
В то же время для производителей строительных материалов такая уверенность возросла (плюс 21 п.п.). Они все чаще заявляют о низкой эластичности спроса на свою продукцию: по их ожиданиям, при увеличении цены их продукции на 15% при прочих равных условиях, объемы их продаж снизятся менее чем на 15%.
В пользу развития конкуренции свидетельствует рост доли респондентов, которые считают спрос очень чувствительным к изменениям цены, в таких сферах как предоставление финансовых услуг (25% в 2018 году против 0% в 2017 году) и сельское хозяйство (22% в 2018 году против 10% в 2017 году), выборка по каждой из которых в указанные два года составляла не менее 1,8% респондентов.
Об увеличении числа конкурентов за счет появления новых иностранных компаний заявляли, главным образом, представители сельского хозяйства (40%), производителей электронного и оптического оборудования (33%) и неметаллических изделий (22%).
О сокращении числа конкурентов заявили 22,5% представителей бизнеса (23,1% в 2017 году и 24,0% в 2016 году).
Снижение числа конкурентов российский бизнес связывает в первую очередь с антиконкурентными действиями органов власти и давлением со стороны органов власти: на это указали 49% респондентов, отметивших снижение количества конкурентов. Этот фактор традиционно уже несколько лет подряд является лидирующим. Второй по важности причиной ухода компаний с рынка стали изменения нормативно-правовой базы (42%). При этом значимость данных факторов для бизнеса растет: в 2017 году на антиконкурентные действия органов власти указали 40% респондентов, на изменения нормативно-правовой базы — 37%. Фактор ухода российских компаний с рынка, как и в 2017 году, занял 3 место (28%).
Рисунок 2 – Оценка бизнесом причин сокращения числа конкурентов
Наиболее существенными барьерами для ведения деятельности с точки зрения отечественного бизнеса являются высокие налоги. На значимость данного барьера указали 56% респондентов (53% в 2017 году). Кроме того, в числе наиболее серьезных проблем участники опроса указали барьеры доступа к финансовым ресурсам (включая высокую стоимость кредитных ресурсов) (49%), нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий (44%) и коррупцию со стороны органов власти (27%).
Для отдельных сфер экономической деятельности также характерны иные барьеры:
- представители сферы транспортного машиностроения отметили сложность или затянутость процедуры получения разрешений и лицензий (100%);
- недостаток квалифицированных кадров заметен в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа, воды (75%), в текстильной (55%) и пищевой (47%) промышленности, а также в отрасли металлургического производства (46%);
- для представителей отрасли производствастроительных материалов трудности создают высокие транспортные и логистические издержки для (64%);
- представители текстильной промышленности испытывают конкуренцию со стороны теневого сектора (55%) представители транспортного машиностроения и сельского хозяйства выделяют сложность получения доступа к земельным участкам (50 и 44% соответственно).
Если говорить о несовершенной конкуренции, то ярким её представителем являются монопольные рынки. Предприятия, которые функционируют в подобных условиях, не имеют никакого стимула развиваться и совершенствоваться. Кроме этого, они производят такой товар и предоставляют такие услуги, которые нельзя заменить никакой другой продукцией.
Целый сектор экономики можно назвать примером такого рынка – нефтегазовая промышленность, а компанией-монополистом является ОАО «Газпром». Примером рынка совершенной конкуренции является сфера, оказывающая услуги по ремонту автомобилей. Всевозможных СТО и автомастерских, как в городе, так и в других населённых пунктах, существует очень много. Практически везде предоставляются одинаковые услуги, и выполняется примерно одинаковый объем работ. Если на рынке наблюдается совершенная конкуренция, тогда становиться невозможным искусственно повысить цены на товары в правовом поле. Примеры этому мы встречаем в повседневной жизни, на обычных рынках.
Антимонопольная политика России
Глобальные экономические вызовы современной экономики ставят новые цели и задачи по совершенствованию правовых и организационных мер обеспечения, защиты и развития конкуренции. При этом решение таких задач может быть обеспечено только при условии преодоления негативных факторов экономики, объективно сдерживающих развитие конкуренции и экономический рост.
Высокий уровень развития конкуренции во всех отраслях способен обеспечить стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности, повышение благосостояния потребителей и повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.