Файл: Конкуренция как рыночное явление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Антимонопольная политика государства – неотъемлемый инструмент государственного регулирования в рыночной экономике. Актуальность выбранной темы состоит в том, что антимонопольное регулирование в России является достаточно молодым механизмом, что обуславливает определенные несовершенства и проблемы его развития.

Эти сложности спровоцированы поощрением монополий, которое было характерно для командно-административной экономики СССР. Активная деятельность компаний-монополистов в рамках рыночной экономики ведет к снижению общего благосостояния общества:

уничтожению конкуренции, падению объема производства, завышению цен на товары и услуги, что в дальнейшем провоцирует увеличение неравенства в доходах, снижение уровня жизни населения и усиление социальной напряженности. Именно поэтому исследование сути антимонопольного регулирования, его методов и мирового опыта в его использовании с целью совершенствования государственного воздействия на экономику является важным условием эффективного социально-экономического развития России.

Монополизация рынка является одной из наиболее острых проблем экономики в мировом масштабе, что требует особого внимания в виде создания регулятора, которым выступает государство.

Это обусловлено тем, что именно государство, являясь гарантом стабильности всех сфер жизни общества, должно оказывать влияние на экономику с целью достижения ее максимальной эффективности как социального института и имеет наибольшие среди экономических агентов возможности воздействия.

Государство использует различные инструменты регулирования, действуя в рамках границ, масштаб которых определяется отдельными странами.

Главным государственным инструментом в борьбе с монополизацией является антимонопольная политика. Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государства, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, направленная на установление и реализацию правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты конкуренции и обеспечения эффективных рыночных отношений.

Антимонопольное регулирование экономики является комплексом экономических, административных и законодательных мер, используемых государством для создания условий для успешной работы конкурентного рынка, предотвращения его чрезмерной монополизации. Оно является необходимым элементом рыночной экономики, обязательным для функционирования системы хозяйствования. На рис. 2 представлены цели антимонопольного регулирования государства.


Рис. 3. Цели антимонопольного регулирования

Несомненно, государственное регулирование конкуренции имеет под собой законодательное обоснование. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в России «гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Кроме того, нормативно-правовая база антимонопольного регулирования включает в себя:

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[12];
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ[13];
  • «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ[14];
  • «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ[15];
  • «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ[16];
  • Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях[17]»;
  • Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях[18]» и др.

Направления структурных реформ, а также цели, задачи и принципы деятельности для решения поставленных задач определены в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

К факторам, сдерживающим развитие конкуренции в России, можно отнести:

– высокую долю государственного участия в экономике;

– недостаточность сегмента малого и среднего предпринимательства;

– существенную долю нарушений условий конкуренции со стороны органов власти;

– картелизацию российской экономики;

– проблемы в сфере государственного заказа и закупок государственных компаний и естественных монополий;

– проблемы обеспечения равного доступа к государственным ресурсам. Как и любой институт отдельной страны, антимонопольная политика имеет свои особенности, которые выражаются, прежде всего, в методах ограничений деятельности монополистов.

Методы антимонопольной политики представлены на рис. 3.

1. Экономические (нормативно-ориентирующие и корректирующие) методы. Позволяют оказать воздействие государства на сферу хозяйствования в целом и ее подразделения в частности; относятся к макроуровневому регулированию.


Косвенные инструменты основываются на поддержке экономических процессов, которые оказывают воздействие на объект антимонопольного регулирования, но также могут влиять на создание благоприятной среды для развития конкуренции и ограничения монополизации рынков.

Ориентир таких методов направлен в сторону стимулирующих рычагов: кредитование, налогообложение, таможенные тарифы и т. д. Прямые методы оказывают прямое воздействие на компанию-монополиста для регулирования ее деятельности. Используя эти методы, государство обращает свои усилия на сокращение барьеров входа новых субъектов на рынок.

Рис. 4. Методы антимонопольной политики

2. Административные методы. Осуществляют контроль над соблюдением законодательства, действующего в отношении монополий и конкуренции. Система административных методов включает в себя:

− предотвращение создания барьеров входа на рынок и ограничений конкуренции;

− одобрение сделок, последствием которых с большой вероятностью может быть рыночная концентрация;

− согласование актов органов исполнительной власти;

− применение системы взысканий.

Для каждой страны характерно особое сочетание экономических и административных методов антимонопольного регулирования в различных пропорциях с учетом специфики сферы их применения и особенностей данной страны.

Основной особенностью антимонопольной политики России является ее направленность в большей степени на поддержку развития конкуренции; на предотвращение уже существующих монополий и ограничение их власти на рынке; снижение уже сформированных барьеров входа, в отличие от зарубежных стран, цель которых – предупреждение появления новых монополистов на рынке.

При этом антимонопольное законодательство постоянно подвергается модернизации и усовершенствованию. Модернизация осуществляется путем внесения антимонопольных норм и их изменений в ряд федеральных законов. За последние 10 лет были приняты первый, второй, третий и четвертый пакет антимонопольных законов, более чем в 200 федеральных актов внесены антимонопольные нормы.

В настоящее время положительные изменения в антимонопольном регулировании отмечаются и на региональном уровне. Так, Правительством Российской Федерации был утвержден стандарт развития конкуренции, который ориентирует регионы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной политики в области развития конкуренции и антимонопольного регулирования. Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы.


Он предусматривает определение основных направлений государственной политики по развитию конкуренции, основных стратегических целей и принципов государственной политики по развитию конкуренции, а также ключевых показателей в наиболее актуальных отраслях экономики (видах деятельности).

Рассматривая совершенствование региональной антимонопольной политики на примере Курской области, можно отметить, что региональным руководством проводятся грамотные действия, направленные на демонополизацию экономики.

Координирует эту деятельность областной Совет по внедрению стандарта конкуренции, который возглавляет глава региона, и специально созданная рабочая группа. Действует соответствующее соглашение между администрацией Курской области и Советом муниципальных образований региона, направленное на осуществление работы по развитию конкуренции. О результатах проводимой работы говорит тот факт, что по итогам 2016 г. Курская область в рейтинге Федеральной антимонопольной службы России заняла 14-е место из 85 регионов страны по уровню развития конкуренции.

Соглашение, подписанное 24 июля 2018 г., закрепило сотрудничество администрации Курской области и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Приоритетными для развития конкуренции обозначены такие социально значимые сферы, как дошкольное и дополнительное образование детей, медицинские и ритуальные услуги, детский отдых и оздоровление, социальное обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство. Кроме того, в 2018 г. был существенно расширен (с 11 до 33) перечень рынков для развития конкуренции, которые наиболее актуальны для Курской области. Не осталась без внимания и роль ФАС России в возможном снижении тарифов на электрическую энергию на территории Курской области, в т. ч. для бюджетных потребителей. Одним из вариантов решения этой проблемы видится обращение в ФАС России по вопросу снижения платы «Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы», которое возможно произвести путем установления более низкого тарифа для Курской области.

Окончательные результаты региональной политики антимонопольного регулирования можно оценить при установлении успешности выполнения Национального плана по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 гг. Монополии влекут за собой проблемы, которые не позволяют государству достичь устойчивого темпа развития, потенциально возможного в рамках свободной конкуренции.

В связи с этим государственное вмешательство в виде антимонопольной политики представляется необходимым. Государственное регулирование деятельности существующих монополий, проведение методов демонополизации и предупреждение создания новых монопольных объединений имеет особую роль для экономики страны и ее граждан, позволяя предотвратить господство монополий, в перспективе ведущее к «краху» экономики в виде различных негативных явлений.


Антимонопольная политика России имеет ряд особенностей, одной из которых является ее «молодость», ее направленность существенно отличается от задач и целей антимонопольного регулирования зарубежных стран. Тем не менее на протяжении нескольких лет ведется напряженная работа с целью обеспечения необходимого уровня конкуренции и демонополизации рынка, результаты которой существенно сказываются на жизни и развитии экономики и общества в целом.

В целом, несмотря на предпринимаемые в России в последнее время меры, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования, в это области предстоит еще много чего сделать. Имеет смысл в разумно мере использовать зарубежный опыт осуществления антимонопольной политики.

На Западе антимонопольное законодательство хорош разработано и весьма действенно. Государство активно способствует создание проконкурентной среды, в частности за счет поддержки малого и среднего предпринимательства, развития частной инициативы. Тем не менее, между американским и европейским антимонопольным законодательством существует значительная разница:

  • американское антимонопольное законодательство в большей степени направлено против монополий в лице структурной единицы;
  • европейское антимонопольное законодательство направлено не на устранение самой монополии, а на противодействие негативных последствий рыночной власти монополий.

Что касается малого и среднего бизнеса, то малые и средние фирмы имеют значение для роста экономики и играют значительную роль в обеспечении занятости населения. В частности, если сравнивать малые предприятия с крупным бизнесом, то можно отметить, что крупные фирмы не стремятся к созданию новых рабочих мест, а наоборот сокращают их за счет автоматизации производства.

Малые предприятия готовы к созданию новых рабочих мест, предоставления возможности трудоустроиться тем, кто на протяжении долгого периода времени занимается поиском работы. К тому же малые предприятия обычно ориентированы на удовлетворение массового спроса на товары широкого потребления, а значит, именно они способны помочь решению проблемы инфляции, инфляционной неустойчивости российской экономики.

Можно выделить следующие ключевые проблемы, препятствующие развитие малого бизнеса в РФ:

  • недостаточно продуманная система налогообложения, медленный процесс
  • формирования инфраструктуры малого бизнеса;
  • низкие темпы роста числа малых предприятий;
  • плохая кооперация регионов, как с точки зрения обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в сфере организации взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой в практической плоскости.