Файл: Конкуренция как рыночное явление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом всего вышесказанного, можно выделить следующие ключевые направления совершенствования государственного антимонопольного регулирования в РФ:

1) модернизировать корпоративное законодательство и совершенствовать систему корпоративного управления, туда же включено развитие механизмов защиты прав собственности инвесторов и акционеров, повысить эффективность организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизовать интегрированные бизнес-структуры, совершенствовать нормативные правовые акты в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве);

2) улучшить конкурентную среду;

3) совершенствовать регулирование субъектов естественных монополий;

4) повысить эффективность особых экономических зон.

В то же время, пока в той или иной отрасли естественных монополий не будет до конца освоен механизм рыночного регулирования, не имеет смысла полностью отказываться от государственного регулирования, а иногда даже наоборот, следует усилить его (с последующим ослаблением мер воздействия по мере становления рыночных отношений, создания базы для здоровой конкуренции).

Резюмируя, анализ показывает, что антимонопольное законодательство за рубежом по сравнению с российской практикой является более разработанным. Тем не менее, в последнее время российское антимонопольное законодательство совершенствуется, в том числе используя передовой опыт зарубежных стран в этой сфере.

Несмотря на ухудшение политико-экономических отношений РФ с другими странами, в связи с действием санкций со стороны США и ЕС, необходимо изучать лучшие образцы антимонопольного законодательства, переносить на российскую почву, адаптируя под особенности российской специфики и исторических условий, поскольку еще со времен существования СССР для России характерна высокая монополизация рынка.

Заключение

Многообразие товаров и услуг, которые предоставляют монополистические конкурентные рынки, в основном отвечает склонностям и желаниям современного покупателя максимально широко. Однако наблюдается и тенденция увеличения роли рациональных мотивов поведения покупателей, что способствует стандартизации товаров и сокращению возможностей распространения монополистической конкуренции на рынках некоторых отраслей, например, на рынках пищевых продуктов, лекарств.


Конкуренция –это такой сложный процесс взаимодействия субъектов рынка в экономике, при котором борьба этих субъектов (рыночных организаций) приводит к улучшению сбыта продукции более успешного, сильного, передового (конкурентоспособного) предприятия.

Развитие конкуренции на рынке, помимо возможности увеличения каналов сбыта, позволяет более конкурентоспособному предприятию получить возможность наиболее детально изучить потребности потенциальных потребителей и занять более высокую ступень на рыночной нише.

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Совершенная конкуренция представляет собой такую экономическую модель, идеализированное рыночное состояние, при котором отдельные продавцы и покупатели не в состояния оказать влияние на цену, однако формируют ее посредством спроса и предложения.

На рынке совершенной конкуренции отсутствуют барьеры при входе и выходе. Вхождение на такой рынок не ограничено ни для покупателей, ни для продавцов. В связи с малыми объемами капиталов и денежных средств доступ на рынок свободен. Не существует трудностей с прекращением деятельности на таком рынке. Рыночные условия никого не вынуждают оставаться в отрасли, если они не соответствуют интересам субъекта.

Монополистическая конкуренция представляет собой такой тип рыночной структуры, который наиболее приближен к совершенной конкуренции.

В рамках монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция, имеющая много заменителей. При том, что на отраслевом рынке реализуются товары одного типа, в монополистической конкуренции товар каждого продавца имеет специфические качества или характеристики, способствующие тому, что некоторые покупатели предпочитают именно его товар товарам конкурентов. Такая ситуация носит название дифференциация товара.

Специфичность товара дает продавцу некоторую степень влияния на цену. Еще одна черта монополистической конкуренции – это существование неценовой конкуренции. Фирмы при соперничестве друг с другом не всегда пользуются ценовой конкуренцией, а активно применяют методы неценовой конкуренции, в частности, рекламу.


Список использованных источников

  1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
  2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
  3. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
  4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020)
  5. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях"
  6. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О концессионных соглашениях"
  7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О защите конкуренции"
  8. Авинаш, Д. Микроэкономика.Очень краткое введение / Д. Авинаш. - М.: ИД "Дело" РАНХиГС, 2016. - 208 c.
  9. Белокрылов, К.А. Микроэкономика: учебник / К.А. Белокрылов. - РнД: Феникс, 2016. - 491 c.
  10. Борисовская, Т.А. Микроэкономика. макроэкономика (для бакалавров) / Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков, В.Д. Камаев. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
  11. Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2019. - 128 c.
  12. Нуреев, Р.М. Микроэкономика: Практикум / Р.М. Нуреев. - М.: Норма, 2017. - 672 c.
  13. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебно-методическое пособие / Ю.Н. Черемных, В.А. Чахоян, А.Ю. Челноков и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.
  14. Чеканский, А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник / А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. - М.: Проспект, 2016. - 688 c.
  15. Бакальская Е.В. Взаимодействие производства и торговли в контексте рынка// Аллея науки, 2017 № 10 т.1 С. 497-500
  16. Лисица Е.С. Естественные монополии в мировой экономике: сущность, генезис и тенденции развития // Вопросы экономики. – 2014. – №5.– С. 12-18.
  17. Селиверстов А. С., Митрофанов Д. Е., Буцкая А. А., Евстратов А. Д., Николаева К. А. Конкуренция на экономических рынках // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 291-293.
  18. Яковлева Ю. А. Роль конкуренции в рыночной экономике // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 610-613
  1. Авинаш, Д. Микроэкономика.Очень краткое введение / Д. Авинаш. - М.: ИД "Дело" РАНХиГС, 2016. - 208 c.

  2. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебно-методическое пособие / Ю.Н. Черемных, В.А. Чахоян, А.Ю. Челноков и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.

  3. Бакальская Е.В. Взаимодействие производства и торговли в контексте рынка// Аллея науки, 2017 № 10 т.1 С. 497-500

  4. Белокрылов, К.А. Микроэкономика: учебник / К.А. Белокрылов. - РнД: Феникс, 2016. - 491 c.

  5. Чеканский, А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник / А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. - М.: Проспект, 2016. - 688 c.

  6. Борисовская, Т.А. Микроэкономика. макроэкономика (для бакалавров) / Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков, В.Д. Камаев. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.

  7. Нуреев, Р.М. Микроэкономика: Практикум / Р.М. Нуреев. - М.: Норма, 2017. - 672 c.

  8. Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. ечканова. - СПб.: Питер, 2019. - 128 c.

  9. Селиверстов А. С., Митрофанов Д. Е., Буцкая А. А., Евстратов А. Д., Николаева К. А. Конкуренция на экономических рынках // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 291-293.

  10. Яковлева Ю. А. Роль конкуренции в рыночной экономике // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 610-613

  11. Лисица Е.С. Естественные монополии в мировой экономике: сущность, генезис и тенденции развития // Вопросы экономики. – 2014. – №5.– С. 12-18.

  12. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О защите конкуренции"

  13. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020)

  14. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

  15. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

  16. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

  17. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях"

  18. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О концессионных соглашениях"